Фрагмент для ознакомления
2
1. Скульптурка Всадник и лошадь культуры Нок.
Искусство Нок известно главным образом благодаря терракотовым скульптурам, то есть изготовленным из красной или жёлтой гончарной глины, изображающих людей и животных. Терракоты сохранились главным образом в форме разрозненных фрагментов.
Высота скульптурки: 53 см.
Возраст: от 1400 до 2000 лет.
Назначение статуэток до сих пор неизвестно, поскольку научные изыскания пока не дали результатов. Однако известно, что керамические портреты культуры Нок служили погребальным целям, что вполне соответствует обычаям Западной и Центральной Африки.
2. Бронзовая женская голова. Бенин.
Бенинские бронзовые изделия происходят из Бенин-Сити в современной Нигерии, ранее исторической столицы Королевства Бенин. Королевство было основано в средневековый период и управлялось непрерывной цепью Обов, или королей, передававших титул от отца к сыну.
Выполненные из литой латуни, дерева, коралла и резной слоновой кости, бенинские произведения искусства служат важными историческими записями Королевства Бенин, увековечивая память об истории города, его династической истории и понимании взаимоотношений с соседними обществами. Многие предметы были заказаны специально для алтарей предков прошлых Обов и королев-матерей, фиксирующих взаимодействие с их Богами и увековечивающих их статус. Они также использовались в некоторых ритуалах в честь предков и для подтверждения вступления в должность нового правителя.
3. Наскальный рисунок Сахары
Наскальное искусство Сахары — серия доисторических изображений, выбитых или нарисованных на природных скалах в центральной части пустыни Сахара. Всего насчитывается около 3000 таких памятников, от массива Тибести до Ахаггарских гор.
Наскальные рисунки, обнаруженные в Тассилин-Аджере, к северу от Таманрассета в Алжире, а также в ряде других мест, изображают активную жизнь Северной Африки в период 8000—4000 гг. до н. э., то есть в период неолитического субплювиала. Часть гравюр была выполнена носителями капсийской культуры Средиземноморья, когда Сахара представляла собой саванну, где обитали африканский буйвол, слон, носорог и гиппопотам, ныне обитающие значительно южнее Сахары. Изображения очень подробно передают особенности жизни в тот период.
4. Живопись догонов (место инициации)
Догоны – таинственный народ, спрятавшийся от исламизации в скалах Мали. На протяжении веков они сохраняют традиционную культуру: ритуалы, сказки, предания, ремесла. Искусство догонов - это прежде всего скульптура. Искусство догонов вращается вокруг религиозных ценностей, идеалов и свобод. Скульптуры догонов не предназначены для публичного ознакомления и обычно скрыты от посторонних глаз в домах семей, святилищах или хранятся у Хогона (Жреца/Колдуна). Важность секретности обусловлена символическим смыслом произведений и процессом их изготовления.
5. Кананган - маска догонов (мужской дух)
Страна происхождения: Мали. Материал: дерево, краска. Высота 105 см. Самая распространенная и одна из наиболее почитаемых масок - канага. Плоское лицо с отверстиями для глаз разделено пополам тонкой вертикальной перегородкой носа, упирающейся в нависающий в виде трехгранного карниза лоб. Навершие имеет форму лотарингского креста с отогнутыми концами перекладин. Различные вариации этой формы, напоминающей схематическое изображение человеческой фигуры в так называемой позе лягушки, встречаются в первобытном и традиционном искусстве повсеместно: в наскальной живописи Австралии, Восточной Испании, Скандинавии, Закавказья, в искусстве канадских индейцев.
Символическое значение этой формы, венчающей маску канага, интерпретируется по-разному. М. Гриоль (эксперт по культуре Догонов, один из авторов исследования" Дети бледного лиса") считает ее символом равновесия между землей и небом, символом космического порядка; другие видят в ней священную птицу с распростертыми крыльями, фигуру верховного божества в акте созидания; по Кьерсмейеру, это символ крокодила, на спине которого, по преданию, догоны переплыли Нигер во время их исхода из "Страны манде". На вершине маски Kanaga стоят фигурки называемые Dogon Tellem c поднятыми вверх руками.
По одной из версий, маска Kanaga обозначает жест Творца после акта создания Вселенной.
6. Калебаса
сосуд для приготовления и питья мате. Традиционно выделывался из тыквы-горлянки.
Испанское слово mate происходит от слова кечуа mati. Оно используется для обозначения всех плодов растений рода Lagenaria, независимо от их размера и формы. С течением времени это слово стало использоваться и для обозначения настоя мате, который пьют с бомбильей из сосуда, сделанного из тыквы, или в любой ёмкости из другого материала, например, из дерева или стекла.
На языке кечуа слово «мати» означает сосуд, сделанный из тыквы. Вероятнее всего, испанцы взяли это слово, чтобы обозначить не только сосуд, но и сам напиток. Индейцы гуарани называли используемый для заваривания мате сосуд Каальгуа, как составное слово от Kaa — трава, Ль — вода, и Гуа — ёмкость, то есть ёмкость для настоя.
7. Зернохранилище берберов
Ксар - это зернохранилища, построенные, как укреплённые строения — крепости. Они служили опорными пунктами берберов и были построены в большинстве населённых пунктах южной части современного Туниса, поэтому их было великое множество, благодаря этому в названии некоторых населённых пунктов присутствует слово Ksar, не все они сохранились, некоторые из сохранившихся не большие по размеру и не представляют особого интереса. Зачастую ксары строились по караванным маршрутам по линии запад - восток. Сами берберы, это народность проживающая на территории северной Африки, ещё с доарабского периода, таким образом это коренная народность этих мест. В зависимости от местности расположения деревни, при строительстве Ксар использовался склон горы или наружная стена Ксар'а становилась, внешней оборонительной стеной сооружения, строились не только на территории современного Туниса, но и на ареале проживания берберов: Марокко, Алжир, Тунис.
8. Икона эфиопов/коптов
Эфиопская Церковь принадлежит к группе Древних Восточных Церквей, или так называемых «нехалкидонских Церквей», к которой также относятся Коптская (Египетская), Сирийская и Маланкарская (Индия) Церкви.
Коптское искусство представляет из себя смесь древнеегипетского и эллинистического влияния. Тематика и символика заимствовались из античной и египетской мифологий, иногда присособленных к христианским верованиям. Также на этот стиль влияли Персия и Сирия, правда — с меньшим успехом, но все равно оставив такое наследие, как например, павлины и грифоны в числе излюбленных мотивов.
Коптские иконы «Апостол Павел» Начиная с IV в. Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом уменьшается — что является знаком спиритуальных отношений с богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
Большинство коптских иконописцев не подписывались. Традиция назвает имена Св.Луки (первого иконописца) и двух коптских патриархов — Макария I и Гавриила III Александрийских.