- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологическое консультирование общей психологии
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Психологическое консультирование
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "Психологическое консультирование общей психологии"?187 страниц
0 источников
Добавлена 30.07.2025 Опубликовано: studservis
1590 ₽
3180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
направление подготовки 37.03.01 Психология,
направленность (профиль)
«Психологическое консультирование»
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Личность. Основные подходы к изучению личности. Движущие силы и условия развития личности. Периодизация развития личности.
Личность (схематическое определение) – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения:
1. Психодинамический (классический психоанализ). Главный источник развития личности – врожденные биологические факторы – инстинкты, а точнее, - общая биологическая энергия «либидо» («желания»).2. Психоаналитический. Главный источник развития: врожденные психологические факторы.3. Гуманистический. Главным источником развития представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности представляет собой «развертывание» этих врожденных тенденций. К. Роджерc – клиническое направление, А. Маслоу – мотивационное направление.
4. Когнитивный. Главный источник развития: социальное окружение, среда, влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.5. Поведенческий. Главный источник развития: среда. Этот подход имеет еще и другие названия - "бихейвиористский" или "наученческий", поскольку главный тезис данного подхода гласит, что наша личность является продуктом прижизненного научения.
6. Субъектно-деятельностный. Главный источник развития: деятельность.
7. Диспозициональный. Главный источник развития личности: факторы генно-средового взаимодействия (одни направления подчеркивают влияние преимущественно со стороны генетики, другие – со стороны среды).
Основными движущими силами развития личности являются:
уровень развития личности и ее идеалы, жизненные ценности и установки
потребности, мотивы, мотивации личности и моральный долг
жизненные притязания личности и ее возможности
наследственные данные и потребности воспитания
эмоционально-чувственная сфера личности
особенности протекания нервно-психических процессов личности и тому подобное
Условия развития личности человека можно разделить на внешние: среда жизни, общество, и внутренние: физиологические и психические особенности индивида. Выделяют 3 основных фактора развития личности: наследственность среда обитания влияние самой личности.
Периодизация развития личности.
В настоящее время жизненный цикл традиционно подразделяется на четыре больших периода:
1. Пренатальный – 266 дней. Стадия зиготы; Стадия эмбриона; Стадия плода.
2. Детство. Стадия первого детства – от рождения до 3 лет; Стадия второго детства- 3-6 лет; Стадия третьего детства 6-12 лет.
3. Отрочество. Пубертатный период 12-16 лет; Ювенильный возраст 16-18 лет; Юность 18-20 лет.
4. Зрелость. Стадия ранней зрелости –20-40 лет; Зрелый возраст 40-60 лет; Завершающий период зрелости- 60-65 лет; Первая старость 65-75 лет; Преклонный возраст после 75 лет.
2. Общее понятие о деятельности в психологии. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии. Взаимосвязь категории деятельности и базовых категорий психологии. Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип в психологии.
Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.
Деятельность— внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Психологическая структура деятельности:
1) Цель деятельности– это то, ради чего человек предпринимает определенные усилия или это идеальное представление будущего результата деятельности.
2) Мотивы деятельности– это внутреннее побуждение к активности, реализующее соответствующие потребности человека.
3) Средства деятельности– это то, пользуясь чем можно добиться определенного результата. Некоторое следствие деятельности носит предметный характер или психологический характер. Основным психологическим средством деятельности является речь.
4) Способ деятельности– это то, каким образом применяется соответствующее действие; операция, прием действия.
Деятельностный подход в психологии (англ. activity aррroach) – совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне практических ее форм.
Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы. Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.
Деятельность – одна из центральных категорий психологии и ключевое понятие деятельностного подхода, ставшего фундаментом отечественной психологической науки 20го века. Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека. В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности, организованная и социально детерминированная активность отдельного субъекта или коллектива. С. Л. Рубинштейн: «…деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности; … это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова…»
Понимание деятельности как сложной системы, в которой формируются сознание и личность на всех этапах развития, является принципиально важным для отечественной психологии личности. Согласно теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Выделяются два основных плана психологического анализа деятельности: внешний (предметно – действенный) и внутренний (собственно психологический). Внешняя характеристика деятельности предполагает оперирование понятиями «субъект» и «объект», «условия» и «средства» и т.д. Внутренняя характеристика деятельности описывает побуждающие ее мотивы, цели, способы планирования и формы ее регуляции.
Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для психологии анализа практической деятельности людей. Сознание рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с трудовой деятельностью.
