Фрагмент для ознакомления
2
1. Своеобразие древнерусской литературы.
Древнерусской литературой принято считать всю средневековую литературу Руси до XVII века. Однако, термин «древнерусский» по отношению к государству и по отношению к литературе – не одно и то же, т.к. Древнерусское государство (или Киевская Русь) существовало с IX по XIII века. Для древнерусской литературы ключевую роль сыграло крещение Руси в 988 году. Однако, русскими учеными XX века (С. Обнорский, Д.С. Лихачев, П. Черных, В. Истрин и др.) было доказано, что у восточных славян, в том числе на Руси, еще до принятия христианства была своя письменность. В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» под 912 годом сказано, что «мир сотворихом Ивановым написанием на двою хартью», т.е. мирный договор был составлен в двух экземплярах, на одном из которых оставили подпись русские послы, на другом – греческие. Конечно, переводная христианская литература, появившаяся на Руси после этого события (Крещение Руси, и ставшим скачком в том числе для литературы) познакомила русских людей с новыми нормами морали, нравственности, расширяла кругозор и несла в себе информацию исторического и географического характера.
Христианская церковная письменность требовала становления единой орфографии, приемов письма и письменного языка. Появление славянской азбуки неотрывно связывают с именами византийских философов-братьев Константином (Кириллом) и Мефодием. Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения X-XVII веков, и с одной стороны она связана с церковной и деловой письменностью, с другой – устными поэтическим народным творчеством. Во второй половине IX века Константин и Мефодий создали специальный письменный язык – старославянский – для перевода церковной литературы с греческого языка. В основу разработки алфавита («Глаголицы») легли разговорный общеславянский язык и элементы греческой графики – это был язык большей части переводной письменной церковной литературы. XI - первой половине XIV века основным писчим материалом был пергамент, изготавливавшийся из кожи телят или ягнят. На Руси его часто называли «телятиной» или «харатьей». В целях экономии писчего материала часто употребляемые слова сокращались и обозначались надстрочным знаком титлом: БГЪ, БЦА. Подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской литературы носит церковной характер - это объясняется тем, что рукописные книги переписывались в основном монахами в монастырях. Это переписывание роднит фольклор и литературные произведения. Этим же и обуславливается анонимность множества произведений, а если автор известен - о его жизни не известно ничего, что так же является своеобразной чертой древней русской литературы.
То или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Писец переписывал произведения по какому-то признаку, а переплетчик мог собрать их так, как они объединялись по содержанию, или были одного формата. Крупные по масштабам произведения – летописные своды, патерики, сочинения церковно-служебного характера, прологи – переплетались в отдельные книги. Различают ещё и редакции произведения. Редакция - это списки, в которых имеет место сознательное стремление дать особый текст по идейным, стилистическим и другим соображениям. Вид или вариант - это список, в котором нет сознательного стремления изменить текст. Ошибки же в тексте образывались в результате переписки текста или более-менее удачных исправлений. Извод - список, отразивший местные особенности языка (московский, новгородский, болгарский и т.д.).
Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место. Древнерусская литература носила фактографический характер, т.е. она была тесно связана с конкретными историческими событиями и её героями были исторические лица. Исторические события, действия и поступки конкретных лиц объяснялись вмешательством сверхъестественных сил («Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.) К числу литературных памятников Древней Руси относятся: летописи, хожения, повести, поучения, жития, патерики, жанр слова, сочинения ораторского жанра, тексты делового характера. Большая часть произведений не имела постоянного текста, произведения не стремились поразить новизной, а напротив, успокаивали привычностью.
Преобладал исторический жанр, где отображалась борьба феодального прошлого с объединением Руси. В XIII веке в летописях превозносится Москва как центр объединения, и осуждается политика князей, разрушающих единство. В процессе сложения единодержавной власти появляются элементы романской литературной культуры, несмотря на то, что русская литература еще не вступила в общение с западной. Куликовская битва была описана в нескольких памятниках, но лучшей повестью, как утверждает И. П. Еремин, считается «Задонщина». Зарождается устная поэзия былинного характера, эпос пополняется новыми собственными именами: Куликово поле (эпическое название любого поля битвы или казни) и Мамай (любой бусурманский царь), в народной памяти отражается не только событие, но и его цена: «Пусто, как Мамай прошел». Вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой, а открытый вымысел – не допускается. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и др. В древнерусской литературе, как и фольклоре , повторяются типы поведения и эпизоды. Герою полагается вести себя именно так, как положено не по его характеру, а по закону поведения того разряда, к которому он принадлежит в феодальном обществе. Например, благородный полководец должен побеждать многочисленного врага немногими силами, и помогает ему бог.
