Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие о психике. Развитие психики в филогенезе.
Психика — это сложное понятие в психологии и медицине.
В зависимости от областей знаний и направлений наук оно может определяться как:
1. Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.).
2. Специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
3. Системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
4. Внутренний мир человека.
3 основные функции психики:
1. Отражение окружающей действительности.
2. Сохранение целостности организма.
3. Регуляция поведения.
Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Также выделяют следующие функции психики человека:
1. Коммуникативная. Обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
2. Познавательная. Позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.
3. Регулятивная. Обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.
Психические свойства — это устойчивые образования, которые обеспечивают определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.
К психическим свойствам относятся:
1. Жизненная позиция — система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющая избирательность и уровень активности человека.
2. Темперамент — система природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующая динамическую сторону поведения.
3. Способности — система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности.
4. Характер — система отношений и способов поведения.
Одни из основных понятий о психической сфере это СОЗНАНИЕ (сознательное) и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Если коротко. Сознание это все, что мы переживаем и в чем можем отдавать отчет себе. Довольно широкое определение. Бессознательное — это все остальное. Как показывают многочисленные труды великих мыслителей, работы психологов, наблюдения психиатров - объем бессознательного может быть бесконечно огромным.
Сознание – это высший уровень развития психики человека, заключающийся в способности осознавать себя и окружающий мир в прошлом и настоящем, и на основе этого регулировать свое поведение и осознавать свои мотивы действий Сознание – это высший уровень человеческой психики, обеспечивающей отношение, целеполагание и регуляцию поведения на основе многостороннего осмысления.
Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.
К бессознательному обычно относят следующие психические явления:
– сновидения;
– ответные реакции, которые вызываются неощущае-мыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);
– движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми;
– некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;
– некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться.
Зарождение психики. Происхождение психики связывают с появлением сложных белковых молекул или «коацерватов», которые в процессе своей жизнедеятельности постоянно взаимодействовали с окружающей средой. Они усваивали из внешней среды питательные вещества для поддержания жизни и выделяли, образующиеся в процессе жизнедеятельности, продукты распада.
Эволюция психики представляет собой непрерывное, постепенное и длительное развитие психики в процессе эволюции. Как правило, выделяются три основных уровня: 1) межвидовой уровень эволюции – на данном этапе происходит постепенное изменение психики от наиболее простых к более сложным формам по мере развития различных видов животных от простейших к млекопитающим и самому человеку.
Структурные уровни организации материи строятся по принципу пирамиды: высшие уровни состоят из многочисленного числа низших уровней. Низшие уровни являются основой существования материи. Без этих уровней невозможно дальнейшее построение «пирамиды материи». Высшие (сложные) уровни образуются путём эволюции — постепенно переходя от простого к сложному.
Выделяют следующие уровни материи:
1. Микромир — область предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых материальных микрообъектов.
2. Макромир — мир материальных объектов, соизмеримых по своим масштабам с человеком и его физическими параметрами.
3. Мегамир — сфера огромных космических масштабов и скоростей.
Согласно культурно-исторической теории психики человека, высшие психические функции (сознание) формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им.
Эти функции составляют высший уровень психики человека. Они полностью отсутствуют у животных.
Психология — это наука, которая изучает психику человека на основе взаимодействия людей с окружающей средой.
В поле внимания психологии попадают межличностные отношения, реакции на те или иные события в жизни индивида или группы людей, последствия взаимодействия с объектами окружающей среды и т.д.
Говоря простыми словами, психология изучает все, что заставляет человека мыслить и испытывать эмоции.
Первая особенность современной психологической науки – полипредметность – существование в единой системе научного знания множества альтернативных определений и пониманий предмета изучения.
Второй специфической характеристикой психологической науки следует признать то, что в ней объект и субъект познания, мысль обращается к собственному субстрату, а научное сознание человека становится его научным самосознанием.
Естественно-научная парадигма.
Эта парадигма предполагает строгий научный подход к изучению психологических явлений, главными принципами которого является объективизм, детерминизм, рационализм и результативность. Образцом для подражания служили науки эпохи Просвещения, механика Ньютона, эволюционная теория.
Предметом изучения являются формы проявления душевной жизни – поведение, отношения, результаты деятельности человека.
Номотетический подход – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов. Он заключается в сравнении индивидов с определенной точки зрения. Сторонники Н. подхода не отрицают уникальности каждой личности. Они только считают, что она является следствием уникального сочетания разных уровней личностных черт, а сами эти черты одинаковы у всех.
Идеографический подход заключается в изучении одного индивида без сопоставления его данных с другими. При анализе отдельной личности следует использовать термины и понятия, которые подходят именно для нее. Такое описание с личности можно получить с помощью различных источников: самоописания, описаний других лиц, а также определенных объективных измерений самой личности.
Общие принципы психологии:
1. Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики.
2. Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики как динамического феномена.
3. Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов.
4. Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека.
5. Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
6. Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное и объективное.
7. Принцип относительной самостоятельности. Указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие как своих физиологических основ, так и закономерности формирования, функционирования и развития.
8. Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей.
9. Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
Психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Она интегрирует все данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.
Психология тесно связана с:
1. Философией, которая является методологической основой научной психологии.
2. Естественными науками, например, физиологией высшей нервной деятельности, которая изучает материальную основу психики — деятельность нервной системы и ее высшего отдела — головного мозга.
3. Точными науками, например, математическими и статистическими методами при обработке полученных данных.
4. Гуманитарными (общественными) науками, прежде всего с педагогикой. Психология способствует научному построению процесса обучения, выявляя закономерности формирования личности.
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.
Психика человека изучается следующими отраслями психологии:
генетическая — изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
дифференциальная — изучает индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
возрастная — изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);
детская — изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;
педагогическая — изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;
социальная — изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
2. Методологические основы психологии. Методы психологических исследований.
Проблема методологии и метода психологического исследования актуальна на протяжении всей истории психологии. Она по-разному ставилась в разных предметных разделах, например, в психологии личности, социальной и клинической психологии.
В работах по методологии психологии считается общепринятым тезис, согласно которому исследовательский метод и стоящая за ним теория определяют то, что является «фактом» и предметной сферой изучения.
В психологии отходят на второй план и преодолеваются традиционные классификации исследовательских методов. Качественные и количественные методы часто объединяются в «смешанные» подходы, а триада методов диагностики, воздействия и консультирования рассматривается в едином комплексе.
Психолог не имеет права ограничивать свои действия одним исследовательским инструментом — он прагматично объединяет различные стратегии познания.
Основные этапы психологического исследования:
1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления), выдвижение гипотез.
3. Планирование исследования, определение целей и задач, выбор методов и методик.
4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
5. Обработка данных.
6. Оценивание результатов, интерпретация результатов исследовательской концепции.
7. Соотнесение результатов с концепциями и теориями, формулирование общих выводов, оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.
К качественным методам исследования относятся наблюдение, неструктурированное интервью, в том числе и феноменологическое интервью; исследование индивидуального случая (кейс-стадии); биографическое исследование, в том числе анализ истории жизни; метод фокус-групп, метод Дельфи (метод экспертных оценок); исследование действием; контент-анализ (который одновременно может быть отнесен и к количественным методам исследования), проективные методики (рисунок).
Количественные методы исследования методы, ориентированные на получение строго объективных, т.е. количественно выражаемых данных. Основываясь на позитивистской методологии, утверждающей в качестве оснований научности исследования операционализмами и верификации, количественные методы отличаются высоким уровнем валидности и надежности, структурированностью, при одновременно низком уровне реалистической естественности, конструктной и экологической валидности.