Приоритет переноса философской категории «деятельность» на психологическую почву принадлежит С. Л. Рубинштейну. Именно С.Л. Рубинштейн впервые выделил предметную деятельность как предмет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что формирование идеального плана может осуществляться в самодеятельности человека, результатом которой являются его развивающиеся психические свойства.
Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии и взаимодействует с ними. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, вне целостной системы деятельности не может быть понято психическое отражение. В ряде своих исследований он показал, что психическое отражение рождается в процессе развития чувственно-практической деятельности, что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности и что в отрыве от деятельности нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование.
Деятельность (Д) как предмет исследования – это изучение ее структуры, форм, свойств и закономерностей и пр. Д как объяснительный принцип – это применение теории Д к анализу развития психики, психических процессов, сознания, личности пр.
Деятельность как объяснительный принцип позволяет понять многие психические процессы как интериоризированные действия. Так восприятие — это перцептивные действия, память - мнемические действия, мышление - умственные действия, внимание - как действия контроля. Логика возрастного психического развития так же основывается на смене ведущего типа деятельности. Таким образом, деятельность является той исходной категорией, развитие и трансформация которой порождает внутреннюю субъективную реальность.
Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А.Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А.Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходи¬мого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и жи¬вотным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизне¬деятельность.
3. Общее представление о мотивации. Мотивация животных и мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификации. Теории человеческой мотивации.
Мотивация — это нервные процессы, которые побуждают и направляют организм к осуществлению целостного поведенческого акта и контролируют готовность организма к его выполнению.
Мотивации делят на три основные группы:
1. Биологические мотивации свойственны человеку и животным. Они формируются на основе биологических потребностей — голода, жажды, полового чувства и др.
2. Социальные мотивации свойственны человеку и частично животным. Они связаны с системой мотиваций действий и поступков в социальной среде, сообществе.
3. Духовные (идеальные) мотивации свойственны только человеку. Они связаны с потребностями, возникающими в интеллектуальной сфере: потребность творчества, просветительской деятельности и др.
Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.
Потребность– это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении – м.б. другой человек, эмоциональное состояние, ожидаемое событие.
Виды потребностей:
1. По происхождению:
• естественные (органические) потребности — обусловлены биологической природой человека;
• культурные (социальные) потребности — обусловлены социальной природой человека.
2. По предмету:
• материальные потребности — отражают зависимость человека от предметов материальной культуры;
• духовные потребности — выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания.
Виды мотивов:
1. По степени осознанности:
• неосознаваемые мотивы — влечения и установки;
• осознаваемые мотивы — желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д.
2. По значимости в деятельности:
• мотивы-смыслы — мотивы, которые придают всей деятельности личностный смысл;
• мотивы-стимулы — мотивы, которые побуждают и определяют выбор направленности деятельности и поведения человека.
Существует множество теорий человеческой мотивации. Вот некоторые из них:
1. Теория ожиданий Виктора Врума. Человек выбирает действия, которые есть у него в представлении, и они ведут к определённым последствиям.
2. Теория потребностей А. Маслоу. Человек совершает действия ради удовлетворения своих потребностей.
3. Теория приобретённых потребностей Д. Макклелланда. Согласно этой теории, существуют три основные высшие потребности, которые возникают в результате жизненного опыта, учёбы, совершённых ошибок.
4. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Согласно этой теории, на удовлетворение или неудовлетворение влияют такие факторы, как гигиенические и мотивационные.
4. Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина П.Я., ее основные положения. Этапы формирования умственных действий личности. Типы ориентировочной деятельности и их характеристика.
Одной из более популярных концепций в педагогической психологии является теория поэтапного формирования умственных действий, которая создана П.Я. Гальпериным. Данная теория предусматривает учение как систему конкретных видов деятельности, в ходе которых образуются новые знания и умения. Известно, что основополагающими «единицами» деятельности являются действия. Поэтому основной акцент в ней делается на анализ освоения действий, а знания описываются как образования, производные от действий и качества их освоенности.
В теории различают 4 основные группы условий овладения новым умственным действием:
1. Необходимая мотивация.
2. Правильное выполнение действия в его исходной внешней форме.
3. Планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.).
4. Полноценное воспроизведение действия в умственном плане.
Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина:
1. Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия.
2. Особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки).
3. Образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план.
В соответствии с данной теорией, в процессе формирования умственных действий существует шесть этапов:
мотивационный;
знакомство с действиями и условиями исполнения;
создание действия с составлением каждой операции;
отработка действия во внешнем плане;
обсуждение действий;
перенос действия во внутренний процесс мышления.