Одна из самых популярных книг Древней Руси «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского. Книга рассказывает о мире, располагая свой рассказ в порядке библейской легенды о сотворении мира в шесть дней. Каждый из описанных дней – гимн творению, его красоте и мудрости. Также стремление ответить на вопросы мироустройства воодушевлены апокрифы. Характерная особенность древнерусской литературы – повесть начинается с упоминания мировых событий: сотворение мира, всемирный потом, вавилонское столпотворение; или повесть включается в мировую историю – в какой-нибудь из больших сводов по всемирной истории.
Ценнейший материал в оценке своеобразия древнерусской литературы представляют собой берестяные грамоты, которые были найдены во время новгородских раскопок в 1951 году археологом А.В. Арциховским. Часть грамот относится к IX-XII векам. Авторами грамот были простые горожане, которые, не имея возможности писать на пергамене, использовали бересту. И то, что археологи обнаружили не только в Новгороде, но и в других городах берестяные грамоты, а также многочисленные палочки-писала (костяные или металлические) даже в слоях X века, является доказательством раннего и широкого распространения грамотности среди ремесленников, мелких торговцев и крестьян, и косвенно – доказательством распространения и значимости литературы.
Основная тема древнерусской литературы - тема Русской земли, её единства и независимости. Она воспевает красоту и величие Русской земли, резко осуждает тех князей, чья политика идёт вразрез с интересами страны. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать жизнью, выражает веру в силу добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло, а в основе лежат высокие нравственные идеалы и патриотизм.
2. Проблемы периодизации русской литературы XI-XVII веков.
Русская литература условно делится на периоды, отражающие основные вехи культурно-исторического развития: литература Киевской Руси (XI в. – первая половина XIII в.), литература периода феодальной раздробленности (вторая половина XIII в. – первая половина XV в.), литература периода становления и развития централизованного государства (XVI – XVII вв.), литература XVIII в.
Периодизация, предложенная Д.С.Лихачевым, состоит из 7 периодов. В основе ее лежит принцип совпадения (в основном) литературных изменений с историческими.
Стили, определяющие специфику литературного развития ДРЛ. Их всего 4:
1. Стиль монументального историзма. Для стиля «монументального историзма» характерно – общее движение мировой истории. Поэтому произведения обычно начинаются с начала (с потопа или сотворения мира), а затем какие-либо зафиксированные события. Отсюда такие представления, что мир един, он движется. В стиле монументального историзма написаны летописи («Повесть временных лет»).
2. Эмоционально-экспрессивный. Для «эмоционально – экспрессивного» стиля характерен поворот к человеческой личности, обращение к состоянию души – экстазу, которое достигается молитвами, уходом человека в самого себя. Это особое состояние авторы стараются передать читателю, чтобы он тоже возвысился. Используются особые художественные средства – нанизывание синонимов («Житие Степана Пермского»).
3. Второй монументализм. Переход к государственным идеям, их формированию стал основой для стиля «второго монументализма». В этот период создаются особые произведения религиозного характера («Домострой» – памятник этой эпохи).
4. Барокко. Отличается от европейского стиля. Для данного стиля характерно стремление познать мир, описать мир; познать и понять судьбу человека. Проявился в виршах и школьном театре (произведения Симеона Полоцкого).
Первый период — период относительного единства литературы. Литература развивается в двух центрах — в Киеве на юге и в Новгороде на севере. Он длится от первой четверти XI в. и захватывает собой начало XII в. Проявляется монументальный стиль литературы: первых русских житий Бориса и Глеба, киево-печерских подвижников Антония и Феодосия и первого памятника летописания - «Повести временных лет». Это век единого древнерусского Киево-Новгородского государства. Культура Киевской Руси выработала идеологические, языковые, стилевые и художественные основы, которые продолжили развиваться в последующие эпохи. Особенностью этого периода явилось создание оригинального жанра княжеского жития, ставившего цель укрепить авторитет княжеской власти и окружить ее ореолом святости.
Второй период — от начала XII до первой четверти XIII в. — период проявления новых и новых литературных центров: Владимира-Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира-Волынского; появляются местные черты и местные темы в литературе, разнообразятся жанры, в литературу вносится злободневность и публицистичность. Это период отличает начавшаяся феодальная раздробленность.
Особняком стоит короткий период монголо-татарского нашествия и начала ига — с середины XIII по середину XIV в., когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск: о битве на Калке, о взятии Владимира-Залесского, «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского». Литература сжимается до одной темы — темы монголо-татарского вторжения, но тема эта проявляется с интенсивностью, и черты монументального стиля предшествующего периода приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства. Язык литературы, неотъемлемая часть и ценность культуры, сыграл интегрирующую роль в один из самых сложных, кризисных периодов русской истории, поскольку тексты продолжали создаваться на уже сложившимся церковнославянском языке с сохранением языковых клише и стилистики.
Следующий период — конец XIV и первая половина XV в. — это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли в период, непосредственно предшествующий и последующий за Куликовской битвой 1380 г. Это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания, исторического повествования, панегирической агиографии, обращения ко временам независимости Руси во всех областях культуры: в литературе, зодчестве, живописи, фольклоре, политической мысли и т. д.
Вторая половина XV и первая половина XVI в. характеризуются бурным развитием общественной мысли и публицистики. Тому и другому свойственна ренессансная вера в силу разума, в силу слова и убеждений, в разумность природы и — поиски реформ. Но настоящего Ренессанса в России все же не создалось. Падение городов-коммун Новгорода и Пскова, подавление ересей и поглощение всех духовных сил напряженным строительством единого централизованного государства — были тому причиной.
Затем следует период (вторая половина XVI в.), когда «нормальное» развитие литературы оказалось нарушенным. Организация единого русского централизованного государства поглощала основные духовные силы народа. Движение к Возрождению затормозилось. В литературе развивается публицистика; внутренняя политика государства и преобразования общества все больше и больше занимают внимание писателей и читателей. В литературе все интенсивнее сказывается официальная струя. Наступает пора «второго монументализма»: традиционные формы литературы доминируют и подавляют индивидуальное начало в литературе и развитие беллетристичности. Стилистические приемы в литературе стали яркими и образными, поскольку были направлены на придание весомости и аргументированности идеям.
XVII век — век перехода к литературе нового времени. Первоначальная ориентированность русской литературы на византийскую сменилась на западноевропейскую литературу. Это век развития индивидуального начала во всем: в самом писателе и в его творчестве; век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности, индивидуального, личностного протеста, связанного с трагическими поворотами в биографии писателя, и индивидуального начала в действующих лицах литературных произведений. Личностное начало способствует появлению силлабической поэзии и регулярного театра.
Близко к этому «переходному веку» примыкает и эпоха петровских преобразований — эпоха, продолжившая и в известной мере завершившая переход к литературе нового типа — типа нового времени.
На протяжении XVI и XVII, а отчасти XVIII вв. в России постоянно дают себя знать отдельные возрожденческие явления: развитие индивидуального начала в творчестве, постепенное освобождение личности из-под власти средневековой корпоративности, — но единой эпохи Возрождения в России не было. Было «замедленное Возрождение», ибо без возрожденческих явлений не может совершиться переход от средневековья к новому времени. Благодаря замедленности и заторможенности Возрождения все возрожденческие явления приобретали на Руси особенную актуальность. Личность человека стала центром литературного процесса.
Первые века рассматриваемой литературы — это века собственно древнерусской литературы XI–XIII вв. К этому периоду относится еще не расчлененное единство всего восточного славянства. Независимо от того, где создавались отдельные произведения — в Новгороде, Киеве, Ростове, Владимире-Волынском, Галиче или Турове, они распространялись по всей восточнославянской территории и включались в единую литературу, которую считается возможным назвать «древнерусской».
Начиная с XVI в. наступает важный период постепенного формирования национальных особенностей трех будущих восточнославянских наций: великорусской, украинской и белорусской.
Возникнув первоначально в русле единой православной византийской культуры, русская литература быстро обрела самобытность в жанровом, стилевом, языковом, идейных планах. В своем развитии она неизбежно отражала социально-политические и культурные тенденции различных эпох, являлась носительницей и транслятором культурных ценностей. Главнейшими ценностями культуры, которые передавала русская литература на всем своем протяжении развития – это язык, давший возможность сохранения самобытной национальной культуры в периоды сложнейших общественно-политических и культурных кризисов, и идейная связь с христианством, осознание необходимости национального единения страны.
Пройдя длительный путь развития, уже к концу XVIII века русская литература органично встраивается в западноевропейский литературный процесс, становясь неотъемлемой частью единого мирового культурного и литературного процесса.
3. Жанровая система древнерусской литературы.
Система жанров древнерусской литературы подчинялась практическим утилитарным целям - как нравственным, так и политическим. Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием -традицией и уставом. Летописи предназначались для дипломатической практики, в которой играли роль исторические справки. Описания хождений в другие страны служили практическим целям паломничества не в меньшей мере, чем для назидательного чтения.
Произведения группировались в ансамбли: летописи, хронографы, четьи минеи, патерики, прологи, разного вида палеи, сборники устойчивого и неустойчивого содержания. В. О. Ключевский подчеркивал: «Житие – это целое архитектурное сооружение, напоминающее некоторыми деталями архитектурную постройку». Аналогична и даже более сложна структура летописи, степенной книги, хронографа, временника, торжественника и др.
Отдельные части произведения могли принадлежать к разным жанрам – контрасты и противопоставления играли большую роль. Они же имели исключительное значение в зодчестве и живописи, а это подчеркивает неделимость и целостность культурной среды.
В житии святого автор внушает читателю в предисловии мысль о невыразимости всей святости святого, а затем переходит к повествованию в хронологическом порядке по этапам героического совершенствования; в конце – похвала и описание посмертных чудес заканчивается сообщением текста служб и молитв святому. Все эти части могли быть написаны в разных жанрах и разными авторами.
Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе. Верхнюю ступень занимали книги "священного писания". Вслед за ними шла гимнография и "слова", связанные с толкованиями "писания", разъяснениями смысла праздников. Такие "слова" обычно объединялись в сборники. Затем следовали жития - рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи, Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому - соответствовал свой тип жития. Композиция жития зависела от его употребления: богослужебная практика диктовала определенные условия его составителю, адресуя житие читателям-слушателям. Например, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Опираясь на византийские образцы, древнерусские писатели создали целый ряд выдающихся произведений агиографической оригинальной литературы, отразившей существенные стороны жизни и быта Древней Руси.
Поскольку церковная жизнь консервативна, жанры, употребляемые в церковном обиходе, и их сочетания отличаются наибольшей устойчивостью. Жанры, связанные с государственной жизнью, меняются и развиваются вместе с развитием и изменениями в государственной жизни. Например, с развитием иностранных отношений единого централизованного государства появляется жанр статейных списков, впоследствии ставший исключительно литературным жанром.
Литературно-фольклорная жанровая система в целом была традиционной, сильно формализованной и мало меняющейся. Чем более жесткой она была изначально, тем настоятельнее она подвергалась изменению в связи с переменами в быте, в обрядах и в требованиях применения.
В отличие от византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является историзм, тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т. е. жанрами светской литературы. Так же, как и княжеское житие, на грани перехода от церковных жанров к мирским стоят "хождения" - путешествия, описания паломничества к "святым местам", сказания об иконах. Летопись могла включать в себя все жанры.
Система жанров светской литературы более подвижна. Она вырабатывается древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы. Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание, предание. Особое место среди мирских жанров занимает "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли" и "Слово" Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI - первой половине XIII в.