Фрагмент для ознакомления
2
1. Педагогические идеи о первоначальном обучении детей в зарубежной педагогике XVIII-XIX века.
И. Г. Песталоцци. Образование обязано быть природосообразным, т. е. выстраиваться в согласовании с природным ходом становления самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет. Целью изучения Песталоцци считал формирование познавательных возможностей детей, выработку у них искусства логически мыслить и максимально коротко формулировать словами суть усвоенных явлений и понятий.
И. Ф. Гербарт. Главной целью воспитания Гербарт считал формирование у человека «добродетели». Основу воспитания Гербарт видел в нравственном развитии и становлении характера и воли воспитанника.
Ф. Дистервег. В своём главном труде «Руководство к образованию немецких учителей» он сформулировал два главных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности, которые более всего способствуют развивающему обучению и воспитанию.
Ж.-Ж. Руссо. Руссо считал, что ребёнок должен развиваться естественным образом, в соответствии с его внутренними потребностями и интересами, без чрезмерного вмешательства со стороны взрослых. Важным элементом педагогики Руссо было обучение через практический опыт и непосредственное взаимодействие с окружающим миром.
2. Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
Согласно теории П. Я. Гальперина, в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов:
1. Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий).
2. Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию.
3. Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов.
4. Этап внешнеречевых действий. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план).
5. Этап внутренней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»).
6. Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания.
На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развёрнутой форме, но постепенно «свёртывается» (сокращается).
3. Разработайте структуру урока проблемного обучения.
Структура урока проблемного обучения включает следующие этапы:
1. Создание проблемной ситуации. 1 Появляется вопрос: «Почему не получается?». 3 Этот этап формирует интерес к проблеме и желание её исследовать.
2. Постановка учебной задачи. На этом этапе происходит формулирование темы урока и вопросов, на которые нужно найти ответ.
3. Поиск решения. Учащийся выдвигает свои варианты решения проблемы. Это способствует развитию творческого и логического мышления, а также умению выявлять причинно-следственные связи. Все гипотезы анализируются, активность поощряется.
4. Озвучивание решения. После того как учащиеся попытались самостоятельно решить поставленную задачу, им даётся правильный ответ, если они сами не пришли к нему.
4. Социальная ситуация развития младшего школьника.
Социальная ситуация развития младшего школьника — это те специфические условия среды, в которых формируются наиболее значимые психические изменения.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на систему «ребенок – учитель» и систему «ребенок – родители». При этом система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношение ребенка к детям. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина показали экспериментально, что хорошее, «пятерочное» поведение и хорошие отметки влияют на отношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Впервые эти отношения становятся отношением «ребенок – общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки.
Особенности социальной ситуации развития младшего школьника:
- У ребёнка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые обязанности.
- Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, а также за умственное развитие.
- Ребёнок переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться.
- Новые взаимоотношения и постоянное участие в серьёзной, общественно значимой деятельности наполняют жизнь детей глубоким содержанием, что сказывается в характере общей направленности их личности, в их переживаниях, в особенностях их представлений.
- Большое значение для ребёнка приобретает фигура учителя как значимого взрослого. Благодаря взаимоотношениям с учителем у ребёнка начинает формироваться самооценка, Я-концепция, появляется групповой статус.
5. Дидактические основы обучения в работах К.Д. Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) — основоположник научной педагогики в России. 3 Он разработал дидактическую систему воспитания и обучения, которая до сих пор является базовой в педагогической науке и активно используется в школе.
Основные дидактические принципы Ушинского:
- Доступность обучения. Содержание обучения должно быть адаптировано с учётом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития.
- Систематичность и последовательность в обучении. Знания и умения детей должны представлять собой определённую систему, а их формирование — осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.
- Наглядность обучения. Обучение должно строиться не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком.
- Принцип народности. В рамках дидактической системы он находит своё отражение в отборе содержания учебного материала и форме его подачи. Ушинский считал, что отечественная педагогическая наука должна быть построена с учётом национальных особенностей русского народа.
Цель обучения по Ушинскому — обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственных способностей.
6. Предложите игры и игровые ситуации по развитию математического творчества у младших школьников.
Примеры игр и игровых ситуаций для развития математического творчества у младших школьников:
1. «Собери слово». На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске выходят две команды. Команда, первая составившая слова, побеждает.
2. «Молчанка». Примеры на умножение и деление записаны на доске. Показываю пример, дети на карточках — ответы.
3. «Лучший счётчик». На доске прикреплён круг с цифрами. Дети записывают ответы в тетради.
4. «Математическое домино». Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой части написан пример на умножение или деление, во второй части — ответ на другое задание.
5. «Какой ряд быстрее полетит на Луну?». У учителя есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты учитель вставляет лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишет примеры на умножение и деление.
Важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В большинство игр можно вносить элемент соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения.