Типы ориентировочной основы действия:
1. Первый тип. Ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путём слепых проб. Процесс формирования действия идёт медленно, с большим количеством ошибок. Сформированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения.
2. Второй тип. Все условия, необходимые для правильного выполнения действия, даются субъекту готовыми и в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия идёт быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво, чем при первом типе ориентировки.
3. Третий тип. Ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему даётся.
5. Основные подходы к изучению процесса восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии окружающей действительности. Теории перцептивного научения, их характеристика.
В психологии существуют два основных подхода к изучению восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Рассмотрим несколько теорий в каждом из них. Объектно-ориентированный подход Рассмотрим две теории в рамках этого подхода: Структурализм. В. Вундт и Э. Титченер полагали, что восприятие – это комбинация отдельных образов и ощущений. Чтобы объяснить какое-то состояние человека, нужно разложить это состояние на части. Восприятие основано на двух законах: суммации (общий эффект от ощущений равен эффекту от каждого ощущения) и ассоциации (контрастность, аффективность, сходство по содержанию, сходство во времени и пространстве). Гештальт-психология. М. Вейтгеймер, К. Коффка, В. Келер полагали, что образы можно воспринимать только целостно – недопустимо рассматривать составные элементы отдельно или в сумме их свойств. Например, если из слова убрать одну букву, то большинство людей не заметят этого. А если и заметят, то все равно поймут, какое это слово. То есть если человек уже однажды что-то воспринял, то в похожих условиях похожую фигуру он будет воспринимать точно так же. При этом фигура всегда воспринимается четче, чем фон. Субъектно-ориентированный подход. Рассмотрим две теории в рамках этого подхода: Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Психолог полагал, что человек не просто пассивно «поглощает» мир, а настраивает свои органы чувств для лучшего восприятия. Само же восприятие – это результат того, что идет из внешнего мира и того, что уже заложено в человеке. Гельмгольц первым заговорил о том, что один рецептор отвечает только за одно ощущение. Испытать сразу несколько ощущений человек может только в том случае, если что-то из внешней среды воздействовало сразу на несколько рецепторов. Таким образом, психолог продвигал идею чувственного восприятия. Теория перцептивного цикла У. Найсерра. Психолог первым заговорил о когнитивной схеме (накопленный опыт в структурах и стереотипах). Он полагал, что внутри человека уже есть что-то, что определяет специфику восприятия. Например, если человек часто сталкивался с иронией и насмешками, то любой комплимент он будет воспринимать как иронию. Это лишь некоторые из теорий восприятия в психологии. На самом деле их намного больше. Например, существуют еще такие теории: категоризационная (Д. Брунер), конструктивистская (Ж. Пиазже), деятельностная (А.Н. Леонтьев), экологическая (Д. Гибсон), информационная (Д. Марр).
Проблема врождённого и приобретённого в развитии восприятия касается таких феноменов, как константность размера и конфигурация (восприятие формы, восприятие пространства (глубина и удаленность)).
Существуют две точки зрения:
1. Эмпиристическая теория (эмпиризм). Она отводит влиянию опыта максимальную роль, выводя из него, в частности, все пространственные представления.
2. Нативистическая теория (нативизм). Она предполагает существование некоторой системы врождённых, не основывающихся на опыте образов.
По полученным данным нельзя точно утверждать, являются ли данные феномены истинно врождёнными или приобретёнными. Одни данные указывают на наследственную передачу, другие — на огромную роль научения, зрительного опыта.
Существует две теории перцептивного научения:
1. Теория обогащения. В ней главная роль отводится опыту.
2. Теория специфичности. В ней главная роль отводится стимуляции.
Перцептивное научение — это приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное внешней средой.
В первой решающая роль отводится опыту, во второй - стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия, индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями (испытуемые научались различать разные спиральки).
6. Самосознание личности. Проблема «Я» в психологии. Способы, средства и компоненты самосознания. Структура самосознания личности.
Самосознание – способность человека понимать суть собственного «я», своей личности, это осознание своего общественного места не только в рамках своей среды, но и целого мира. Под самосознанием понимают способность видеть свои личные эмоции, анализировать их возникновение, понимать чувства и мотивы своего поведения.
Самосознание приводит к тому, что человек становится объектом для познания с одной стороны и выступает субъектом с другой.
В процессе сознания самосознание присутствует в форме осознания отнесенности акта сознания к моему Я. Процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания.
Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является личность. Самосознание – психический процесс, который заключается в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях, в соединении этих образов в представление, а затем и в понятие о себе, о своем Я, отличном от других.
Проблема «Я» в психологии.
В исследовании проблематики в области самосознания выделяются несколько основных затруднений:
Исследователи акцентируются на разных предметах понимания “Я”: для кого-то важны субъектные проявления личности и внутренние источники активности. В таком ключе построены персонологические концепции, эго-психология, экзистенциальная психология, психоанализ. Для кого-то важен именно образ “Я”: в таком случае работают интеракционистские концепции.
Проблема исследования “Я” реализуется под разными углами зрения и в контексте разных теоретических рамок: где-то отправной точкой является теория личности, и тогда основные категории строятся вокруг процесс регуляции личности; где-то отправной точкой является сознание, и тогда важность приобретают категории самооценки, самосознания. Важную роль играет так же методологическая направленность программы исследования.
Способы самопознания, ведущие к формированию, Я-концепции:
• самовосприятие и самоанализ;
• сравнение себя с другими (идентификация);
• восприятие и интерпретация реакций на себя других (рефлексия).
Средства:
⁃ самопознание;
⁃ самоконтроль (или саморегуляция);
⁃ самосовершенствование.
Компоненты самосознания личности:
1. Когнитивный: простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма.
2. Личностный: самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями.
3. Интеллектуальный: самоанализ и самонаблюдение.
4. Поведенческий: симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением.
Структура самосознания включает:
1. Осознание близких и далёких целей, мотива своего «Я» («Я в качестве действующего субъекта»).
2. Осознание собственных желаемых и реальных качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).
3. Когнитивные, познавательные представления о себе («Я в качестве наблюдаемого объекта»).
4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.
Структура самосознания состоит из 4 уровней:
1. Непосредственно-чувственный уровень.
2. Целостно-образный, личностный уровень.
3. Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень.
4. Целенаправленный деятельный уровень.
7. Классификация ощущений в психологической науке. Экстероцептивные ощущения личности. Проприоцептивные (кинестетические) ощущения. Интероцептивные (органические) ощущения. Зрительные ощущения. Слуховые ощущения. Обонятельные ощущения. Вкусовые ощущения. Кожные ощущения, их характеристика.
Согласно принятой в психологии классификации ощущения можно подразделить на три большие группы:
1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;
2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные;
3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).
Английский физиолог Ч. Шеррингтон классифицировал ощущения по месту расположения рецепторов и характеру отражения.
По анатомическому расположению рецепторов все ощущения делятся на группы:
интероцептивные, при расположении рецепторов во внутренней среде организма; проприоцептивные, при расположении рецепторов в сухожилиях, суставных сумках и мышцах;
экстероцептивные, при расположении рецепторов на поверхности тела.
К экстероцептивным ощущениям относятся вкусовые ощущения, которые заключаются в отражении качества пищи, обеспечении человека информацией о возможности употребления данного вещества. Вызываются вкусовые ощущения химическими свойствами веществ, растворенных в воде или слюне и действующими на вкусовые рецепторы.
Ощущения осязательные включают три вида ощущений, которые имеют свои анализаторы: температурные, тактильные и болевые. Температурные ощущения выражаются в восприятии холода и тепла. Следует отметить, что на поверхности кожи больше холодовых клеток, чем тепловых, и находятся они гораздо ближе к поверхности тела, чем тепловые. Именно поэтому, человеческий организм быстрее реагирует на низкие температуры, чем на высокие.
Тактильные ощущения дают информацию о соприкосновениях с телом субъекта.
Стимулом зрительных ощущений являются различные электромагнитные излучения, а рецепторы – это светочувствительные клетки глазной сетчатки. Зрительные ощущения предназначены для отражения цвета, света, тьмы.
Слуховые ощущения – это ощущения, которые стимулируются звуковыми волнами разной частоты и амплитуды. Звуковые волны представляют собой продольные колебания частиц воздуха, которые распространяются в разные стороны от колеблющегося тела, служащим источником звука. Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, можно разделить на две группы: шумы и музыкальные звуки.
Обонятельные ощущения – это чувствительность, порождаемая специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения возникают под действием веществ на рецепторы носоглотки и носа.
Проприоцептивные ощущения – это уровень глубокой чувствительности. Это ощущения, которые передают информацию о положении человеческого тела в пространстве, о положении нашего опорно-двигательного аппарата и обеспечивают регуляцию движений. Данные ощущения создают основу для движений человека, играя при этом основную роль в их регуляции.
Проприоцептивные ощущения – это уровень глубокой чувствительности. Это ощущения, которые передают информацию о положении человеческого тела в пространстве, о положении нашего опорно-двигательного аппарата и обеспечивают регуляцию движений. Данные ощущения создают основу для движений человека, играя при этом основную роль в их регуляции.
Зрительные. Светочувствительный орган глаза — сетчатка, которая содержит два типа клеток — палочки и колбочки.
Слуховые. Колебания воздуха, попадая в ухо, вызывают колебания барабанной перепонки, а затем через среднее ухо передаются во внутреннее, где находится улитка — орган восприятия звуков.
Обонятельные. Рецепторами являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости.
Вкусовые. Возникают в результате воздействия на рецепторы растворённых в воде или слюне веществ.
Кожные. Виды:
• температурные (способность различать изменение температуры воздуха, причём наиболее чувствительны те участки кожи, которые прикрыты одеждой);
• тактильные (прикосновение);
• вибрационные (воздействие на поверхность кожи колебаний воздуха).
8. Общее представление об эмоциях. Функции эмоций. Теории эмоций: трехмерная теория чувствований Вундта В., «периферическая» теория Джеймса-Ланге, «утилитарная» теория Кеннона У., теория дифференциальных эмоций Изарда К. Классификации эмоций, их характеристика. Понятие базовых эмоций.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).
Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.
Эмоции выполняют следующие функции в жизни человека:
1. Сигнальная. Эмоции служат индикатором состояния организма и того, насколько удовлетворены его потребности. Тревога, беспокойство, подавленность свидетельствуют о том, что какая-то сфера жизни не устраивает человека.
2. Регуляторная. Эмоции влияют на то, как люди себя ведут, какие решения принимают, как реагируют на внешние раздражители.
3. Коммуникативная. Эмоции очень важны для взаимодействий между людьми. Эмоциональные проявления позволяют демонстрировать то или иное отношение к словам или поступкам другого, помогают рассказать о чувствах без слов.
4. Мотивирующая. Эмоции воздействуют на мысли и физические реакции человека, стимулируют их, то есть являются сильнейшими мотиваторами.
Трехкомпонентная теория Вундта. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие – неудовольствие, успокоение – возбуждение, напряжение – разрядка. И переживания зависят от качества и интенсивности ощущения.
Периферическая концепция Джеймса-Ланге. Эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».
Утилитарная теория Барда-Кеннона.Появилась как критика предыдущей теории. Последний считал, что физиологические изменения в организме являются подготовкой к действиям, при которых нужна энергия: реакции «бей или беги». Концепция утверждает, что стимул влечет за собой изменения в таламусе, которые, в свою очередь вызывают как физиологические изменения, так и переживания эмоций.
Теория дифференциальных эмоций Изарда. получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы.
Классификация эмоций:
По знаку эмоцииделятся на: положительные, отрицательные и амбивалентные.Положительные эмоции(например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные(например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением;амбивалентныеже эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.
По модальности (качеству) эмоцийвыделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека.
По силе и устойчивости эмоцииделятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы).
Базовые эмоции - Эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Эмоции - общие для всех.
Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовых эмоций является врожденными. Однако не очевидно, что все базовые эмоции являются врожденными, и не очевидно, что все врожденные эмоции являются базовыми.
Список базовых эмоций от Изарда:
1. Удовольствие - радость
2. Интерес - возбуждение,
3. Удивление - испуг
4. Горе - страдание
5. Гнев - ярость
6. Страх - ужас
7. Отвращение - омерзение
8. Стыд - унижение
9. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Субъективные и объективные критерии внимания. Виды внимания (Титченер Э., Джеймс У., Добрынин Н.Ф.). Нарушения внимания. Методы изучения и диагностика внимания.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. "Внимание к объекту, – пишет Станиславский, – вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом".
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).
Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого усилия.
Устойчивость, концентрация, переключаемость связаны со специальными свойствами нервной системы человека: лабильность, возбудимость, торможение.
К субъективным проявлениям внимания относятся их острота и действенность. Находясь в фокусе внимания, предметы внешнего мира, образы и мысли человека начинают господствовать в сознании, обеспечивая тем самым связь всех осознаваемых процессов.
Объективные критерии включают. Поведенческие симптомы. Их также называют внешними реакциями, — двигательными, позитотоническими, вегетативными, которые создают условия для лучшего восприятия сигнала. В самом широком смысле эта группа знаков включает в себя все внешние проявления внимания. К ним относятся: Поворот головы, фиксация взгляда, мимика и поза сосредоточенности, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции и т.д.
Э. Титченер выделяет 2 вида внимания:
- пассивное первичное (непроизвольное);
- активное вторичное (произвольное).
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней