- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
понятие общаства
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Обществознание
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "понятие общаства"?84 страницы
0 источников
Добавлена 08.07.2025 Опубликовано: studservis
1780 ₽
3560 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Понятие «общества», «социума». Общество — это различные формы совместной жизнедеятельности индивидов, объединённых общими условиями существования, интересами, нормами, ценностями, стремлениями, представлениями о мире и единой идентичностью. Социум — это особый вид реальности, отличный от природной или технической. Он предполагает преимущественно рациональное взаимодействие между людьми, как правило, объединёнными в социальные группы и общности.
Общество как сложная динамическая система. Общество — это сложная динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, в которой осуществляются все виды взаимодействий между людьми. Общество является динамической системой, потому что оно постоянно изменяется, развивается. Можно выделить два основных пути общественного развития: прогресс и регресс.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество — это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга. Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые стали результатом деятельности многих поколений людей.
Основные модели общества. Модель Эмиля Дюркгейма: общество является источником наивысших ценностей и создаёт личность, которая в процессе социализации усваивает их. Модель Макса Вебера: человек является индивидом, обладающим сознанием, волей, способностью осмыслить свои действия и сделать выводы. Общество вбирает в себя всех субъектов, они сами создают для себя социальную реальность. Модель Питера Бергера и Никласа Лумана: конструирование социальной реальности лежит в основе этой теории. Общество и личность задействованы здесь в равной степени. Люди получают специальные знания в процессе социализации, таким образом достигается социальный порядок.
Объективные и субъективные факторы развития общества. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Основными субъективными факторами развития общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности. Все они могут своей деятельностью влиять на эволюцию политических, экономических и культурных социальных институтов. Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.
Деятельность как способ существования общества. Деятельность — это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами. Деятельность может быть практической (направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества) и духовной (направлена на изменение сознания людей).
Общество и природа. Общество и культура. Общество и природа находятся в постоянном взаимодействии. Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных. Существует два определения понятия «природа»: В широком смысле — мир во всех его формах и проявлениях. В узком смысле — естественные условия жизни человека, или биосфера. В современном обществе можно говорить о настоящем экологическом кризисе. Наступила дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, возникновение озоновых дыр — эти и многие другие проблемы отражают новую обстановку. Культура — это совокупный способ реализации целей и интересов людей, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций» (договоренностей), достигнутых обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования.
Культура объединяет людское сообщество во времени и пространстве. Её задачи: Приспособление к среде. Познавательная (гносеологическая) функция. Нормативно-регулятивная функция.
Экологическая культура. Экологическая культура — это система ценностей, знаний, норм и поведенческих практик, направленных на уважение к природе, сохранение окружающей среды и устойчивое взаимодействие с экосистемами.
Проявления экологической культуры: Сбережение ресурсов. Уважение к природе. Устойчивый образ жизни. Поддержка экологических инициатив. Образование и осведомленность. Экологическая культура играет важную роль в современном обществе и отношении к окружающей среде. Она способствует сохранению природы и снижению загрязнения, а также помогает бороться с изменением климата и сохранять биоразнообразие.
Сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Выделяют четыре сферы жизни общества: Экономическая сфера включает особенности организации хозяйственной жизни государства, семьи, отдельного человека. Её цель — удовлетворение потребностей всех членов общества путём создания материальных благ. Политическая сфера включает регулирование деятельности различных государственных, политических и общественных организаций, реализацию властных полномочий. Социальная сфера регулирует взаимоотношения между отдельными личностями, социальными группами, классами общества. Духовная сфера регулирует и поддерживает уровень духовного и морального развития общества, служит для производства и сохранения ценностей культуры и нравственной стороны жизни.