7. «Школьная неуспеваемость»: причины, проявления, особенности коррекции.
Школьная неуспеваемость — это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Причины школьной неуспеваемости:
- дефекты здоровья школьников;
- низкое развитие интеллекта;
- отсутствие мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности;
- слабое развитие волевой сферы у учащихся;
- психологические факторы, отрицательно влияющие на успеваемость детей в школе.
Проявления школьной неуспеваемости:
- ученик не может сказать, в чём трудность задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения;
- ученик не отвечает на вопросы по тексту, не говорит, что нового он из него узнал.
Особенности коррекции школьной неуспеваемости:
- применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий;
- индивидуальный подход к учащимся, опирающийся на знание личности каждого ученика;
- правильная организация домашней самостоятельной работы школьника.
Для преодоления школьной неуспеваемости необходима совместная деятельность педагогов, психологов, родителей и самого ребёнка.
8. Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе.
Кейс-технология — это метод обучения, основанный на рассмотрении и анализе реальных ситуаций и проблем, с которыми сталкивались учащиеся или могут столкнуться в будущем. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Преимущества использования кейс-технологии на уроках в начальной школе:
- Развитие критического мышления. Кейсы представляют реальные или вымышленные ситуации, требующие от учащихся анализа, синтеза и оценки информации для решения проблем.
- Совершенствование навыков общения. Кейсы часто требуют от учащихся работать в группах, парах, обсуждать различные перспективы и презентовать свои решения.
- Связь с реальной жизнью. Кейсы часто основаны на реальных ситуациях, что делает обучение более существенным и интересным для учащихся.
- Развитие творческих способностей. Кейсы предоставляют учащимся возможность генерировать и исследовать различные решения, поощряя их творческие способности.
- Укрепление сотрудничества. Командная и групповая работа, необходимая при использовании кейсов, укрепляет сотрудничество и командную работу.
- Персонализированное обучение. Кейсы могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям и интересам учащихся.
- Улучшение запоминания. Практика показывает, что обучение с использованием кейсов улучшает запоминание и понимание материала, поскольку учащиеся активно участвуют в процессе обучения и обсуждения.
Примеры использования кейс-технологии на уроках в начальной школе:
- Урок литературного чтения: учащимся предлагается прочитать басню и обсудить предложенные кейсы в парах.
- Урок окружающего мира: учащиеся работают в командах с использованием кейсов для изучения новой природной зоны.
9. Предложите систему обучения ребенка с признаками одаренности в начальной.
Классно-урочная работа. Это творческое добывание знаний, развитие мыслительных способностей. Учащиеся работают в парах, группах. На уроке создаётся ситуация познавательного затруднения, когда необходимо самим решать проблему.
Индивидуальные занятия. В работе с одарёнными учащимися важен личностно-ориентированный подход, максимальное раскрытие и развитие индивидуальности ученика по предмету, который он сам выбирает.
Внеурочная деятельность. Это групповые занятия, которые направлены на развитие концентрации внимания, мышления, тренировки внимания, слуховой и зрительной памяти, совершенствование мыслительных операций, воображения и логического мышления.
Проектная деятельность. Учащиеся занимаются проектной деятельностью с 1 класса. Проектный метод — это обучение через «делание». Учащиеся самостоятельно ставят учебную проблему, собирают информацию, решают проблему, делают вывод.
10. Особенности социального опыта младшего школьника.
Социальный опыт младшего школьника — это совокупность ценностных ориентаций, норм и способов поведения, знаний и умений, личностных качеств, обеспечивающих установление конструктивных взаимоотношений с окружающими (сверстниками и взрослыми), эмоционально-позитивное самочувствие в этом взаимодействии и достижение совместных целей в учебно-познавательной, творческой, общественно полезной деятельности.
Особенности социального опыта младших школьников:
- Развитие социальной сферы личности за счёт появления новых социальных представлений, освоения элементарных социально-нравственных понятий, но без сформированной единой системы социальных знаний.
- Увеличение стремления к социально-нравственной самореализации и совершению социально значимых поступков, но при отсутствии возможности его реализации ребёнок не видит реального пути их осуществления.
- Расширение круга эмоционально окрашенных социальных отношений ребёнка с окружающими, при этом не достигается высокий уровень освоенности опыта эмоциональных отношений, так как эмоции младшего школьника разрознены и с трудом выстраиваются в систему.
- Обогащение творческого потенциала, но при несформированности навыков самостоятельной творческой деятельности стремление к творчеству не всегда реализуется полноценно.
Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций, раздумье (логическое осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и их переживание, косвенный опыт других людей, заключённый в произведениях литературы, картинах, фильмах, переработанный и «присвоенный».
11. Методика обучения письму в начальной школе.
Методика обучения письму в начальной школе направлена на формирование навыка графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.
