- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
общая психология
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Общая психология
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "общая психология"?212 страниц
0 источников
Добавлена 08.07.2025 Опубликовано: studservis
4038 ₽
8075 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Вопросы для подготовки к государственному экзамену 4
Дисциплина «Общая психология» 4
1. Характеристика анализаторов человека, их виды. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Отбор полезной информации в ощущениях 4
2. Непроизвольное и произвольное воображение как психический процесс. Воссоздающее и творческое воображение 6
3. Ощущение как психический процесс. Общие закономерности развития ощущений. Чувствительность и ее измерение 8
4. Развитие мышления и речи. Особенности развития мышления и речи у детей разных возрастов 12
5. Характеристика ощущения. Классификация ощущений и их характеристика. Локализация различных ощущений в коре головного мозга 14
6. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключение. Образование логической цепочки. Характеристика каждой формы мышления 18
7. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Чувствительность 21
8. Развитие воображения. Особенности развития воображения у детей разного возраста 23
9. Восприятие и его особенности. Предметность, целостность, структурность восприятия. Константность. Осмысленность восприятия. Апперцепция 26
10. Внимание как психический процесс. Его развитие в онтогенезе личности. Методы формирования произвольного внимания у детей 30
11. Восприятие как психический процесс. Виды восприятия и их характеристика. Физиологические основы развития восприятия личности 33
12. Физиологические основы познавательных процессов личности. Локализация психических функций в коре головного мозга 35
13. Возрастные особенности восприятия пространства в онтогенезе личности. Диагностика и коррекция восприятия пространства у детей 38
14. Мышление как психический процесс. Операции мышления. Диагностика основных операций мышления 40
15. Возрастные особенности восприятия формы предметов в онтогенезе личности. Диагностические методики и их применение по возрастам для исследования уровня развития восприятия формы у детей и взрослых 42
16. Развитие памяти. Методы развития и коррекции памяти 45
17. Возрастные особенности восприятия величины предметов в онтогенезе личности. Диагностический инструментарий для исследования восприятия размера у детей и взрослых. Процедура применения методик 47
18. Понятие забывания как одной из функций памяти. Методы профилактики и коррекции памяти у детей и их характеристика 49
19. Восприятие глубины и удаленности предметов в раннем и дошкольном возрасте. Дайте характеристику данного процесса, объясните его феномен. Психологический эксперимент восприятия удаленности предметов 51
20. Условия успешного запоминания материала человека. Методы развития памяти. Дайте характеристику каждому методу развития памяти. Проведите сравнительный анализ двух методов по надежности и валидности их применения в младшем школьном возрасте 54
21. Восприятие времени и движения человеком в зависимости от уровня развития его нейродинамики, темперамента и интеллектуальных особенностей. Диагностика социально-временных представлений у детей 56
22. Оперативная память. Диагностика оперативной памяти. Процедура исследования 58
Числовые ряды 59
23. Определение памяти как психического процесса. Виды памяти индивида и их характеристика. Взаимосвязь различных видов памяти человека 60
24. Внимание и его физиологические основы. Произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание и их характеристика 61
25. Процессы памяти: запоминание. Виды запоминания и их характеристика. Место непроизвольного и произвольного запоминания в усвоении знаний человеком 62
26. Словесно-логическая память как психический процесс. Диагностика словесно-логической памяти у детей. Методики диагностики и их характеристика 63
27. Процессы памяти: воспроизведение. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Узнавание. Воспоминание 65
28. Образная память как психический процесс. Диагностика образной памяти 67
29. Процессы памяти: забывание и сохранение информации. Темпы забывания. Условия сохранения информации. Роль эмоций в сохранении информации. Описание последовательности сохранения информации человеческим мозгом 69
30. Виды внимания у детей в раннем и дошкольном возрасте, их характеристика. Методики диагностики внимания у дошкольников 71
31. Роль ощущений и восприятий в жизни и деятельности человека. Взаимосвязь внимания и восприятия. Иллюзии восприятия 72
