Фрагмент для ознакомления
1
1. История как наука: объект, предмет, источники, принципы, методы, функции. Периодизация всемирной истории.
2. Проблема методологии истории: стадиальный (формационная концепция, теория постиндустриального общества, модернизационная теория) и цивилизационный подходы (концепции Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера и др.).
3. Первобытная история: варианты периодизаций (археологическая, палеоантропологическая и др.), характеристика периодов; предпосылки формирования государства. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.
4. Специфика исторического пути России: спорные проблемы, определяющие факторы (геополитический, природно-климатический, социогосударственный, этнический, конфессиональный).
5. Общая характеристика периода раннего средневековья (V–XI вв.) Западной Европы.
6. Византийская цивилизация в Средние века. Вклад Византии в культурное развитие славянских народов.
7. Происхождение, расселение и ранние политические объединения восточных славян. Древнерусское государство (IX–XII вв.): причины образования, этапы развития, их характеристика. Социально-политический строй Киевской Руси.
8. Значение принятия Русью христианства в православном варианте. Формируемый православием менталитет. Культура Киевской Руси в IX в. – начале XII в.
9. Удельная Русь. Причины, общая характеристика политической раздробленности. Основные типы политико-экономического развития русских земель и княжеств (Северо-Восточная, Юго-Западная Русь, Великий Новгород). Культура домонгольской Руси.
10. Русские земли в XIII веке: экспансия с Востока и Запада. Влияние монголо-татарского ига (1240–1480) на судьбу страны.
11. Формирование крупных централизованных государств в Западной Европе в период классического средневековья (XI–XIV вв.).
12. Великое княжество Литовское и Русское в XIII–XVI вв. Русские земли в составе княжества.
13. Причины, предпосылки, особенности образования Российского централизованного государства. Этапы становления. Правление Ивана III (1462–1505 гг.). Василия III (1505–1533 гг.). Развитие отечественной культуры в ХIV–ХVI вв.
14. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV (1533–1584). Оценка правления Ивана IV в российской историографии.
15. Страны Западной Европы в эпоху зарождения капиталистических отношений (XV–XVII вв.).
16. Смутное время в России (конец XVI – начало XVII в.): причины, основные этапы, итоги. Проблема исторического выбора пути развития.
17. Первые Романовы (1613–1682). Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России. Развитие российской культуры в ХVII в.
18. XVIII век в европейской и мировой истории. Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
19. Россия при Петре I (1682–1725), начало модернизации страны. Дискуссии о Петре I в отечественной исторической науке.
20. Эпоха «дворцовых переворотов»: сущность, причины, содержание и последствия для развития страны.
21. Основные направления, цели и итоги внешней политики России в XVIII веке. Рост внешнеполитического могущества России в XVIII веке. Особенности российской имперской модели государственности.
22. Внутренняя политика Екатерины II (1762 – 1796 гг.). «Просвещённый абсолютизм», его основные черты и противоречия.
23. Место и роль XIX века в мировой истории: основные тенденции развития.
24. Проблемы реформирования России в первой половине XIX в.: от «правительственного либерализма» Александра I к консервативно-охранительной политике Николая I.
25. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в.
26. Основные направления, цели и итоги внешней политики России в XIX веке.
27. Реформы Александра II и мероприятия периода царствования Александра III.
28. Социально-экономическая модернизация России на рубеже XIX – ХХ вв. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
29. Первая революция в России 1905–1907 гг.: причины, этапы, последствия.
30. Возникновение парламентаризма в России. Консерваторы, либералы и революционные радикалы в политической жизни страны начала ХХ в.
31. Роль России в системе международных отношений в начале ХХ века. Участие России в Первой мировой войне (1914–1918 гг.): мировой баланс сил и национальные интересы. Воздействие войны на европейское и российское развитие.
32. Революция 1917 г. в России: причины, особенности, этапы, итоги, характер. Приход к власти большевиков.
