Фрагмент для ознакомления
2
Принципы обучения выражают закономерности, которые регулируют образовательный процесс. В отличие от вопросов о раскрытии закономерностей обучения, которые в дидактике были активно изучены недавно, внимание дидактики уделяется обоснованию принципов обучения с самого своего появления. Первые попытки формулировки дидактических принципов встречаются в работах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци. Они выдвигали один из принципов в роли доминантного и на его основе строили всю систему дидактических принципов. Дидактические закономерности представляют собой устойчивые связи между условиями и результатами обучения, различают внешние и внутренние закономерности обучения.
Среди дидактических закономерностей на первом плане следует выделить следующие: в определенной степени результаты обучения пропорциональны его продолжительности, и эффективность освоения учебного материала во многом обратно пропорциональна его сложности; результаты обучения тесно связаны с личной мотивацией учащихся и их пониманием ценности представленного материала и образовательного процесса в целом.
Внешние дидактические закономерности, обусловленные внешними связями, включают:
- выравнивание целей, задач, содержания и методов обучения в соответствии с социально-экономическими потребностями общества;
- зависимость задач, содержания и методов обучения от возможностей общества и условий, в которых происходит этот процесс;
- влияние результатов обучения на взаимодействие обучающегося с окружающим миром.
К внутренним дидактические закономерностям процесса обучения относятся:
- взаимосвязь воспитания, образования и развития;
- единое взаимодействие преподавания и учения, образования и самообразования;
- определяющая роль деятельности и общения в процессе обучения;
- взаимосвязь задач, содержания, форм и методов обучения;
- подчиненность результативности обучения способам управления процессом и активности самого ученика, и так далее.
Закономерности обучения (общие и частные)
Общие закономерности учебного процесса отличаются ясным и точным выделением сущностей, предотвращают недоразумения и фиксируют общие взаимосвязи. Они охватывают следующие аспекты:
Цель обучения:
Цель обучения зависит от развития общества, его потребностей, а также уровня развития педагогической науки и практики.
Содержание обучения:
Содержание обучения определяется общественными потребностями, темпами социального и научно-технического прогресса, возрастными особенностями учащихся и материально-техническими возможностями учебных заведений.
Качество обучения:
Эффективность каждого этапа обучения зависит от продуктивности предыдущих этапов, характера изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия и обучаемости учащихся.
Методы обучения:
Эффективность дидактических методов зависит от уровня знаний и навыков их применения, цели обучения, содержания, возраста учащихся, их обучаемости, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.
Управление обучением:
Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.