32. Свойства внимания как психического процесса. Охарактеризуйте их. Диагностика свойств внимания у детей. Охарактеризуйте синдром дефицита внимания как диагноз у детей 74
33. Индивидуальные различия в процессах памяти человека. Зрительная и слуховая память. Замыкательная функция коры головного мозга. Её роль в процессе запоминания и сохранения информации 77
34. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое понятийное мышление. Охарактеризуйте каждый вид. Назовите возрастной период формирования каждого вида мышления 79
35. Мышление человека, общая характеристика. Чувственное познание и мышление. Мышление и речь. Социальная природа мышления 82
36. Воображение как психический процесс и его характеристика по возрастам. Связь воображения и фантазии. Роль фантазии в развитии игры и творчества детей. Пассивное (преднамеренное и непреднамеренное) и активное (воссоздающее и творческое) воображение 83
37. Язык и речь как психический процесс. Охарактеризуйте речь, её основные функции и речевую деятельность человека. Виды речи и их характеристика. Функции речи и их анализ 85
38. Мышление как процесс. Анализ и синтез как основные мыслительные операции и их характеристика. Классификация. Обобщение. Индивидуальные особенности мышления 88
39. Аналитико-синтетический характер процессов воображения личности. Аналитико-синтетический метод развития воображения у детей 91
Дисциплина «Психологическое консультирование и психокоррекция» 94
40. Групповое консультирование. Методы группового консультирования. Характеристика каждого метода. Целесообразность консультирования в группе 94
41. Психологическое консультирование клиента по вопросам потери работы. Методы и этапы консультирования. Индивидуальная и групповая психологическая консультация с безработными. Сравнительный анализ эффективности таких форм работы психолога 96
42. Деятельность психологической службы образовательного учреждения в сфере адаптации детей с ОВЗ к обучению в образовательном учреждении в условиях инклюзии 98
43. Организационное психологическое консультирование в стиле коучинг и его характеристика 100
44. Психологическое консультирование по проблемам личности и жизненных неудач клиента. Каузальные и симптоматические методы устранения проблем 102
45. Эклектическое совмещение теорий и выработки личного стиля работы специалиста. Примеры использования как основы сразу нескольких теорий личности в решении проблем клиента 104
46. Психологическое консультирование по межличностным проблемам. Охарактеризуйте способы влияния и методы работы психолога по устранению данных проблем 106
47. Профессиональные компетенции, необходимые для успешной деятельности психолога-консультанта. Охарактеризуйте каждую из них. Определите траекторию профессионального саморазвития психолога-практика после окончания обучения в вузе 108
48. Психологическая помощь лицам с суицидальным поведением. Профилактика суицида среди молодежи, содержание и анализ профилактических мероприятий 110
49. «Синдром выгорания» психолога-консультанта, его профилактика и преодоление. Методы работы с синдромом выгорания 115
50. Психологическое консультирование по проблемам алкогольной и наркотической зависимости. Меры по их устранению 119
51. Психологическое консультирование по проблемам самочувствия и состояния здоровья. Способы устранения проблем. Технологии пропоганды ЗОЖ в практике консультирования 123
52. Психодинамическое направление в психокоррекции и его характеристика. Методы психоанализа, техники на основе формирования баланса в сфере сознательного и бессознательного в структуре личности 126
53. Семейное психологическое консультирование. Сферы консультативной деятельности семейного психолога и характеристика его работы в данных сферах. Консультирование по вопросам супружеских проблем. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений 128
54. Поведенческое направление в психокоррекции. Методы бихевиоральной терапии, их характеристика и оценка эффективности использования в различных спектрах проблем клиента. Сферы эффективности данного метода 131
55. Психолого-педагогическое консультирование обучающихся по вопросам трудностей в обучении. Методы преодоления проблем и их характеристика 133
56. Экзистенциональное направление в психокоррекции. Методы формирования базовых потребностей в безопасности и доверии к миру. Характеристика методов и сфера их применения. Особенности экзистенциальной коррекции при расстройствах аутистического спектра у детей 135
57. Психокоррекция при нормальном и аномальном развитии. Отличие и сходство методов. Общие принципы психокоррекции. Специфические принципы психокоррекции при аномальном развитии личности 138