Причинные и функциональные связи в обществе. Причинно-следственная связь — это связь между поступком, действием и дальнейшим, наступившим событием. Она предопределяет развитие событий будущего. В такой связи, поступок − причина, наступившее событие − следствие. Поступок (причина) может быть не только из этой жизни, но и из прошлых воплощений. Схематично это выглядит так: Поступок; Время; Результат. Функциональные связи представляют собой взаимодействие подсистем, выполняющих одни и те же функции на разных уровнях системы. Например, воспитательные функции могут выполнять семья, школа, общественные организации. При этом семья как первичная группа социализации будет находиться на более низком уровне системы воспитания, чем школа. Межфункциональные связи существуют между подсистемами одного и того же уровня.
Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой, так как они являются частью единого механизма под названием общество. Так, политическая сфера влияет на все сферы общества через установленные правила поведения в той или иной отрасли, будь то экономика, где защищается право собственности, будь то социальная сфера, где регулируются поведение граждан, закрепляются их основные права и обязанности.
Социальные институты. Основные социальные институты в обществе – это семья, государство, церковь, образование, наука, право. Кроме того, примерами социальных институтов являются производство, рынок, собственность, деньги, хозяйственные отношения, власть, партия, суд, армия, местное самоуправление, образование, СМИ, искусство, брак, наследство, досуг, здравоохранение, социальная защита и т.д.
Типология общественного устройства. Существует несколько типологий общественного устройства. Вот некоторые из них: По наличию письменности: дописьменные и письменные. По сложности управления и степени социального неравенства: простые и сложные. По способу добывания средств существования: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество. По способу производства и форме собственности (типология Карла Маркса). Универсальная типология, в основе которой лежат способ производства и особенности экономического и политического развития: традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Традиционное общество. Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.
Индустриальное общество. Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Для индустриального общества характерны: поточное производство; механизация и автоматизация труда; развитие рынка товаров и услуг; гуманизация экономических отношений; возрастание роли управления; формирование гражданского общества. Термин был введён французским философом и социологом Анри дё Сен-Симоном. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное.
Информационное общество. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих полностью занято (или хотя бы частично участвует) в производстве, хранении, переработке и реализации информации, особенно высшей её формы — знаний.
Формация. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Типов формаций 5, поскольку существует 5 разных способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный), коммунистический (социалистический).
Цивилизация. В общефилософском значении — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой. В историко-философском значении — единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.
Культура и цивилизация. Культура и цивилизация – понятия близкие, но не совпадающие. Цивилизация – это вся совокупность духовных и материальных ценностей (продуктов), созданных в истории того или иного народа или эпохи. Под культурой же мы будем пониматьсветскую (в отличие от церковной) формудуховной жизни, и прежде всего общественное мировоззрение, нравственность и искусство.
Типы цивилизации. Выделяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования); 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
Современные цивилизации. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций: 1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами; 2) китайскую (или конфуцианскую); 3) японскую; 4) исламскую; 5) индуист скую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7) африканскую (или негроидно-африканскую) и 8) латиноамерикан скую. Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными.
Перспективы постиндустриальной цивилизации. К основным факторам современности, определяющим черты будущего, относятся научно-техническая революция и обострение глобальных проблем современности.
К основным направлениям НТР относятся: комплексная автоматизация; кибернетизация; развитие атомной энергетики; создание и освоение новых технологий; освоение достижений биотехнологии. К глобальным проблемам цивилизации относятся: угроза термоядерной войны; угроза экологической катастрофы; угроза человеческой телесности; кризис человеческой духовности. Современная наука строит прогноз на нынешнее столетие следующим образом: стабилизация численности народонаселения; выравнивание социально-экономического уровня развитых и развивающихся стран; установление более справедливого экономического порядка; исключение войны из сферы международных отношений; сохранение политического разделения общества на отдельные государства, национальных различий, разрыва между творческим и исполнительским трудом.