33. Гражданская война и иностранная интервенция в России: причины, этапы, основные итоги и последствия. Политика военного коммунизма (1918 – 1921).
34. Национально-государственное строительство в 1920-е гг. Образование СССР и принципы его национальной политики. Советская Россия в годы новой экономической политики. Цели, задачи, особенности НЭПа.
35. Форсированное строительство социализма в СССР в конце 1920-х – 1930-е годы: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Становление политической системы.
36. Мировой экономический кризис конца 1920-х – начала 1930-х гг.: варианты преодоления.
37. Внешняя политика СССР в 1920-е – начале 1940 годов. Проблема создания системы коллективной безопасности.
38. Вторая мировая война: причины, характер, периоды. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.): причины, этапы, итоги.
39. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война»: истоки, этапы, предварительные итоги. Основные тенденции и проблемы развития СССР в послевоенные годы (1945–1953 гг.).
40. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР (1953–1985 гг.): основные тенденции и проблемы. Советская культура.
41. Советский Союз в период перестройки. Распад СССР: причины и последствия.
42. Смена модели общественного развития в 90-е гг. ХХ столетия, либеральная концепция российских реформ. Российская Федерация 1992–2015 гг. Основные направления внутренней и внешней политики.
Фрагмент для ознакомления
2
1. История как наука: объект, предмет, источники, принципы, методы, функции. Периодизация всемирной истории.
Исто́рия — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.
Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества.
Истори́ческий исто́чник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал:
1. произведения всех наук, ремёсел, искусств;
2. данные языка;
3. обычаи, нравы, учреждения;
4. делопроизводственные и всевозможные административные документы.
Принципы:
1. объективность - опираться на факты в их содержании;
2. историзм - любое историческое событие должно изучаться с точки зрения того, где, когда, в силу каких причин это явление возникло.
Методы:
1. хронологический;
2. хронологическо-проблемный - предусматривает изучение истории по периодам, а внутри их по проблемам.
3. проблемно-хронологический - изучает какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии
4. синхронический - позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в различных частях мира.
5. ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выяснения причин события.
6. историко-сравнительный - метод сопоставления исторических объектов в пространстве и времени.
7. идеографический - заключается в описании исторических событий и явлений.
8. статистический - выявление взаимосвязанностей единичного, особенно общего и всеобщего
9. индукции и дедукции - метод движения мысли от частного в общему, к выводам и наоборот.
Функции:
1. познавательная и интеллектуально-развивающая – изучение исторического пути, выявление закономерности исторического развития;
2. практическо-рекомендательная – помощь в вырабатывании научно-обоснованного политического курса;
3. мировоззренческая;
4. воспитательная - моральные и нравственные качества личности;
5. социальной памяти - осуществляет связь прошлого и настоящего;
6. прогностическая - предвидении будущего;
7. этно-культурная
Периодизация всемирной истории.
Карл Маркс, исходя из принципов материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в его основу способ производства и формационную концепцию - история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная капиталистическая, коммунистическая). В России теория Маркса была скорректирована Лениным и называлась «марксизм-ленинизм».
Западные ученые 20 века, Тойнби и Шпенглер, рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же циклов круговорота локальных цивилизаций - зарождение, рассвет и гибель.
Цивилизационный подход выделял 3 основных типа цивилизаций, в основе которых идея непрерывного развития:
1. народы без идей развития
2. восточный (циклический характер развития)
3. европейский (прогрессивный).
Американский ученый Рос Тоу в 1960-70-е годы разработал теорию стадии экономического роста. Тогда он выделил 5 стадий экономического роста:
1. Традиционное общество
2. Период предпосылок или переходного общества
3. Период взлета или сдвига
4. Период зрелости
5. Эра высшего массового потребления
6. Поиск путей качественного улучшения условий жизни человека
2. Проблема методологии истории: стадиальный (формационная концепция, теория постиндустриального общества, модернизационная теория) и цивилизационный подходы (концепции Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера и др.).
