Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
1. Когда возникла социальная психология как самостоятельная наука? Кем и когда был впервые предложен термин «социальная психология»? 2
2. Что изучает социальная психология? Объект исследования социальной психологии? Предмет исследования социальной психологии. 3
3. Основные проблемы, которые изучает социальная психология 5
4. Дайте определение малой группе. Каков ее количественный состав? 6
5. Классификация малых групп. Дайте определение каждому виду. 7
6. Что такое группировка? 11
7. Дайте определение групповой динамике. Кем был предложен впервые термин «групповая динамика»? В каком году? В каком учебном заведении был впервые открыт центр изучения групповой динамики? 12
8. Назовите элементы групповой динамики? Сколько их? Дайте определение каждому элементу групповой динамики 13
9. Чем характеризуется конформное поведение человека? 15
10. Что такое «роль», «управленческий потенциал руководителя»? 16
11. Кто разработал социометрию? Виды социометрических статусов в коллективе 17
12. Что такое «призвание»? Что такое «престиж»? 19
13. Дайте определение понятию «лидер». Виды лидеров 20
14. Что такое сплоченность группы? 21
15. Механизмы групповой динамики. Дайте определения каждому механизму 22
16. Дайте определение конфликту. Охарактеризуйте стратегии поведения личности в конфликтной ситуации по Томасу 24
17. Раскройте формулу «Я – высказывания». Из каких звеньев оно состоит. Приведите примеры «Я - высказывания» (по Ш. Фэйр, Е. Корнелиус) 25
18. Что такое «социальная сензитивность»? 27
19. Что такое «эмоциональная устойчивость», «эмпатия»? 28
20. Дайте определение понятию «социализации личности». Когда впервые появился это термин и кому он принадлежит? 29
21. Какие механизмы социализации личности вам известны? 30
22. Что такое внушение? Какие люди более подвержены внушению? 31
23. Кто ввел понятие «стиль лидерства» в социальную психологию? Какие стили лидерства вам известны? 32
24. Какие теории лидерства вам известны? Приведите примеры теорий. 34
25. Типы руководителей по Б. Блейку, Д. Мутону 37
26. Тест Т. Лири на диагностику межличностных отношений. Краткая характеристика стилей 39
27. Понятие «агрессивность». Понятие «ассертивность» 40
28. Что такое психологический климат? 41
29. Что такое «социальная перцепция»? 42
30. Что такое «локус контроля»? Его виды. Кто является автором данного понятия? 44
Фрагмент для ознакомления
2
7. Дайте определение групповой динамике. Кем был предложен впервые термин «групповая динамика»? В каком году? В каком учебном заведении был впервые открыт центр изучения групповой динамики?
Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов, и потребностей.
Создание и развитие учения о групповой динамике связано с именем Курта Левина. Предпосылки развития данного учения появились в 30-е годы ХХ столетия. В то время на практике уже широко использовались различные виды групповой работы в педагогике, в социальной работе, отчасти в медицине. В результате данной работы, стали очевидны, имеющие место определенные тенденции в развитии групп, в структуре групп, выявилось наличие определенных закономерностей их функционирования.
Таким образом, в ходе групповой работы имели место феномены, которые не могли объяснить, существовавшие в то время в психологии и педагогике теории.
К. Левин, работая в области социальной психологии, уделял особое внимание вопросам функционирования и развития малых групп. В частности он занимался вопросами группового взаимодействия. И в 1939 году он публикует статью «Эксперименты в социальном пространстве», где он впервые употребляет термин «групповая динамика», дает ему определение, раскрывает основные характеристики. В 1945 году создается Центр по изучению групповой динамики в технологическом университете г. Масачусет. В 1948 г. (после смерти Левина в 1947) Центр был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор.
8. Назовите элементы групповой динамики? Сколько их? Дайте определение каждому элементу групповой динамики
Элементы групповой динамики:
1) Цели группы определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной мере - личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.
2) Нормы группы возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы, общих представлений, сложившихся в группе, подражания другим группам, страха перед санкциями.
3) Структура группы и проблема лидерства.
Лидер — это такой член малой группы, пишет Н. С. Жеребова, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентации групповым и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет-деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.
Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные данные используются для управления процессами групповой динамики.
4) Сплоченность группы - это взаимное тяготение членов группы.
5) Фазы развития группы. Обычно выделяют несколько фаз. Так, согласно стратегической концепции А. В. Петровского, фазы развития фугасы определяются следующими критериями:
• во-первых, степенью опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
• во-вторых, общественной значимостью последней.
На основе этих критериев А. В. Петровский выделяет следующие фазы развития малой группы:
• диффузная группа (общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью и ценностями);
• группа-ассоциация (принадлежность к общности начинает осознаваться как условие эффективности дальнейших действий);
• группа-кооперация (межличностные отношения опосредуются значимым для каждого содержанием совместной деятельности);
• группа-коллектив (межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности);
• корпорация (группа, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов, но и социальным, а иногда и антисоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности).
9. Чем характеризуется конформное поведение человека?
Конформизм - это поведение участника группы, направленное на изменение своих действий и мнений в соответствии с действиями и мнениями других участников.
Психологическое давление, способное исходить как от отдельных личностей, так и от общества в целом, оказывает воздействие на конформность личности. Первооткрыватель в области конформности, Соломон Аш, выявил, что это явление представляет собой осознанное устранение личных разногласий с группой и фактическое согласие с ней.
Существует несколько факторов, влияющих на поведение индивида под групповым давлением, такие как размер группы (конформность увеличивается в небольших группах) и согласованность (присутствие несогласного в группе уменьшает влияние).
Влияние конформизма на индивида зависит от возраста (с возрастом этот тренд снижается) и половой принадлежности (по общему правилу, женщины проявляют большую склонность к конформизму).
Конформизм проявляется в стремлении соответствовать большинству, в подчинении доминирующему мнению. То есть конформизм возникает, когда между «индивидуальным» и «общественным» есть противоречие. При этом конфликт решается в пользу общественного, а не личного мнения.