Характер межцивилизационных отношений в современном мире. Характеристики межцивилизационных отношений в современном мире: Усиление позиций стран незападных цивилизаций в современной системе международных отношений. Рост конфликтного потенциала в государствах так называемых «буферных» зон. Глобальные демографические и миграционные проблемы как фактор межцивилизационной конкуренции. Рост центробежных тенденций внутри государств, распад крупных многонациональных государств. Усиление напряженности в отношениях между государствами общей культурно-цивилизационной идентичности. Возрастание влияния внешних факторов во внутригосударственных политических конфликтах. Активизация различных форм и методов информационно-психологического воздействия на общественно-политические отношения.
Многообразие путей и форм общественного развития. Пути общественного развития — это направление, по которому общество идёт, в результате которого оно качественно модернизируется, совершенствуется или приходит в упадок. Существуют следующие пути общественного развития: Прогресс — движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регресс — движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим. Формы общественного развития — это особенности, своеобразие того или иного пути развития, его отличительные признаки. Существуют следующие формы общественного развития: Эволюция — процесс естественного, непрерывного, плавного изменения общества. Реформа — усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества. Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Эволюция и революция. Эволюция (от лат. evolutio — развертывание, изменения). В широком смысле — это любое развитие. В узком смысле — это процесс постепенного накопления количественных изменений в обществе, которые подготавливают изменения качественные. Революция (от лат. revolution — переворот) — качественные изменения, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное прогрессивное развитие.
Революция и реформы. Революции и реформы приводят к изменениям в обществе и государстве. Разница заключается в методах и затраченном времени, а также в результатах: Революции представляют собой резкий, коренной разрыв с традицией и приводят к кардинальным переменам социального строя. Они совершаются насильственным путём. Реформы носят частичный и поступательный характер, при этом основы существующего строя не затрагиваются.
Возможность альтернативности общественного развития. На развитие общества влияют решения, принятые людьми. В одной и той же ситуации у человека или группы есть альтернатива, возможность выбора. От того, какому из предложенных вариантов будет оказано предпочтение, зависит вектор развития конкретного общества.
Модернизация современных обществ. Модернизация — это переход от традиционного общества к обществу эпохи модерна, от аграрного — к индустриальному и так далее. Модернизация включает в себя следующие процессы: Экономическая модернизация — интенсификация процесса экономического воспроизводства, рост дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращение науки в производственную силу и развитие рационального управления производством. Политическая модернизация — создание определённых политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений. Социальная модернизация — формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Культурная модернизация — формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма.
Понятие общественного прогресса: источники, направления, закономерности. Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному. Источники: Реформа — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества. Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Закономерности: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку; прогресс науки и техники; развитие производительных сил общества. Общественный прогресс можно разделить на два направления развития: Прогресс — направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее развитого к более. Иными словами, это движение вперед. Регресс — переход от высшего к низшему. Иначе говоря, противоположность прогрессу — движение назад. Здесь общество может столкнуться с процессами деградации или упадками.
Критерии прогресса. Общепризнанными считаются следующие критерии: уровень знаний и развития человеческого разума, Совершенствование нравственности, норм морали, Развитие производительных сил, в том числе самого человека, Развитие техники и науки, Степень интеграции общества (объединения людей в единое целое), Степень дифференциации общества (разделение людей на слои), Социально-политические свободы и права личности, Средняя продолжительность и уровень жизни.
Противоречивость прогресса. Противоречивость прогресса заключается в следующем: Прогресс в одной сфере может инициировать регресс в другой. Прогрессивные изменения могут иметь для человечества как положительные, так и отрицательные последствия. Это не прямолинейный процесс, он характеризуется подъёмами и спадами.
Цена прогресса. Цена прогресса — это цена, которую человечество платит за те блага цивилизации, которые само производит. Примеры: Экологическая ситуация в мире ухудшается с каждым днём после того, как автомобильная промышленность стала занимать в человеческой жизни не последнее место. Некоторые люди теряют работу из-за того, что многие процессы постепенно автоматизируются. Средства, которыми обрабатывается пища для более долгого хранения, приводят к ухудшению здоровья людей.