1. Цивилизационный подход
В работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869 г.) представлена теория культурно-исторических типов:
i) выделены этапы развития каждого культурно-исторического типа:
(1) племенной (около 1000 лет), «детство»;
(2) государственный (в пределах 400 лет), «зрелость»;
(3) период цивилизации (100 лет), «дряхлость».
ii) представлена классификация культурно-исторических типов:
(1) первичные, подготовительные культуры (египетская, китайская)
(2) специализированные:
(a) еврейский (развита только религиозная деятельность),
(b) эллинский (культурная),
(c) римский (политическая),
(3) двуосновные (романо-германский, развивший политико-культурную деятельность),
(4) объединительный (славянский, в котором развиты все 4 основы – (политическая, общественно-экономическая, религиозная и собственно культурная)).
В.И. Ламанский (1825–1902) делил общества на:
(i) «мир прошлого» (цивилизации Азии),
(ii) «мир настоящего» (романо-германский (католическо-протестанский)),
(iii) «мир будущего» (греко-славянский (восточно-христианский), с русским ядром, чей цивилизационный взлёт, по его мнению, впереди).
Концепция О. Шпенглера, представленная в двухтомнике «Закат Европы»:
i) история человечества представлена в виде 8 замкнутых великих культур (египетской, вавилонской, индийской, китайской, греко-римской, западно-европейской, арабо-византийской, русско-сибирской (расцвет которой ожидается);
ii) культура проходит в своем развитии 1000-летний цикл и, «умирая», превращается в цивилизацию и характеризуется:
1. развитием техники и промышленности,
2. упадком искусства и литературы,
3. появлением крупных городов, населенных безликими серыми массами, то есть переход к «массовому обществу», что приводит к череде войн за мировое господство.
2. Формационная концепция:
Основоположники теории (К. Маркс, Ф. Энгельс) выстроили анализ на основе смены форм собственности: первобытность – рабовладение – феодализм – капитализм – социализм).
3. Теория постиндустриального общества (1973 г. Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество») - Этапы общественного развития основаны на смене технологий:
1. в традиционном обществе решающее значение имеет сельскохозяйственное производство, основанное на ручном труде, главными общественными институтами выступают армия и церковь;
2. индустриальное общество характеризуется определяющей ролью промышленности;
3. постиндустриальное общество, олицетворением которого служит университет, характеризуется:
1. повышением роли науки;
2. переходом от производства товаров к экономике обслуживания;
3. усилением глобализации и интернационализации хозяйства.
4. Модернизационная концепция по В.А. Красильщикову:
1. западноевропейский – североамериканский, где модернизация осуществлялась при опоре на внутренние ресурсы, была органической;
2. полупериферийный эшелон. Входившие в него государства (в том числе, Россия, Япония) проводили модернизацию в результате толчка со стороны общецивилизационного центра;
3. периферийный эшелон – большинство государств Азии и Африки, в которых модернизация разворачивалась как следствие колониальной экспансии стран первого эшелона.
3. Первобытная история: варианты периодизаций (археологическая, палеоантропологическая и др.), характеристика периодов; предпосылки формирования государства. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.
1. варианты периодизации первобытной истории.
Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный бронзовый и железный века. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве, результатом которого считаются:
• рост численности и плотности населения;
• создание условий для зарождения, накопления и развития культурных традиций;
• строительство благоустроенных домов;
• время на творчество;
• появление излишек продуктов питания, подлежащие длительному хранению.
В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города, в которых жители частично были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, пирамиды и т. д.,
Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по объему прав и привилегий.
Была создана письменность.
антропологическая периодизация: выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. ар- хантропа, палеоантропа и человека разумного.
2. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.
В РФ многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку.
Параметр сравнения Цивилизации Древнего Востока Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)
Экономика 1.Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности.
