Фрагмент для ознакомления
2
Программа государственного экзамена для направления подготовки
44.04.02 «Психолого-педагогическое сопровождение»,
магистерская программа
«Практическая и прикладная психология»
Понятие и принципы научно-исследовательской деятельности
Понятия «наука», «научное знание». Классификация наук по научным направлениям и научным специальностям. Особенности и принципы научно-исследовательской деятельности. Основные типы научных исследований. Сущность и примеры фундаментальных и прикладных исследований. Формы научного знания; научная идея, закономерность, закон, принцип, теория, концепция, модель; научное понятие, категория; научный подход. Особенности языка изложения результатов научного исследования. Источники научной информации. Информационные потоки. Способы сбора научной информации.
Наука — это систематическое и организованное исследование природы и структуры мира с целью получения новых знаний и понимания. Она основывается на наблюдении, экспериментах и логическом анализе полученных данных.
Научное знание — это знание, полученное в результате научного исследования и подтверждённое опытными данными. Оно отличается от обыденного знания тем, что основано на строгой методологии и проверено научным сообществом. Также научное знание обладает универсальностью и может быть применено в различных областях.
Классификация наук.
1. Естественные науки изучают природу, её явления, объекты и процессы. Примеры: биология, химия, география, геология, физика.
2. Точные науки направлены на поиск количественных закономерностей в окружающем мире. Примеры: математика, информатика.
3. Технические науки занимаются развитием техники. Они похожи на точные, но имеют более прикладной характер и служат практическим целям человека. Примеры: робототехника, космонавтика, механика.
4. Социально-гуманитарные науки изучают человека и его взаимодействие с обществом. Примеры: социология, экономика, политология, этика, история, лингвистика.
К принципам научно-исследовательской работы относятся:
1. Принцип научности: исследование выполняется в соответствии с требованиями современной научной мысли и опирается на совокупность научных доказательств.
2. Принцип целеполагания: организация научно-исследовательской работы направлена на достижение желаемого результата.
3. Принцип объективности: использование методов и процедур для получения реального знания об изучаемом явлении.
4. Принцип системности: комплексное изучение исследуемого явления во всех его связях и взаимодействиях.
5. Принцип преемственности: связь между различными этапами развития познания.
6. Принцип комплексности: сохранение полноты охвата всех сторон изучения предмета.
7. Принцип дополнительности: единство и дополнительность дискурсивного и интуитивного в исследовательской деятельности.
8. Принцип управляемости: реализация функций управления процессом научно-исследовательской деятельности студентов со стороны педагога.
Основные типы научных исследований
Научные исследования подразделяются на несколько основных типов: фундаментальные, прикладные и разработки. Такое деление зависит от целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы.
Сущность и примеры фундаментальных и прикладных исследований
Фундаментальные и прикладные исследования — это типы исследований, которые различаются по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а также по формам взаимодействия исследователей и их объединений.
Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путём получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий.
Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).
Формы научного знания
1. Факты — подтверждённые экспериментом данные.
2. Проблемы — постановка задач, не имеющих решения или ответа.
3. Гипотезы — предположения о свойствах, чертах, функциях.
4. Законы — решённые проблемы с отражёнными взаимосвязями и практической подтверждённостью.
5. Теории — умозаключения относительно явлений, обладающие доказательной базой.
Научная идея – это форма мысли, представляющая собой новое объяснение явления. Новая идея меняет представление об объекте исследования не в результате строго обоснования – она является качественным скачком мысли за пределы чувственных данных и строго обоснованных решений. Закономерность
Под законом следует понимать существенные, объективные, необходимые устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями. Закон дает возможность предсказывать, на основе логических рассуждений, изменения развития психических явлений и увидеть взаимосвязи между этими явлениями. Законы психологии требуют внимательного изучения не только психологами, но и всеми людьми, так же, как и законы точных наук: физики, математики, химии и др.
Принцип - это некий мета -закон (над-закон), то есть он не выражает какой-то конкретный закон природы, но выражает некое указание, которому должны следовать законы природы. Это некий остов или несущая конструкция, на которой строится та или иная физика. Самый яркий пример такого остова — это принцип относительности Галилея; относительность движения объектов не является физическим законом.
Теория – это это научная, наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определённой области действительности — объекта данной теории.
Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями); основная мысль.
Модель - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели). Математическая модель — модель, использующая язык математики.
Научное понятие - это понятие, которое отражает научные знания о каком-либо предмете или явлении. Понятия определяются через научные термины — слова или группы слов, которые строгим образом фиксируют данное научное понятие. Зачастую они появляются в науке из повседневной жизни, но в научном контексте у них появляется специфический и уточненный смысл.
Категория – это это наиболее общие, фундаментальные понятия, представляющие собой формы и организующие принципы научного мышления. Примеры научных категорий: бытие, становление, время, пространство, причинность, научный закон, социальная тенденция, детерминизм, историзм, обоснования, рационализирование, объяснение, предсказание, понимание и т. д.
Научный подход - это совокупность основных способов и методов решения задач с целью получения новых знаний, обобщения и углубления понимания совокупности фактов и теорий в любой области науки.
Научный метод включает:
• способы исследования явлений;
• систематизацию и корректировку новых и полученных ранее знаний;
• умозаключения и выводы с помощью правил и принципов рассуждений на основе эмпирических данных об объекте.
Особенности языка изложения результатов научного исследования
1. Отвлеченность, обобщённость. Для теоретического мышления характерно отвлечение от конкретного и случайного.
2. Терминологичность. Использование особой терминологии.
3. Смысловая точность. Выбор наиболее подходящего слова или грамматической конструкции, наиболее адекватно и однозначно выражающих смысл.
4. Ясность. Чёткость и простота изложения информации.
5. Объективность изложения. Соответствие излагаемого материала действительности, отсутствие субъективной оценочности.
6. Стандартность, стереотипность. Устойчивость и единообразие при организации языкового материала.
7. Краткость, сжатость, лаконичность. Устранение в тексте лексической, структурной и информационной избыточности.
8. Безличность. Стремление к ограниченному использованию авторского «я».
9. Образность. Элементы экспрессивности, эмоциональности, образности могут присутствовать в научной речи.
Источники научной информации – это непубликуемые документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров на принтерах и ксероксах.
Информационный потоки – это система зафиксированных научных и технических результатов, содержащихся в книгах, периодических изданиях, патентах, отчётах и др. формах хранения и передачи научно-технических знаний. И. п. н. — это не только объект исследования, но и каналы связи науки, без которых она не могла бы функционировать как сложная динамическая информационная система.
Способы сбора научной информации:
а) наблюдение
б) экспериментальное наблюдение
в) эксперимент
г) анализ документации
д) опрос. С их помощью собирается необходимый материал для выявления, анализа и решения поставленных проблем.
Этапы проведения и организация научных исследований
Логика и этапы научного исследования: постановочный, собственно-исследовательский, оформительско-внедренческий. Механизмы и проблемы внедрения результатов научных исследований. Метод, техника, методика, процедура, методология научного исследования. Различие выбора методов-техник-процедур в гуманитарных и естественных науках.
Логика и этапы научного исследования:
Постановочный - – от выбора темы до определения задач и гипотезы исследования, - осуществляется по общей для всех этапов исследований логической схеме (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – идея, замысел исследования – гипотеза - задачи).
Собственно-исследовательский - логическая схема выполнения этого этапа дана лишь в общем, неоднозначном виде (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода).
Оформительско-внедренческий - – заключительный этап, предполагающий апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты), внедрение результатов в практику.
Механизмы и проблемы внедрения результатов научных исследований - внедрение результатов научного исследования — это процесс использования и применения результатов научного проекта на практике. На этой стадии исследователи и специалисты разрабатывают новые технологии, методики и продукты на основе полученных результатов научного исследования. После этого они начинают тестировать и внедрять эти инновации в реальные условия работы или производства.
Цель внедрения результатов научного исследования — применить новые знания и технологии для решения конкретных проблем и задач. В результате этого появляются новые продукты, услуги и методики, которые улучшают жизнь людей и облегчают работу в разных сферах.