58. Типы неконструктивного поведения как реакция на психологические проблемы: агрессия, эскапизм, регрессия, рационализация, сублимация. Характеристика каждого типа проблемного поведения, основные социально-психологические причины возникновения нарушений в поведении личности 141
59. Психокоррекция как вид деятельности психолога-консультанта. Методы психокоррекции их характеристика 143
60. Когнитивной сфера личности. Методы индивидуальной психокоррекции когнитивных функций, область их применения в консультировании и характеристика 146
61. Принципы коррекционной работы: единство диагностики и коррекции, нормативности развития, коррекции «сверху вниз», коррекции «снизу-вверх», системности развития психической деятельности 149
62. Арттерапия. Общая характеристика, цели арттерапии. Виды арттерапии. Принцип выбора арттерапевтических мероприятий психологом. Анализ сочетаемости различных видов арттерапии в коррекции одного нарушения 152
63. Трансактный анализ как метод работы психолога-консультанта. Основная характеристика трансактного анализа 154
64. Гештальт как метод работы психолога-консультанта. Цели и основные понятия гештальт-терапии 157
65. Гипноз и гипнотерапия. Область применения гипноза. Методы гипноза и их характеристика 159
66. Поведенческая терапия как метод работы психолога-консультанта. Основы лечебного воздействия методов поведенческой терапии 162
67. Рациональная психотерапия в практике психолога-консультанта. Основные положения рациональной психотерапии 166
68. Психологическое консультирование детей и подростков: анализ основных проблем подросткового возраста и технологии психологической помощи 169
69. Психологическое консультирование родителей: тактика, методы и особенности работы. Стили семейного воспитания. Типы родителей-клиентов. 171
70. Психологическое консультирование как вид практической деятельности психолога: этапы консультации. Основные трудности начинающего психолога-консультанта. Критерии эффективной психологической консультации 174
71. Проблема эклектического совмещения теорий и выработки личного стиля работы специалиста: анализ и примеры использования в процессе решения проблем клиента 176
72. Современные технические аппаратные и компьютерные средства, используемые в психокоррекции и психотерапии 178
73. Тренинг как вид коррекционной работы и его характеристика. Область применения тренинга в консультировании и психотерапии. Сравнительный анализ группового занятия и коллективного тренинга. Т-группы и их характеристика. Цели и задачи Т-группы. Принципы объединения клиентов в Е-группы 179
74. Этические основы психокоррекции. Кодекс психолога-консультанта и его характеристика. Случаи нарушения этического кодекса психолога и их обоснованность 182
75. Значимые качества психолога-консультанта: интуиция, эмпатия, апперцепция, конгруэнтность, рефлексия и их характеристика 184
Дисциплина «Практикум по основам психологического консультирования» 185
76. Метафора в работе психолога-консультанта. Использование метафоры и метаморфоз на этапе раскрытия проблемы клиента и выбора путей её решения 185
77. Селективное слушание в практике психолога-консультанта. Техники селективного слушания 188
78. Эмпатия в работе психолога-консультанта. Техники эмпатийного слушания. Этапы применения в процессе консультации 190
79. Психологическое консультирование по проблемам алкогольной и наркотической зависимости. Методы работы психолога-консультанта с зависимыми клиентами 192
80. Семейное психологическое консультирование. Сферы консультативной деятельности семейного психолога и характеристика его работы в данных сферах. Консультирование по вопросам супружеских проблем. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений 194
81. Психолого-педагогическое консультирование обучающихся по вопросам трудностей в обучении. Методы преодоления проблем и их характеристика 197
82. Психодрама как метод работы психолога-консультанта. Техники психодрамы и сфера ее применения в психоконсультировании 200
83. Обучающий эксперимент и его характеристика. Виды помощи в обучающем эксперименте и их последовательность 203
84. Изучение продуктов деятельности как метод психологического исследования. Характеристика данного метода. Классификация продуктов деятельности детей 206
85. Проблемно-ориентированное консультирование. Структура и этапы решения проблемы клиента 209
Фрагмент для ознакомления 2
Дисциплина «Общая психология»
1. Характеристика анализаторов человека, их виды. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Отбор полезной информации в ощущениях
Анализаторы – система специализированных нервных образований, которые воспринимают явления в окружающем мире и внутри организма и обрабатывают полученную информацию.