2.Натуральное хозяйство преоблада¬ет и тормозит развитие рынка 1.Возникновение и укрепление частной собственности.
2.Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулиру¬емые гражданским правом
Политика 1. Царская власть имеет деспотиче¬ский, наследствен¬ный характер.
2.Верховный правитель опирается на многочисл. вооруженные силы.
3. Крупные многонациональные им¬перии основываются на насилии.
4..Суд опирается на обычай или писаный закон 1. Закладываются основы демо¬кратии, республиканской формы правле¬ния, принципы организации коллектив¬ной власти.
2.Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
3. Появляются политические партии.
Культура и духовенство
1. Высшие правители обожествля¬ются
2.Художественная культура обслу¬живает интересы высшей власти и духовенства.
3.Общественное сознание отличает¬ся консерватизмом, патриархаль¬ностью, покорностью судьбе 1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться.
2.Художественная культура обращена к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные воз¬можности.
4. Специфика исторического пути России: спорные проблемы, определяющие факторы (геополитический, природно-климатический, социогосударственный, этнический, конфессиональный).
1. Геополитический фактор:
• обширные, слабо заселенные территории, занимающие промежуточное между Европой и Азией положение;
• изначально незащищенная естественными преградами граница;
• оторванность от морей (и соответственно от морской торговли).
2. Природно-климатическое влияние
Жизнедеятельность значительной части жителей страны осуществляется в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях, заставляя расходовать много усилий и ресурсов на обогрев помещений, теплую одежду, долговременное стойловое содержание скота и т.д. На экономику, весь жизненный уклад оказывает важное воздействие то, что:
• около ¾ территории приходится на Север и зону рискованного земледелия;
• при колоссальных расстояниях основные природные богатства сосредоточены там, где почти нет населения;
• ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями.
3. Социогосударственный фактор
В России сложились крепкие общинные традиции. У славян, насколько можно проникнуть в глубь веков (с рубежа III – II тысячелетий до н. э.), была территориальная община, сохранявшаяся вплоть до XX столетия и с огромной силой воздействующая на национальный характер. Территориальные общины обычно держатся принципа равенства и внутри её и в отношении к другим племенам и народам, и:
• выстраиваются снизу вверх, путем делегирования;
• открыты для иноплеменников;
• легко ассимилируют и ассимилируются в иноязычной среде.
4. Этнический фактор
Ядром российской цивилизации является русский народ. Он стал собирателем и объединителем других этносов России.
Хотя государство образующим являлся русский этнос, в стране сформировалась уникальная форма национального общежития. В России имело место братство людей различных национальностей под общим названием «русские». Дойдя до Тихого океана, славяне не уничтожили ни одного народа, а ассимиляция многих племен происходила совершенно естественно и довольно быстро.
5. Религиозный (конфессиональный) фактор
Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви, оказавшей значительное воздействие на образ жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в православном варианте), русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке. Немаловажно и то, что в России православными являются помимо славянских народов большинство верующих коми, карелов, мордвы, осетин и других.
5. Общая характеристика периода раннего средневековья (V–XI вв.) Западной Европы.
Становление феодальных отношений.
В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.
Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, происходившее двумя путями:
• через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов;
• практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции.
Классы раннего феодального общества.
В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу:
• Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина.
• Другая группа –лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения.
Состояние экономики.
В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ.
Этнические процессы и феодальная раздробленность.
В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы.
К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов.
Христианство.
Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.
Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии. Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.
6. Византийская цивилизация в Средние века. Вклад Византии в культурное развитие славянских народов.
Основной чертой государственного уклада является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, который возглавляется:
• сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);
• Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д.
Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:
• внутренних дел (полиции);
• иностранных дел;
• военное;
• финансовое и др.
Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение:
• поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;
• подушная подать;
• налог на париков;
• принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;
• принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.
Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:
• наличием многих крупных городских центров;
• потребность в экономической связи между областями и провинциями;