Проблема смысла и направленности исторического процесса. Направленность исторического процесса предполагает постоянное развитие общества и движение. Эта проблема в философии часто связывается со смыслом истории и общественным прогрессом. Направленность исторического процесса может быть выражена в следующих направлениях: прогресс; регресс; цикличность развития; комплексность развития; нейтральность с точки зрения субъективных оценок. Конкретное представление о направленности исторического процесса трансформировалось в зависимости от конкретного исторического периода, господствующих идей и научных и культурных парадигм.
Противоречия современного общественного развития. К противоречиям современного общественно-экономического развития относятся: Дефицит ресурсов естественного происхождения и избыток физического капитала. Расхождение траекторий увеличения научного знания и доступности экономической информации. Несоответствие темпов социально-экономической эволюции и материально-технических возможностей развития общества. Противоречия между направлениями, секторами, инфраструктурой экономики. Конфликт между прибылеориентированными интересами экономических субъектов и рентоориентированными действиями экономических агентов. Противоречие между экономической и социальной эффективностью общественного производства. Противоречие между индивидуальным и общественным. Противоречие между изменчивым и наследственным в экономической системе. Противоречие между экономическими решениями государства и их общественной эффективностью.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях жизнедеятельности; процесс, в ходе которого возрастают взаимосвязь и взаимовлияние народов и государств. Глобализация затрагивает все сферы общественной жизни: Развитие экономики, формирование мирового рынка в результате процесса международного разделения труд, появляются транснациональные корпорации, общие мировые рынки ресурсов => формируется единое экономическое пространство. Развитие средств коммуникации, благодаря которым общество становится информационным, возникает единое информационное пространство. Глобализация экономической деятельности предполагает аналогичные процессы в политико-правовой сфере: расширение и углубление международных связей, международной деятельности государств…В современном мире также существует тенденция к созданию международных политических объединений. Формируется единое правовое пространство => развитие международных норм права. Развитие СМИ приводит к становлению единых форм массовый культуры, единых языков международного значения.
Понятие и виды глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы: Проблема войны и мира – применение оружия массового поражения в случае военных действий приведет к полной гибели человечества и всей биосферы. В силу этого многие политологи считаю, что война при современных военных технологиях стала абсолютно устаревшим политическим инструментом, а опасаться стоит международного ядерного терроризма. Проблема «Север-Юг» - выражается в радикальном различии уровня и продолжительности жизни, огромных долгах и неконкурентоспособности экономик развивающихся стран, в росте их зависимости от сильных партнеров и, как следствие, внутренней нестабильности и возможности развязывания военных конфликтов. Социоприродные проблемы: Проблема загрязнения и деградации окружающей среды. Проблема исчерпания природных ресурсов. Проблема оскудения видового разнообразия. Социальные проблемы: Демографическая проблема(демографический взрыв в слаборазвитых страх, депопуляция в странах с высоким уровнем жизни и развития). Проблема обеспечения качества жизни (здравоохранение, безопасность, борьба с заболеваниями…)
Их особенности и причины. Глобальные проблемы современности — это ситуации, которые затрагивают не отдельные страны или континенты, а всё человечество. Причины появления глобальных проблем: Тесные отношения между государствами современного мира привели к возникновению конфликтных ситуаций. Рост численности населения в одних странах и снижение рождаемости в других приводит к проблеме перераспределения ресурсов, к демографическим кризисам. Увеличение количества промышленных предприятий негативно сказывается на природе. Разные темпы развития государств современности обусловили возникновение конфликтных ситуаций. Создание альянсов между отдельными странами, стремление подавить противника любыми способами негативно влияет на внешнеполитическую ситуацию. Достижения науки и техники используются не во благо человечества, а для разрушений. Отличительные черты глобальных проблем: Масштабность. Острая необходимость решения. Возможность разрешения только в случае взаимодействия множества стран. Влияние на дальнейшее развитие человечества.
