Фрагмент для ознакомления
2
1. Правовые системы современности.
Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особен-ностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединен-ных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.
Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализа-ции (правоотношений).
Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.
В современном мире каждое государство имеет свою правовую систе-му, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосу-дарственные общности: каноническое право, мусульманское право, индус-ское право, иудейское право. Существует также международное право, при-званное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосу-дарственные отношения.
Каждая национальная правовая система уникальна, однако, сравни-тельное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произве-сти типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы право-вых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.
Наиболее известной является классификация правовых си-стем французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяют-ся:
• – романо-германская правовая семья;
• – англо-саксонская правовая семья;
• – религиозная (восточная) правовая семья;
• – славянская (социалистическая) правовая семья;
• – другие правовые семьи.
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в нацио-нальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.
Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании об-щественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в ос-новном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впо-следствии закрепляются в нормативных правовых актах.
К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Ав-стралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное вли-яние на формирование правовых систем зависимых государств.
В основе регулирования общественных отношений в этой правовой се-мье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеден-ту. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является общее право (Common Law), которое в различные исторические этапы развития Англии дополнялось правом справедливости (Equity Law), которое сформировалось в связи с развитием товарного производства и также является прецедентным, и статутное право (Statue Law), которое имеет парламентское происхождение.
Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным ис-точником права выступает священный памятник. В основе религиозной пра-вовой системы лежит какая- либо система вероучения.
Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из вы-сказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наря-ду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, она содер-жит и установления нормативно-юридического характера. Сунна – мусуль-манское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представ-ляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказы-ваниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, со-ставленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственно-го юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в до-полнительном обосновании.
Особенностью приведенного варианта совокупности правовых систем, включающих самостоятельную семью славянского права, является стремле-ние отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную – славянскую правовую семью, связанную с изменениями на карте современ-ной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) правовая общность, образуемая страна-ми в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о госу-дарствах бывшего социалистического содружества – СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, осо-бую семью социалистического права.
2. Функции права: понятие и классификация.
Право как социальный институт функционирует наряду с государ-ственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Зна-чение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функ-циями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеют-ся в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.
С помощью понятия "функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы об-щество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необхо-димую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.
Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависи-мости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.
Если следовать широкому значению функций права, то среди них мож-но выделить, например, такие:
экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы соб-ственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует поли-тические отношения, регулирует деятельность субъектов политической си-стемы и пр.);