Анализаторы представляют собой анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий, определяющий раздражителей, из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Орган чувств — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней и внутренней среды организма.
Классификация анализаторов:
1.экстероцептивные (воспринимает информацию извне),
2.интероцептивные (воспринимает информацию изнутри).
Органы чувств:
1. дистантные (глаза, уши, нос)
2. воспринимающие раздражитель при непосредственном контакте
Строение анализатора:1. рецептор. 2. чувствительные нервы (афферентные или центростремительные проводящие пути). 3. центр анализатора. 4. нервные пути, кот отводят сигнал
Структура и принцип действия анализатора
1.все анализаторы специализированы (исключение., болевой),
2.все анализаторы характеризуются пороговыми значениями.
Нижний порог – минимальная интенсивность физического раздражителя или стимула, при достижении и превышение которой возникают ощущения.
Верхний порог – максимальная интенсивность физического раздражителя, при которой еще сохраняется его адекватное специфическое восприятие (болевой порог).
по нижнему абсолютному порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора относительно данного раздражителя.
Количественно чувствительность данного анализатора по отношению к раздражителю принято выражать как величину обратную интенсивности абсолютного порога: Ео = 1/Iо, где Ео – чувствительность, Iо – абсолютный порог ощущения.
Отношение между нижним и верхним порогами называется динамическим диапазоном чувствительности анализа тора.
Дифференциальный порог (∆S) –минимальное различие интенсивностей двух однотипных раздражителей, при котором возможно распознание по разнице в ощущениях.
У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с общественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства.
2. Непроизвольное и произвольное воображение как психический процесс. Воссоздающее и творческое воображение
Воображение – это познавательный психический процесс создания новых образов (представлений) на основе имеющегося опыта, т.е. это процесс преобразующего отражения действительности. В процессе познания воображение занимает промежуточное положение между чувственным и логическим познанием. То, что результатом деятельности воображения является образ, объединяет воображение с восприятием. В свою очередь создание образов воображения в ходе аналитико-синтетической деятельности делает деятельность воображения похожей на мыслительную деятельность.
По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.
1. Пассивное воображение – это создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.
Воображение выступает при этом как за¬мена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
Пассивное воображение может быть произвольным и непроизвольным.
Произвольное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития.
Непроизвольное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полу¬дремотном состоянии, во сне и т.д.
2. Активное воображе¬ние может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных обра¬зов, соответствующих описанию. Этот вид воображения явля¬ется непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проек¬тов. Создание образов воссоздающего воображения может про¬исходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет зна¬ковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями.
Воссоздание того или иного образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов, приемов, при помощи которых был оформлен данный образ. Следует также отме¬тить роль состояний человека в построении воссоздающих образов. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредо¬точиться и воссоздать образ того, что заключено в тексте. Измененные состояния психики, вызванные болезнью или алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их первоначальному содержанию.
Творческое воображение выражается в создании нового, ори-гинального образа, идеи. В данном случае понятие «новый» мо¬жет иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъ¬ективно новое. Объективно новые образы – это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в ма¬териальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое – это то, что ново для данного человека. Творческое воображение пред¬ставляет собой активное, целеустремленное оперирование на¬глядными представлениями в поисках путей удовлетворения по¬требностей.
3. Ощущение как психический процесс. Общие закономерности развития ощущений. Чувствительность и ее измерение
Ощущение – это наиболее элементарный простейший психический процесс, заключающийся в отображении отдельных качеств и свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения передают лишь недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающих объектов. Они появляются у простейших живых существ, помогая им ориентироваться в окружающем мире, выделяя из среды сигналы о пище и опасности.
Характерная черта ощущения – сиюминутность, т.е. ощущение возможно именно в момент воздействия на человека различных сторон предметов, при этом познаются (отражаются) их отдельные качества или свойства, которые не соединяются в целостный образ предмета. Ощущения составляют основу чувственного, то есть основанного на работе органов чувств, познания. Физиологической основой ощущений является работа анализатора, который передает информацию от органов чувств (глаз, кончиков пальцев, уха и т. д.) по центростремительным нервам в кору больших полушарий.
К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
1. Чувствительность – общая способность организма к ощущениям. Различают два вида чувствительности:
• абсолютная чувствительность – способность различать слабые раздражители;
• относительная чувствительность (чувствительность к различению) – способность ощущать слабые различия между раздражителями.
Абсолютная чувствительность. Далеко не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканье часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того, чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.
Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним порогом абсолютной чувствительности. Верхний порог абсолютной чувствительности – это наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данной модальности. Если раздражитель превышает эту величину, возникают болевые ощущения.
Относительная чувствительность. Измеряется порогом различения. Порог различения – способность ощущать слабые различия между раздражителями или минимальное изменение свойств одного раздражителя, вызывающее изменение ощущения.
2. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности органов чувств в результате их приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя.
Выделяют 3 вида сенсорной адаптации:
а) адаптация как полное исчезновение ощущения. В процессе продолжительного действия раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию.
Например: легкий груз на коже (кольцо) перестает замечаться. Однако полная адаптация зрительного анализатора не наступает;
б) негативная адаптация. При сильном раздражителе происходит притупление ощущения.
Например: при переходе из темной комнаты в светлую наблюдается сначала ослепление, затем начинают различаться детали, через некоторое время человек начинает хорошо видеть;
в) позитивная адаптация. Под влиянием слабого раздражителя происходит повышение чувствительности.
Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. (Полная адаптация к запаху йода наступает через минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. Поиск очков, сдвинутых на лоб, – один из примеров тактильной адаптации. Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. (Для полной адаптации зрительного анализатора в темноте необходимо 45 минут).
3. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов.
Сенсибилизация (обострение чувствительности) может быть вызвана:
1. взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой);
2. физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);
3. ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей;
4. упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.
Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума в цехах понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.
4. Контраст – повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой.
5. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого.
Синестезия встречается в различных видах ощущений, чаще зрительно-слуховые (когда при воздействии звука возникают зрительные образы) – «цветной слух». Синестезия проявляется в метафорических словосочетаниях, посредством которых ощущения одной модальности описываются через качества другой (бархатный голос, холодный цвет, острый вкус, кричащий цвет и т.д.).
4. Развитие мышления и речи. Особенности развития мышления и речи у детей разных возрастов
Мышление - высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
Речь - это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств. К речи также относятся и невербальные средства общения: жестикуляция, мимика, пантомимика и прочие всевозможные средства обмена информацией. Речь является неотъемлемым элементом человеческой деятельности.
Развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, но в течение первого года жизни формирова¬ние этих двух функций идет относительно независимыми путями. Речь преимущественно развивается как средство общения на основе способ¬ности ребенка к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике и жестам.
В раннем детстве, от рождения до примерно трех лет, дети находятся в стадии формирования основ речи и мышления. В этот период наблюдается быстрое усвоение базовых навыков коммуникации, включая умение произносить звуки, формировать простые слова и фразы. Их мышление преимущественно сенсорное и конкретное, что означает, что они ориентируются на визуальные и тактильные впечатления, абстрактные понятия им еще недоступны.