Геополитика. Направление политической науки, которое изучает теоретические и практические проблемы мировой политики, закономерности и основные тенденции развития и функционирования международной жизни.
Исторически становление геополитики связано с исследованием роли пространственно-географического фактора в жизни общества и во взаимоотношениях между государствами, а также с анализом влияния этого фактора на локальные, региональные, континентальные и глобальные процессы.
Понятие «геополитика» употребляется в литературе также для обозначения конкретных явлений мировой политики и внешнеполитических действий государств, таких как размещение военных баз, участие в вооруженных конфликтах и т. д.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. В современном мире наблюдаются два взаимопротиворечащих процесса: интеграция и дезинтеграция. Усиление процессов интеграции ставит перед современными государствами задачи поиска баланса интересов между защитой собственных производителей, национального суверенитета, собственной ментальности и развитием хозяйственных и социальных связей со странами-партнёрами. Развитие дезинтеграционных процессов также обусловлено преимущественно экономическими факторами, такими как дисбаланс цен или экономическое доминирование, обусловленное устаревшими политическими связями. Экономическая и политическая напряжённость, вызванная процессами интеграции и дезинтеграции, носит временный характер и в долгосрочной перспективе будет способствовать развитию глобального социально-экономического пространства.
Проблема войны и мира в современных условиях. Среди глобальных проблем, от по-зитивного решения которых зависит само существование человечества, проблема предотвращения войн за¬нимает особое место. В прошлом известны почти 15 тыс. больших и малых войн, в которых погибло около 6 млрд человек (1 год мира — 12 лет войны). Войны возникали в сфере политической жиз¬ни, межгосударственных отношений, но причины, их побу-дившие, уходят в разные аспекты человеческой деятельности, рождающей антагонизм интересов. Анализ современных особенностей проблемы войны и ми¬ра отражает ее глобальный характер: 1) решение этой проблемы затрагивает судьбу всей челове¬ческой цивилизации; 2) устранение опасности войны возможно лишь при фор¬мировании всемирной всеобъемлющей системы безопасности; 3) успешное преодоление этой проблемы предполагает ре¬альное участие всех стран и народов в процессе разоружения; 4) военно-промышленный комплекс деформирует эконо¬мическую структуру общества, снижая тем самым возмож¬ность рационального использования производительных сил.
Экономический и идеологический аспекты проблемы войны и мира в современном обществе. взаимосвязь экономической теории, идеологии и экономических интересов. Для анализа используется многоуровневый подход, который предполагает рассмотрение этих феноменов на трёх уровнях: Индивидуальный уровень представлен концепциями отдельных экономистов. Институционально-групповой уровень представлен сообществами экономистов, объединённых разработкой общих научных направлений. Социетальный уровень означает рассмотрение экономической теории, идеологии и экономических интересов на уровне общества как целого.
Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. Стратегия выживания человечества — это стратегия выхода из глобального геоэкологического кризиса. Элементы этой стратегии обсуждаются в последнее десятилетие на многих совещаниях. Вырисовывается основные черты необходимой стратегии. Главные её компоненты следующее: производить больше, используя меньше ресурсов и энергии на единицу продукции посредством повышения эффективности производства, сохранения возобновимых ресурсов, технологических нововведений, утилизации отходов. Сокращать, а затем и остановить рост населения. Для этого необходимо чтобы развивающиеся страны снизили прирост своего населения до уровня развитых стран. Сократить потребление в слоях общества, имеющих высокие доходы, преимущественно в развитых странах. Обеспечить перераспределение жизненных благ между теми, кто потреблять слишком мало, и теми, кто потребляет слишком много. Перейти от современной стратегии Экономики, в которой достижения оцениваются по показателям количественно экономического роста (например, по величине валового национального продукта) к стратегии развития по показателям, характеризующим изменения качества жизни людей.
Раздел 2. Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек — продукт эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами (борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость) важная роль принадлежит социальным и культурным факторам (трудовая деятельность, общественный образ жизни, мышление, язык, коммуникации). Таким образом, человек — биосоциальное существо.
Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Согласно источнику, жизнедеятельность человека обуславливается единством и взаимодействием духовного, телесного, биологического и социального начал. Биологический уровень состоит из темперамента, пола, возраста, состояния здоровья, роста, веса и внешности. Социальный уровень формируется на протяжении всей жизни и состоит из социального статуса, мировоззрения, образования, уровня дохода, характера и пр. Биологическое и социальное в человеке не являются двумя параллельными и независимыми друг от друга факторами. Они оказывают на человека одновременное комплексное воздействие, при этом интенсивность и качество их воздействия могут быть разными в зависимости от массы факторов.
Основные социальные феномены жизни человека. Основные социальные феномены жизнедеятельности человека: Общение (в основном задействованы эмоции, приятно/неприятно, хочу), Познание (в основном задействован интеллект, истинно/ложно, могу), Труд (в основном задействована воля, надо/не надо, должен).
Жизненные ориентиры и ценности.
Жизненные ориентиры - ценностные предпочтения, определенные принципы, согласно которых человек старается жить. Жизненные ориентиры представляют собой определенные ценности, которые признаются человеком как наиболее важные для его жизни, наиболее значимы для выстраивания жизненных планов и отношений с другими людьми, всем обществом и даже государством. Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя. Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме.
Потребности и интересы человека. Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Виды потребностей человека. Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др. Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Бытие человека. Индивидуальное бытие человека включает в себя различные аспекты, которые делают каждого человека уникальным. Вот некоторые факторы, которые влияют на формирование индивидуальности: Сознание и самосознание. Человек обладает повышенным уровнем самосознания, позволяющим ему осмысливать свои мысли, эмоции и поступки. Генетика и ДНК. Человек наследует от своих родителей генетический код, который формирует его физические данные и некоторые аспекты личности. Жизненный опыт. В течение жизни человек накапливает множество впечатлений, которые формируют его личность и мировоззрение. Личные убеждения и ценности. Убеждения и ценности глубоко укоренились в психике человека и играют ключевую роль в формировании его индивидуальности. Эмоциональный интеллект. Способность понимать свои эмоции, управлять ими и сопереживать другим также вносит свой вклад в индивидуальность. Творчество и воображение. Каждый человек обладает уникальными творческими способностями. Межличностные отношения. Связи, которые человек устанавливает с другими людьми, также играют важную роль в формировании его личности.
Сущность и структура человеческой деятельности. Человеческая деятельность — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Особенность человеческой деятельности — творческо-преобразовательное отношение к окружающему миру. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат. Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность. Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата. Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата.
Типология видов деятельности: труд, игра, общение, познание. Обычно выделяют четыре основных формы деятельности: Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть чёткий набор правил. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого субъект создаёт продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Деятельность, сознание, язык. Язык является основным фактором формирования сознания. Возникновение языка вносит следующие изменения в сознательную деятельность человека: Язык позволяет выделить предметы и события внешнего мира, направлять на них внимание и сохранять их в памяти. Это позволяет человеку иметь дело с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Слова языка не только указывают на определённые вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определённым категориям. Это обеспечивает процесс отвлечения (абстракции) и обобщения. Язык служит основным средством для передачи информации, сложившейся в общественной истории человечества. Это создаёт третий источник развития психических процессов.
Мышление и деятельность. Мышление тесно связано с деятельностью человека.
В процессе мышления человек открывает законы, по которым живёт окружающий мир. Использование этих законов в познавательной деятельности даёт человеку возможность активно воздействовать на окружающий мир, преобразовывать его.
Соответственно, деятельность — не что иное, как результат мышления. Существует и обратная связь: деятельность помогает развитию мыслительных способностей.
Игра в жизни человека. Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра — это естественное состояние человека, в котором ему легче всего общаться, взаимодействовать с другими людьми, развиваться. В игре человек ищет и часто находит решение своих задач, осваивает новые модели поведения, обучается, исследует мир и познаёт себя. Игра выполняет следующие функции: восполняет потребность в разрядке и отдыхе; является тренировкой перед каким-либо серьёзным делом; развивает навыки общения; способствует познанию мира; может быть упражнением для тренировки самообладания; удовлетворяет потребность что-то совершать или уметь; удовлетворяет потребность в стремлении к лидерству; компенсирует вредные побуждения; является восполнением односторонней монотонной деятельности; способствует подержанию чувства стабильности индивида посредством удовлетворения желаний, невыполнимых в реальной обстановке.
Общение и коммуникация. Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми. Функцией общения является установление и развитие контактов между людьми. Коммуникация– один из видов межличностного взаимодействия. Важным моментом в коммуникации является получение и оценка информации, включая способ ее подачи (вербальный и невербальный).
Многообразие видов общения. Существует множество видов общения. Вот некоторые из них: Межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей. Доверительное и конфликтное общение. Доверительное общение отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия. Личное и деловое общение. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. Деловое общение — это процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Прямое и опосредованное общение. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
Функции общения. Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
Межличностные отношения. Межличностные отношения — это взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Выделяют следующие виды межличностных отношений: Деловые (официальные) — связаны с соблюдением формальностей, правил, установленных администрацией или официальным лицом. Личные (неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами. Межличностные отношения возникают и складываются на основе определённых чувств — эмоциональных переживаний. Формы межличностных отношений: отношения знакомства; приятельские отношения; отношения товарищества; дружба; любовь.
Солидарность, лояльность, толерантность. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание Солидарность — это единство интересов и целей. Лояльность выражает верность и доверие. Толерантность — это уважение к мнениям и чувствам других, даже если они отличаются от ваших. Взаимопонимание помогает создать гармонию в отношениях и избежать конфликтов.
Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений остальных участников события. Наиболее конструктивный способ разрешения конфликтов — это сотрудничество. Данный вид взаимодействия предполагает погружение всех участников в проблемную ситуацию с целью достижения соглашения, удовлетворяющего интересам всех сторон. Отличительные особенности сотрудничества: Стороны оппозиции не враги, а союзники, которые пытаются найти оптимальное для всех решение. Вовлеченность сторон в процесс разрешения спорного вопроса.
Творческая природа человека. Творческая природа человека – это одно из самых удивительных и уникальных свойств, которыми обладает каждый человек. Это способность мыслить, создавать и воплощать свои идеи в реальность. Творчество может проявляться в различных сферах жизни – в искусстве, науке, технике, литературе и даже в повседневных делах. Творческая природа человека является результатом его внутреннего мира, его мыслей, эмоций и воображения.
Предназначение человека. Предназначение – это стратегические задачи, ради которых человек родился на свет, чтобы пройти самый правильный путь в жизни. Это своего рода компас, который показывает правильный вектор направления пути. У каждого человека он свой – единственный и правильный. Ещё это уровень души, и он совсем не имеет отношения к выбору профессии. Ваша душа пришла в этот мир со своей задачей, конечная цель которой обрести безусловную и высшую любовь.
Цель и смысл жизни человека.
Главные цели в жизни человека – счастливая семья, большой дом и беззаботная старость. Всё это относится к долгосрочным целям, для продвижения к которым следует выполнять ежедневные краткосрочные. Основная цель в жизни: философия. Аристотель считал, что цель человеческой жизни – счастье, которое состоит в мышлении и познании. Так, главная цель в жизни по Аристотелю – постоянное саморазвитие. Л. Н. Толстой был солидарен с Аристотелем. Смысл жизни — это философско-культурологическая категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней