Фрагмент для ознакомления
2
Расстройства мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония). Мышечный тонус условно называют рефлексом внутренних органов чувств и представляют собой мышечный ответ на самоощущение. Нормальный мышечный тонус необходим для всех двигательных движений. Регуляция мышечного тонуса опосредована координированным действием различных отделов нервной системы.
Ограничение или неспособность выполнять добровольные движения (паралич или параплегия). В зависимости от степени повреждения мозга некоторые движения могут быть утрачены полностью или частично. Полная утрата добровольных движений из-за повреждения моторной коры или двигательных (пирамидных) путей называется центральным параличом, а ограничение объема движений - центральным параличом. Ограничение объема добровольных движений обычно сопровождается потерей мышечной силы. Становится трудно или невозможно поднять руки, потянуться вперед или в сторону, согнуть или разогнуть ноги. Это мешает развитию важнейших двигательных функций, в частности мелкой моторики и ходьбы. При параличе в основном страдают самые тонкие и дифференцированные движения, такие как разжимание пальцев.
Наличие напряженных движений. Для многих форм церебрального паралича характерна напряженная двигательная активность, которая может проявляться в виде гиперкинезии или тремора.
Нарушения равновесия и координации (атаксия). Атаксия туловища проявляется в виде неустойчивости при сидении, стоянии или ходьбе. В тяжелых случаях пациент не может сидеть или стоять без поддержки. Походка неустойчивая, с расстановкой ног (чтобы компенсировать дефицит), пошатыванием и смещением из стороны в сторону. Трудности координации проявляются в неточных и несбалансированных движениях (в основном рук). Они не могут точно схватить предметы и поставить их на место. При выполнении этих движений наблюдаются неуверенность и дрожание. Нарушена тонкая и дифференцированная координация движений. В результате нарушаются движения рук и письмо.
Расстройства чувства движения (кинестезия). Развитие двигательной функции тесно связано с ощущением движения. Ощущение движения возникает с помощью специализированных сенсорных клеток (проприоцепторов) в мышцах, сухожилиях, связках и суставах, которые передают в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве и степени сокращения мышц. Эти ощущения называются мышечными или суставными. При всех формах ДЦП нарушается эндорецептивная регуляция движений. Эти нарушения значительно затрудняют развитие условно-рефлекторных связей, которые формируют ощущение положения и позы в пространстве. У детей с ДЦП может быть плохо развито чувство позы и искажено восприятие направления движения (например, движение пальца по прямой линии может казаться движением в круговом или боковом направлении). Нарушение двигательного чувства еще больше обедняет двигательный опыт ребенка, способствует однообразию отдельных движений и задерживает формирование мелкой моторики.
Недостаточное развитие связующего ортостатического рефлекса (стационарного двигательного рефлекса). Статические двигательные рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и возможность произвольных движений. Если эти рефлексы недоразвиты, то голове и туловищу становится трудно сохранять необходимое положение. В результате дети испытывают трудности в освоении навыков самообслуживания, труда и учебных операций.
Синкинезии. Синкинезия - это непроизвольные координированные движения, связанные с активными движениями (например, когда ребенок пытается поднять предмет одной рукой, другая рука сгибается. Ребенок не может выпрямить согнутые пальцы, но если выпрямить всю руку, пальцы выпрямляются).
1. Причины возникновения ДЦП
Единой причины церебрального паралича не существует. В основном это комплекс факторов, повлиявших на развитие и созревание мозга плода и ребенка. Традиционно все факторы можно разделить на три основные группы
Пренатальные (или внутриутробные) - недоношенность плода, низкая масса тела при рождении, многоплодная беременность, тяжелый токсикоз, TORCH-инфекции: токсоплазмоз, сифилис, гонорея, ВИЧ-инфекция, гепатит, краснуха, цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, которые потенциально могут быть выражены у матери во время беременности. К пренатальным факторам также относятся кровотечения, прием токсических препаратов (некоторые антибиотики, гормоны, стабилизаторы клеток, барбитураты и сульфаниламиды), ослабленная шейка матки, эпилепсия матери и обострение имеющихся хронических заболеваний.
Постнатальные (возникающие во время родов) - гипоксия плода (недостаток кислорода к тканям и органам), обвитие пуповиной, затяжные роды, длительный безводный период, родовая травма, акушерские щипцы.
Постнатальные (первые 2 года жизни) - послеродовая вентиляция, эпилептические припадки, инфекция ЦНС, затяжная желтуха, травма головы.
2. Особенности двигательных нарушений при ДЦП.
Характерной особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения определенных движений, но и слабое ощущение этих движений, что препятствует формированию правильного представления о движении. Слабое ощущение движений и трудности с предметами являются причиной неадекватного активного тактильного восприятия, в том числе распознавания предметов на ощупь (трехмерное восприятие).
3.