С трех до семи лет дети входят в период, который нередко называют игровым. В этот момент они активно экспериментируют с языком, играя с звуками, словами и предложениями. Их речь становится более грамматически сложной, они начинают использовать множественное число, временные формы и более сложные конструкции. Мышление детей этого возраста становится более логическим и последовательным, но они все еще склонны к эгоцентризму, что означает, что они видят мир в первую очередь через призму собственного опыта.
С семи до одиннадцати лет дети вступают в период конкретных операций. В этот момент они начинают проявлять способность к логическому мышлению и анализу. Их речь становится более абстрактной и формальной, они начинают использовать сложные структуры предложений и активно расширять свой словарный запас. Они также развивают способность к причинно-следственному мышлению и могут рассуждать о причинах и последствиях различных событий.
С одиннадцати до пятнадцати лет дети входят в период абстрактных операций. В этот момент их мышление становится еще более абстрактным и аналитическим. Они начинают понимать абстрактные концепции, такие как время, пространство и справедливость, и могут использовать их в своих рассуждениях. Их речь становится более разнообразной и эмоционально насыщенной, они могут выражать свои мысли и чувства более точно и точно.
5. Характеристика ощущения. Классификация ощущений и их характеристика. Локализация различных ощущений в коре головного мозга
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, не-посредственно воздействующих на наши органы чувств.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и са¬мих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых су¬ществ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощуще¬ния имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состоя¬ния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощуще¬ний) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обо¬нятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).
Зрительные ощущения являются отражением как ахроматичес¬ких (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серо¬го), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воз¬действием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим "прибором" является сетчатка обо¬лочки глаза.
Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие-низкие), силы (громкие-глухие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Они вызываются воздей¬ствием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.
Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обоня-тельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.
Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химичес¬ких свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи.
Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают тем¬пературу предметов окружающей среды и внешнее болевое воз¬действие.
Указанные ощущения называются экстероцептивными и состав¬ляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощу¬щения вызываются непосредственным прикосновением к поверх¬ности тела (вкус, осязание), дистантные — раздражителями, дей¬ствующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положе¬ние между ними.
Следующую группу составляют такие ощущения, которые от¬ражают движения и состояния самого тела. Их называют двига¬тельными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отра¬жают положение конечностей, их движения и степени прилагае¬мого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равнове¬сия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например, устойчивости).
Кроме того, имеется группа органических ощущении — внут¬ренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошно¬ты, внутренние болевые ощущения и др.
По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К та¬ким свойствам относятся:
Качество — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри дан¬ного вида (например, по цвету, насыщенности);
Интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функ-циональным состоянием рецептора;
Продолжительность — временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, вре¬менем воздействия раздражителя и его интенсивностью.
Если рассматривать стуктурную организацию коры больших полушарий, то можно выделить несколько полей, имеющих различное клеточное строение.
Различают три основные группы полей в коре:
• первичные
• вторичные
• третичные.
Первичные поля, или ядерные зоны анализаторов, непосредственно связаны с органами чувств и органами движения.
Например, поле болевой, температурной, кожно-мышечной чувствительности в задней части центральной извилины, зрительное поле в затылочной доле, слуховое поле в височной доле и двигательное поле в передней части центральной извилины.
Первичные поля раньше других созревают в онтогенезе.
Функция первичных полей: анализ отдельных раздражений, поступающих в кору от соответствующих рецепторов.
При разрушении первичных полей возникает так называемая корковая слепота, корковая глухота и т. п.
Вторичные поля расположены рядом с первичными и связаны через них с органами чувств.
Функция вторичных полей: обобщение и дальнейшая обработка поступающей информации. Отдельные ощущения синтезируются в них в комплексы, обусловливающие процессы восприятия.
При поражении вторичных полей человек видит и слышит, но не способен осознать, понять значение увиденного и услышанного.
Первичные и вторичные поля имеются и у человека, и у животных.
Третичные поля, или зоны перекрытия анализаторов, находятся в задней половине коры — на границе теменной, височных и затылочной долей и в передних частях лобных долей. Они занимают половину всей площади коры больших полушарий и имеют многочисленные связи со всеми ее частями. В третичных полях оканчивается большинство нервных волокон, соединяющих левое и правое полушария.
Функция третичных полей: организация согласованной работы обоих полушарий, анализ всех воспринятых сигналов, их сравнение с ранее полученнойнформацией, координация соответствующего поведения, программирование двигательной активности.
6. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключение. Образование логической цепочки. Характеристика каждой формы мышления
Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения. Понятие обязательно имеет родо-видовую организацию.
Понятие следует отличать от представления. Представление образно-наглядно; выражает по преимуществу единичное. Понятие не наглядно, оно преодолевает ограниченность явления, выражает общее, раскрывая существенные стороны и их взаимосвязи. Представление – это образ, возникший в индивидуальном сознании, понятие – образование, опосредованное словом, продукт исторического развития.
В дошкольном возрасте еще нет понятийных обобщений (родо-видовая структура), элементами суждения являются представления («Лошадь – это живот, спина, хвост, четыре ноги», «Вилка – это палочка и зубчики на ней»). Первоначальные понятийные обобщения появляются на границе школьного возраста («Вилка – это посуда», «Лошадь – это животное»).
В реальном процессе мышления понятия и представления даны в единстве. Понятие и представление выражают разные, но взаимосвязанные стороны действительности. Нельзя утверждать, что в понятийном мышлении отсутствуют образы. Взаимосвязь понятий и представлений явственно выступает в моменты затруднений, когда ч-к обращается к представлениям, чтобы на них непосредственно проследить мысль.
Умение словесно определять понятие не свидетельствует о его усвоении и возможности оперировать им. С др. стороны, можно относительно хорошо владеть понятием, но затрудняться его словесно определить.
Суждение – результат мыслительного процесса, устанавливающий отношение субъекта к предмету его мысли. Суждение истинно или не истинно в зависимости от того, адекватно ли оно отражает свой объект. Суждение правдиво, если субъект убежден в истинности выдвигаемого положения, и ложно, если субъект убежден в его неистинности.
Ни одно суждение не является безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в рассуждении – работе мысли над суждением, направленной на проверку его истинности. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, когда, исходя из посылок, оно раскрывает суждение, которое из них следует.
Генетически первичной формой мышления является суждение, элементами которого является представления, а вторичной – понятие. Аналогично этому у ребенка первоначально возникают фразы, а затем отдельные слова.
Если структурной единицей суждения является образ, то структурная единица мысли носит трехчленный характер: отображение соотносимых объектов (два компонента) и отображение отношения между ними (третий компонент). Речевой эквивалент мысли аналогично состоит из трех компонентов – двух предметных эквивалентов (подлежащее и сказуемое) и эквивалента их связывания или соотнесения (связка, которая может присутствовать также в скрытой форме). Таким образом мысль отражает не изолированные объекты, а отношения предметов.
Содержание представления может быть выражено одним словом, а содержание понятия раскрывается лишь в суждении («окружность есть геометрическое место точек, равноудаленных от центра»).
Образ, также, как и мысль обладает обобщенностью, но это разные обобщения. В образе отражаемое отношение между предметами неотделимо от ситуации в целом. Обобщенность же мысли заключается в том, что мысль отражает отношение между объектами независимо от того, видоизменяются ли сами объекты; существующее между ними отношение сохраняется как неизменное.
Умозаключение – новое знание, добытое опосредованно из знаний, содержащихся в посылках, без обращения к непосредственному опыту. Из исходного положения выводится новое положение, которое не дано в первом.
Специфическая характеристика мышления – понимание (понятность мысли). Заключается в возможности выражения одной и той же мысли разными способами (логическими и грамматическими ср-ми). Субъект и предикат суждения могут меняться местами, но смысл (отношение между ними) сохраняется – Солнце освещает Землю, Земля освещается Солнцем, Землю освещает Солнце. Чем больше понимания данного отношения, тем большим числом способов оно может быть выражено.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней