Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Понятие возраста в отечественной психологии, его метрические и топологические характеристики. 2
2. Возникновение представлений о детстве в общественном сознании. Факторы становления детства в истории общества. 8
3. На основе исторического и этнопсихологического материала показать конкретно-исторический характер детства. 11
4. Классификация методов психологии развития и возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву 12
5. Специфика основных стратегий возрастно-психологических исследований (трансверсальной, лонгитюдной, экспериментально-генетической) 16
6. Особенности эмпирических методов возрастной психологии (эксперимента, наблюдения, праксиметрического, биографического и др. методов) 19
7. Кросскультурные исследования в решении задач психологии развития и возрастной психологии 21
8. Охарактеризовать содержание ранних теорий психического развития (С. Холл, К. Бюлер, В. Штерн и др.) 25
9. Теории развития в контексте бихевиористического подхода (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) 29
10. Психоаналитические теории психического развития (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни и др.) 33
11. Концепция психосоциального развития Э. Эриксона 43
12. Основные направления и принципы построения теории Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. 49
13. Понимание сущности и закономерностей психического развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 53
14. Развитие идей культурно-исторической теории в современных возрастно-психологических исследованиях (Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков и др.) 58
15. Проблема периодизации психического развития в различных зарубежных (С. Холл, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) подходах. 61
16. Современные отечественные теории периодизации психического развития человека (Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков и др.) 66
17. Общая стратегия анализа возрастных периодов в контексте культурно-исторической концепции 70
18. Характеристика неравномерности психического развития человека в структуре онтогенеза. Понятие о кризисных и сензитивных периодах. 72
19. Проблема взаимосвязи обучения и развития 74
20. Общая характеристика развития человека в онтогенезе (на выбор – детство, юность, молодость, зрелость, старость). Основные задачи развития человека в эти возрастные периоды 77
Фрагмент для ознакомления
2
Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Понятие возраста в отечественной психологии, его метрические и топологические характеристики.
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления, и особенности человеческой жизни.
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
Теоретическими задачами психологии развития и возрастной психологии являются:
изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития;
периодизация психического развития в онтогенезе;
изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний.
Практические задачи психологии развития и возрастной психологии:
определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала детей и подростков;
создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
возрастная и клиническая диагностика;
выполнение функции психологического сопровождения, помощи и поддержки развития;
наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса.
Таким образом, задачами психологии развития и возрастной психологии является изучение возрастных периодов развития, причин и механизмов перехода от одного возрастного периода к другому, а также общих закономерностей и тенденций, темпа и направленности психического развития в онтогенезе.
Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).