Спастическая диплегия Двойная гемиплегия Гемипаретическая форма Гиперкинетическая форма Атонически-астатическая форма
Спастическая диплегия (болезнь Литтла) - наиболее распространенная форма церебрального паралича, характеризующаяся спастической квадриплегией, которая проявляется в нижних конечностях. Наряду с двигательными нарушениями наблюдаются дисфункции черепных нервов (косоглазие, псевдобульбарный паралич, глухота, паралич лицевого нерва), нарушения речи и, в некоторых случаях, легкая умственная отсталость. Диагноз ставится с помощью ЭЭГ, нейроультразвука, МРТ головного мозга и ЭНМГ. Лечение включает фармакотерапию (психотропные, сосудорасширяющие, нейропротекторные и мышечные релаксанты), физиотерапию, массаж, психоневротическую коррекцию и коррекцию речи. Диплегия - самая тяжелая форма церебрального паралича, при которой поражаются оба полушария мозга. Это вызывает ригидность мышц (сильные спазмы). Дети с двойной гемиплегией не могут поднять голову, стоять, сидеть или нормально двигаться. При гемиплегии повреждается одно полушарие головного мозга, что приводит к параличу конечности на противоположной стороне. Гемиплегический тип - поражается одна конечность. Это связано с повреждением полушарий головного мозга (при правой гемиплегии нарушается функция левого полушария, при левой гемиплегии - правого полушария). Прогноз для развития моторики при соответствующем лечении благоприятный. Гиперкинетический ДЦП проявляется внезапными непроизвольными движениями (поворот или кивок головы, подергивание, подергивание лица, вычурные позы или движения). Атонический церебральный паралич характеризуется нарушением двигательной координации, неустойчивой походкой и стоянием, частыми падениями, мышечной слабостью и тремором. Атонический церебральный паралич отличается от других форм церебрального паралича тем, что мышечный тонус снижен, а не повышен, движения сохранены, но координация движений нарушена. При атоническом атипичном церебральном параличе способность стоять или ходить развивается очень медленно. Нарушение речи наблюдается у 60 %, а психические изменения (слабость или недееспособность) - только у 55 %.
4.
Цереброастенический вариант инфантилизма Органический инфантилизм Невропатический вариант инфантилизма
Эмоционально-волевая незрелость этих учеников проявляется в сочетании с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушением внимания, часто ухудшением памяти и снижением работоспособности. Поведение этих учеников характеризуется повышенной раздражительностью и невнимательностью. Для этих учеников характерна склонность к конфликтам с окружающими, чрезмерная умственная утомляемость и непереносимость психических нагрузок. Трудности в обучении таких учеников связаны не только с недоразвитием эмоционально-аффективной сферы, но и с повышенной психической утомляемостью и быстрой истощаемостью активного внимания. Настроение крайне неустойчиво, иногда сопровождается фрустрацией и раздражительностью. Такие дети нуждаются в постоянном внимании и признании их поведения, иначе возникает фрустрация и гнев, обычно заканчивающиеся слезами. Эмоционально возбужденное поведение - обычное явление, но в новой обстановке оно может стать более сдержанным. В основе органического инфантилизма лежит сочетание незрелости в аффективной и эмоциональной сферах и интеллектуальной недостаточности, проявляющейся в виде бездеятельности, ригидности мышления и низкого уровня развития обобщенных действий. Такие дети часто расторможены в своей двигательной активности, самодовольны, у них сильно нарушено чувство цели и снижен уровень критического анализа собственного поведения и поступков.
Органические инфантильные симптомы часто наблюдаются при атонически-атоническом церебральном параличе, когда наблюдается нарушение или недоразвитие структур лобной доли. Это связано с ролью лобной коры в развитии целенаправленной деятельности и мотивации, то есть с тем уровнем психического развития, который необходим для формирования так называемого ядра личности. Невропатическая умственная отсталость у детей с церебральным параличом характеризуется сочетанием дисфункции, повышенной внушаемости и заторможенности, страха и тревоги. Они с трудом адаптируются к новой обстановке, им требуется время для адаптации к школе. В школе наблюдаются робость, застенчивость, робость, безынициативность, низкая мотивация, а иногда и высокая самооценка. Все эти черты личности могут способствовать трудностям в адаптации к школе и, в целом, к социальной среде. Дети часто переживают ситуативные конфликты, связанные с неудовлетворенностью их стремления к лидерству, эгоцентризмом и тревожностью, повышенной заторможенностью и страхом.
5.
Психические и эмоциональные расстройства у детей с церебральным параличом могут проявляться по-разному. Некоторые дети раздражительны и возбудимы, с резкими перепадами настроения в течение дня.
И наоборот, некоторые дети застенчивы и боязливы, мало общаются с окружающими и проявляют мало инициативы в своем поведении.
Для большинства детей характерна инфантильная умственная отсталость. Это означает, что эмоциональная и аффективная сферы личности развиты слабо.
В таких случаях интеллект является стандартным. Однако обнаруживается незрелость в эмоциональной сфере.
Родители больных детей должны знать, что они несут полную ответственность за психическое развитие и формирование личности своего ребенка. Чрезмерное воспитание и сочувствие в конечном итоге приводят к тому, что ребенок становится еще более интровертным и несформировавшейся личностью.
6.