Фрагмент для ознакомления
2
принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
• ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
• ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
• Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:
• Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
• Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
• По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода.
• По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.
• По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
• По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций — собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
• По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности, на которые не зарегистрированы.
• Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
• Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.
4. Контроль налоговых органов за исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов
Согласно действующему законодательству контроль за исполнением налоговой обязанности осуществляют налоговые и таможенные органы. Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ. Контрольные полномочия является ключевыми при определении правового статуса налоговых органов. НК РФ детально регламентирует формы налогового контроля и порядок их осуществления. Так, согласно положениям НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в форме: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в иных формах, предусмотренных НК РФ.
Развитие интеграционных процессов в экономике предопределило расширение полномочий налоговых органов в части администрирования косвенных налогов. Так, в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС на международно-правовом уровне предусмотрен правовой режим, регламентирующий порядок исчисления и взимания косвенных налогов в условиях передачи полномочий по их администрированию налоговым органам государств-участников. Таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов при осуществлении контроля за уплатой косвенных налогов, взимаемых при перемещении товаров через территорию Таможенного союза.
1. Физическое лицо, гражданин России, проживает в Великобритании большую часть года. Имеет в собственности квартиру в Москве, которую планирует сдавать. Каковы варианты заключения договоров в данном случае и их налоговые последствия? Приведите пути оптимизации налоговых рисков. Обратить внимание: существенные условия договора аренды (договора найма) и договора ссуды, критерии определения налогового резиденства, виды доходов от источников в России, виды доходов, не облагаемых НДФЛ, и условия перехода на УСН.
Так как физическое лицо, являющееся гражданином России, больше года не проживало на территории РФ, то теперь является налоговым нерезидентом. Налоговый нерезидент обязан уплачивать налог 30 %. Есть два способа уменьшить налог с дохода с аренды:
- заключить договор безвозмездного пользования с родственником и позволить ему сдавать квартиру и платить 13%;
- оформить ИП с УСНО и платить 6%.
Суть налоговой оптимизации состоит в уменьшении размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов, и способов. Главной целью налоговой оптимизации является не только экономия на налогах, но и снижение налоговых рисков бизнеса. Для этого необходимо определить ключевые принципы, которыми следует руководствоваться при проведении мероприятий, направленных на выявление, оценку и снижение налоговых рисков.
2. Сотрудник компании 11 июня получил в подотчет на хозяйственные нужды 500 000 руб. 15 июня тот же сотрудник получил еще 500 000 рублей. Перечислите налоговые риски, которые возникают в данном случае у сотрудника и компании. Предложите пути их оптимизации. Проанализируйте арбитражную практику и письма Минфина РФ и ФНС РФ по этому вопросу. Обратите внимание на применимость в данной ситуации понятия притворной сделки, которое содержится в Гражданском кодексе РФ. Изучите документ, регулирующий порядок организации наличного денежного обращения в Российской Федерации, и его требования в описанной ситуации.
Риски возникнут в том случае, если за эти деньги не отчитаться расходными документами или не вернуть. По сотруднику могут быть начислены налоги, т.к. это будет рассматриваться как доход сотрудника.