Фрагмент для ознакомления
2
Перечень вопросов на зачет (дифференцированный зачет, экзамен)
8.1. Вопросы к зачету
1. Формы организации целостного педагогического процесса в детском саду.
Формы организации целостного педагогического процесса — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Форма организации учебно-воспитательного процесса связана с количеством участников, временем и местом протекания процесса, порядком его осуществления, реализуется как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов.
Поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного общения, то организационная форма является и определенным порядком построения их общения, что также является особенностью организационных форм.
В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Велл-ланкастерская система взаимного обучения, батавская система, маннгеймская система, дальтон-план, бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм для массового обучения оказались самыми пригодными возникшая в XII—XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система вузовского обучения и школьная классно-урочная система, возникшая в XVI—XVII вв. в братских школах Украины, Белоруссии, Чехии, теоретически обоснованная и четко структурированная Я. А. Коменским.
...В начале XX в., приступая к реформе народных школ в Мангеймс, Й. Зиккингер положил в основу следующий тезис: возраст учащихся не всегда совпадает с их умственным развитием. Ведь не все, доказывал Зиккингер, могут нести один и тот же груз. А почему мы не ставим перед каждым учащимся такие задачи, с которыми он сможет справиться? Почему мы не создаем различные классы для детей в одном и том же возрасте, но с разными способностями, классы для учащихся очень способных, учеников со средними способностями и "болезненно неспособных"?
Исходя из этого, Зиккингер создал четыре так называемых ряда классов:
• основные классы — для детей, имеющих средние способности;
• классы для учащихся малоспособных, которые "обычно не кончают школу";
• вспомогательные классы — для умственно отсталых детей;
• классы иностранных языков, или "переходные" классы, — для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.
В эти ряды классов учащиеся направлялись на основе результатов психометрических обследований и характеристик учителей. Продолжительность учебы в каждом ряду была различной: в основных классах — 8 лет, в классах и вспомогательных классах — 4 года, в переходных — 6. Й. Зиккингер полагал, что учащиеся смогут переходить из одной последовательности классов в другую, но на практике это оказалось невыполнимым из-за значительных программных различий. В настоящее время [Мангеймская] система подвергается критике. Один из сс недостатков состоит в том, что она основана на ошибочном представлении о решающем влиянии биопсихологических факторов на конечные результаты развития учащихся. Й. Зиккингер не понял того, что низкий уровень интеллектуального развития некоторых учеников, прежде всего, детей из рабочих и крестьянских семей, в момент поступления в школу является не столько следствием недостатков "наследственности", сколько плохих бытовых условий и низкого культурного уровня, не обеспечивших этим детям полного развития врожденных задатков.
К числу организационных форм обучения, используемых в средней школе любого типа, относят: урок, экскурсию, семинар, практикумы, факультативы, домашнюю работу, консультации, формы трудового и производственного обучения. Это формы организации учебного процесса в рамках учебных планов и программ. Они обогащаются и дополняются формами внеклассной учебной работы: предметные кружки, научные общества, студии; предметные викторины, конкурсы, которые позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.
Функции форм обучения:
• • обучающе-образовательная — создают оптимальные условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития психических процессов учащихся;
• • интегрирующе-дифференцирующая — позволяют реализовать взаимодействие, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;
• • систематизирующая и структурирующая функция — требуют четкого почасового планирования изучаемого материала по годам, четвертям обучения и отдельным формам организации обучения (что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу, экскурсии и т.д.);
• • дополняющая и координирующая — формы организации дополняют и корректируют друг друга.
В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (дифференцированная или недифференцированная) работа. Дифференцированной может быть и коллективная работа групп. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная или лабораторная работа), тогда речь идет о недифференцированной индивидуальной работе фронтального характера. Когда класс в целом или каждая группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, результат работы зависит от общих сложенных усилий, то имеется в виду коллективная или групповая работа.