Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие государственной власти. Основные функции и методы государственного управления.
Государственная власть — это вид социальной власти и особая разновидность публичной власти, которая осуществляется государством при помощи государственных органов, должностных лиц и органов государственной власти.
Отличительные признаки органа государственной власти:
1. Формирование и действие от имени государства или его субъекта.
2. Организационная обособленность и самостоятельность, наличие своей структуры.
3. Собственная компетенция (предметы ведения и полномочия).
4. Властная направленность полномочий, то есть ряд решений принимается от имени страны, являются обязательными для всех, а в ряде ситуаций подкрепляются принудительной силой страны.
5. Особые, характерные только для него функции и задачи.
6. В основе действий — законы и иные нормативно-правовые акты.
Основные функции государственного управления включают:
1. Разработку и реализацию политики, которая выражается в государственных программах общефедерального и регионального масштабов.
2. Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни.
3. Управление учреждениями государственного сектора.
4. Регулирование функционирования разных объектов негосударственного сектора.
5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
6. Государственный контроль и надзор за процессами, которые происходят в управляемой и регулируемой сферах.
Основными методами государственного управления, согласно действующему российскому законодательству и практике государственно-управленческой деятельности, можно считать убеждение, принуждение, согласование, оказание помощи, предписание, проверки и государственные заказы. Перечисленные методы можно объединить в три группы: административные, экономические и социально-психологические.
2. Организация государственного управления в Российской Федерации. Система органов государственного управления.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.
На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.
В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида: органы законодательной власти; органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная; органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение; органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц: а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия; б) временные, которые создаются на определенный срок.
В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе: Конституции РФ; федеральных конституционных законов, федеральных законов; указов Президента РФ; постановлений Правительства РФ; законодательных актов субъектов Российской Федерации.
3.Нормативно-правовое обеспечение государственного и муниципального управления в Российской Федерации.
Государственное и муниципальное управление традиционно трактуется как система взаимодействующих управляющих субъектов и управляемых объектов для их изменения для целей обеспечения социально-экономического развития общества и обеспечения прав личности.
правовое обеспечение государственного и муниципального управления в стране опосредуется значительным объемом международных актов, однако центральное место отводится конституционным нормам. Конституция провозглашает страну правовым, демократическим, республиканским и федеративным государством.
Указанное предполагает, что государственное и муниципальное управление страной должно строиться на принципах суверенитета населения страны, выборности и сменяемости должностных лиц и органов публичного управления, разделения функций государственной власти на представительную, исполнительную и судебную, открытости и гласности процессов государственного и муниципального управления, открытого доступа граждан к должностям государственной и муниципальной службы, подконтрольности государственного и муниципального управления населению и др.
Кроме того, специфика государственного и муниципального управления в стране определяется федеративным устройством. Фактически государственное управление подразделяется на федеральное и региональное управление, а муниципалитеты, в свою очередь, взаимодействуют в процессе управления, как с федеральными органами, так с региональными органами публичного управления.
Суверенитет российского населения разделен между центральными (федеральными) органами публичного управления и региональными органами публичного управления, которые функционирует в рамках территории относительно самостоятельных административно- территориальных единиц – субъектов Российской Федерации.
Важно подчеркнуть, что на систему государственного управления в регионах распространяются все закрепленные в Конституции демократические принципы организации публичного управления.
Между федеральными и региональными органами существует четкое разделение полномочий, обеспечивающих эффективное государственное управление. Стратегические цели социально- экономического государства трансформируются в стратегические цели развития конкретного региона, а также дополняются на региональном уровне специфическими целями развития территории конкретного региона.
Наиболее важные общественные отношения находятся в непосредственном регулировании Федерации, часть значимых общественных отношений находится в совместном ведении, вопросы, имеющие приоритетное значение для регулирования на региональном уровне, переданы в ведение органов регионального публичного управления.
Муниципальное управление не входит в систему государственного управления юридически, однако фактически муниципальное управление во многом определяется социально- экономической обстановкой в государстве в целом и в отдельных регионах. Федеральным законодательством устанавливаются основы муниципального управления в государстве, на основании которых органами публичного управления местного уровня разрабатываются акты местного нормотворчества, регулирующие деятельность органов и должностных лиц публичного управления местного уровня.
4.Президент Российской Федерации. Выборы, статус, основные полномочия.
Президентские выборы – это процедура выбора президента страны на установленный ее законодательством срок путем равного, прямого, тайного и всеобщего голосования.
Выборы президента Российской Федерации регулируются: Конституцией; Федеральным законом No 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; Федеральным законом «О выборах Президента РФ».
Практически под каждые выборы принимаются законы о выборах. Постоянно развиваются положения избирательного законодательства, при этом остаются неизменными основы избирательной системы.
В России выборы президента страны проводились 7 раз. Очередные выборы должны пройти в 2024 году.
Порядок выборов в президенты Российской Федерации включает несколько этапов:
1. Назначение выборов. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации. Решение о проведении выборов принимается не ранее чем за сто и не позднее, чем за девяноста дней до голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, когда проводились предыдущие выборы президента.
2. Выдвижение. Кандидатом на пост президента РФ может стать любой гражданин РФ не моложе 35 лет и постоянно проживающий на территории России сроком не менее десяти лет. Одно лицо не может более двух сроков подряд занимать должность президента.
3. Регистрация кандидатов. Регистрацию производит ЦИК РФ. Кандидат в президенты для регистрации должен предоставить следующие документы: подписи избирателей на подписных листах в поддержку кандидата; документ, который подтверждает оплату изготовления подписных листов; список лиц, собирающих подписи избирателей; протокол сбора подписей; финансовый отчет; данные об изменениях сведений о кандидате. ЦИК обязана не позднее, чем через десять дней после приема от кандидата в президенты документов, принять решение о регистрации или мотивированном отказе в регистрации кандидата. Выборы не назначаются при наличии единственного кандидата в президенты и при отсутствии альтернатив. Действующий президент обязан обеспечить кандидатам, прошедшим регистрацию в ЦИК, одинаковую финансовую поддержку от государства и поддержку всех средств массовой информации.
4. Голосование. Голосование при выборе Президента России тайное на основе прямого, равного и всеобщего избирательного права. Правом избрания президента обладает каждый гражданин, достигший совершеннолетия (18 лет), за исключение лиц, лишенных активного избирательного права). Голосование проходит на специально оборудованных избирательных участках через внесение в избирательный бюллетень избирателем любого знака в квадрат, напротив кандидата, за которого решил отдать свой голос избиратель. После заполнения бюллетень помещается в стационарный опломбированный ящик для голосования. Бюллетень считается недействительным, если в нем проставлено более одной отметки напротив кандидата. Проставление знаков вне квадрата не оказывает влияние на то, считать ли бюллетень действительным или нет.
5. Результаты выборов. Первичный подсчет голосов проходит непосредственно в помещении участка избирательной комиссии, после чего заполненные протоколы о результатах голосования отправляются в территориальные избирательные комиссии. Территориальные комиссии проверяют правильность заполнения протоколов, составляют свои протоколы об итогах голосования на подотчетной территории и направляют их далее в избирательные комиссии субъектов РФ. После проверки протоколов об итогах голосования на территории субъекта, их перенаправляют в ЦИК.
6. Центральная избирательная комиссия определяет результаты выборов не позднее, чем 10 дней после дня голосования.
Конституционно-правовой статус Президента РФ – это особые положения Конституции, закрепляющие порядок избрания и полномочия Президента РФ, а также основания для прекращения исполнения им своих полномочий.
Конституция России определяет Президента РФ, как главу государства. Он избирается при тайном голосовании на основе равного, всеобщего, прямого избирательного права.
Полномочия президента Российской Федерации:
1. Назначение с согласия Государственной Думы председателя правительства.
2. Право председательствовать на заседаниях правительства.
3. Решение об отставке правительства Российской Федерации.
4. Представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.
5. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров.
6. Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ.
7. Формирование и руководство Советом Безопасности Российской Федерации.
8. Утверждение военной доктрины Российской Федерации.
9. Формирование администрации президента РФ.
10. Назначение и освобождение полномочных представителей президента РФ.
11. Президент также решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.
5. Исполнительная власть в системе государственного управления в Российской Федерации.
Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.
Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.
Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).