Основные задачи:
- ознакомление с правилами посадки и владения инструментами (ручкой, карандашом);
- обучение ориентировке на странице прописей и тетради;
- ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
- обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
- обучение связному (безотрывному) ритмичному и скорому письму;
- исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Основные приёмы обучения письму:
- показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося;
- списывание учащимися с готового образца — прописей, образца учителя на доске или в тетради;
- обведение образца буквы (копировальный приём);
- воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе;
- анализ формы буквы с выделением зрительных элементов; 3
письмо под счёт;
- приём показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех вышеназванных приёмов, что позволит ему разнообразить деятельность учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.
12. Разработайте фрагмент урока с использованием дидактической игры.
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: русская народная сказка «Рукавичка».
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки, развивать умение анализировать и сравнивать, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Фрагмент урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
Решение учебной задачи.
Проверка первичного восприятия текста: игра «Скорочтение», игра «Я беру тебя с собой», игра «Чудесный мешочек», игра «Двойные каракули».
Обобщение.
Итог урока.
Рефлексия.
Дидактические игры помогают разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию.
13. Методы обучения младших школьников.
Классификация методов обучения в соответствии с источником знаний:
Словесные методы (устное речь или печатное слово). Примером могут служить рассказ, беседа, лекция, работа с книгой и прочее.
Наглядные методы (в роли источника знаний предстают предметы, явления, наглядные пособия). К ним относятся наблюдение, иллюстрация, демонстрация.
Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения в ходе выполнения практических задач).
Также выделяют следующие методы обучения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности:
Объяснительно-иллюстративный. Этот метод основан на получении уже готовых знаний.
Репродуктивный. Имеет своей целью формирование умений пользоваться полученными прежде знаниями.
Проблемный. При таком методе учитель предлагает классу определённую проблему, требующую решения.
Частично-поисковый. Представляет собой процесс научного познания, направленный на то, чтобы обучающиеся получили знания, навыки и умения с помощью создания гипотез, решения логических задач или посредством наблюдения.
Исследовательский. В данном случае учитель выступает в роли организатора поисковой деятельности для самостоятельной работы учеников.
14. Особенности воображения младшего школьника.
1. Опора на конкретные предметы, без которых ребёнку сложно создавать образы воображения. Например, при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ.
2. Смешение реальности и воображаемых образов. В рассказах младших школьников реальность и представляемые нереальные явления часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.
3. Реализм воображения. С возрастом роль фантазии, оторванной от реальной действительности, снижается, а реализм детского воображения возрастает, что обусловлено расширением кругозора и общей осведомлённостью об окружающей действительности и развитием критичности мышления.
4. Наличие элементов простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в играх: дети пытаются повторить действия, которые видели в жизни взрослых, в мультфильмах, кино. С возрастом элементы простого воспроизведения в воображении у ребёнка младшего школьного возраста становится всё меньше и всё в большей степени выявляется творческая переработка представлений.
5. Конкретность и наглядность. При развивающемся вербально-мыслительном воображении на первое место становится рассказ, опора на предмет имеет побочное место. Образы воображения приобретают уже более обобщённый характер.
15. Предложите и дайте характеристику основных этапов решения задач на движение на уроках математики.
Процесс решения задачи на движение на уроках математики заключается в последовательном выполнении следующих действий:
Анализ условия: проведение начального анализа текста, выделение условия и требования, выделение неизвестных, известных, искомых величин, установление связи между данными и искомыми, конструирование модели данной ситуации.
Планирование решения задачи: разложение составной задачи на простые задачи, переведение зависимости данных и искомых на тематический язык, подбор рациональных способов решения задач, проведение рассуждения синтетическим и аналитическим способом, активизирование необходимых теоретических знаний для решения задачи.
Реализация найденного плана решения задачи: установление адекватности построенной математической модели исходной задаче, выбор математических связей между величинами, установление соответствия промежуточного и конечного результатов, оформление решения.
Контроль и коррекция решения: определение соответствия полученных результатов исходной задаче, выполнение проверки решения разными способами, нахождение других способов решения задачи, оценивание полученных результатов, обобщение результатов решения.
16. Методика обучения чтению в начальной школе.
Методика обучения чтению в начальной школе может включать следующие этапы:
- Ознакомление с буквами и звуками. Важно, чтобы ребёнок мог не задумываясь узнавать и называть их. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук.
- Чтение простых слов. Например, «мама», «папа». Затем переходят к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира».
- Составление слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова.
- Чтение небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.
Существуют различные методики обучения чтению, например:
- Методика Марии Монтессори. Этот способ не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
- Методика Ольги Соболевой. Автор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты.
- Карточки Глена Домана. Эта методика основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным.
Важно помнить, что методика обучения чтению должна учитывать индивидуальные особенности ребёнка и быть адаптирована под его возраст и уровень развития.