Фрагмент для ознакомления
2
1. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности государства
В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе. Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей.
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки:
• ресурсного потенциала и возможностей его развития;
• уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;
• конкурентноспособности экономики;
• целостности территории и экономического пространства;
• суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
2. Обеспечение экономической безопасности реального сектора экономики в России
Обеспечение безопасности реального сектора экономики реализуется в диапазоне выживаемость – стабильное развитие.
Целевая функция обеспечения экономической безопасности реального сектора иерархична и имеет следующие уровни:
– концептуальное изложение целевой функции с указанием направлений, задач и ограничительных условий;
– системы частных программ (отраслевого и функционального уровня);
– конкретные проекты, информация;
– региональный уровень реализации территориально ориентированных программ обеспечения безопасности.
Механизм эффективной реализации концепций безопасного и устойчивого развития предусматривает некоторые общие для всех сфер реального сектора составляющие: систему государственной поддержки стратегически ориентированных отраслей; разнообразные формы и источники непрямого стимулирования; максимальное стимулирование инновационно-инвестиционного потенциала.
Применяемая политика при всем многообразии должна быть органичной составной частью государственной стратегии, а эффект успешной реализации любой программы и стратегии состоит в выполнении формальных правил оперирования экономическими индексами и нормативами – граничными значениями экономического развития и роста с учетом обеспечения устойчивости и безопасности.
Обеспечение национальной безопасности в реальном секторе экономики представляет собой сложный в композиционном плане процесс, реализация которого связана с необходимостью использования различных механизмов и инструментов контроля и регулирования в зависимости от целей, достигаемых в каждом конкретном случае. Использование этих механизмов ориентировано на решение таких задач, как:
– аналитическая ретрооценка сложившейся ситуации, которая может быть отнесена к угрожающей безопасности страны в реальном экономики;
– оперативное выявление текущих негативных процессов;
– краткосрочное прогнозирование угроз безопасности отдельных элементов воспроизводственного процесса;
– стратегические оценки потенциально возможных угроз безопасности, вытекающие из складывающейся в мировой экономике ситуации и тенденций развития отечественного производства.
3. Социальная политика и уровень жизни в стратегии экономической безопасности
Социальная политика играет важную роль в обеспечении национальной безопасности государства. Она обеспечивает необходимый уровень жизни населения, удовлетворение его потребностей и воплощает интересы как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Основные направления социальной политики:
1. Принятие эффективных мер по вопросам оплаты труда, охраны труда, социального страхования, занятости населения.
2. Поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев.
3. Внедрение справедливости как меры равенства и неравенства при распределении материальных благ и услуг.
4. Проведение разумной миграционной политики.
5. Решение проблем жилищно-коммунального хозяйства, разработка транспортной политики, улучшение системы информационного обеспечения.
Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения.
4. Бюджетная и налоговая политика и их влияние на экономическую безопасность государства
Налоги относятся к одним из самых значимых инструментов обеспечения экономической безопасности, поскольку они принимают активное участие в перераспределении национального дохода государства. Они выступают формой производственных отношений, а также функционируют с помощью материальной основы, заключающейся в том, что налоги представляют собой объем денежных ресурсов, поступающих в бюджеты разных уровней бюджетной системы государства [2].
Роль налогов в обеспечении экономической безопасности возрастает в условиях рыночной экономики, поскольку это значимый инструмент государственного регулирования экономики и социальных процессов. Через систему определенных форм, методов и инструментов налогообложения и налоговых доходов бюджетов разных уровней налоги оказывают воздействие на экономическую безопасность государства. К целям использования налогов государством можно отнести следующее:
1. изъятие части дохода для обеспечения экономической безопасности у хозяйствующих субъектов и населения в свою пользу;
2. стимулирование и сдерживание объемов производства хозяйствующих субъектов, а также увеличение или уменьшение платежеспособного спроса населения.
При определении приоритетных направлений по повышению экономической безопасности, государство учитывает финансовые ресурсы сектора теневой экономики и уровень расходов на социальные процессы, поскольку экономическая безопасность государства является системой мер, направленная на обеспечение определенного объема налоговых доходов, поступающих в бюджет государства для выполнения им своих функций и полномочий. Именно функционирование сектора теневой экономики является одним из основных рисков в современных условиях развития рыночных отношений и оказывает отрицательное воздействие на экономическую безопасность государства, поскольку её структуры не выполняют обязанностей по уплате налогов перед государством.
Налоги создают экономическую базу для существования государства. Государство может выполнять свои функции только при наличии надлежащего финансирования доходной части бюджета. В государстве с рыночной экономикой 85–90% финансовых поступлений в доходы бюджета формируют именно налоги, поэтому налоговая безопасность – это неотъемлемая часть экономической безопасности общества.
5. Безопасность внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая безопасность (ВЭБ) — это такое состояние экономического развития страны, которое позволит обеспечить условия для формирования механизма внешнеэкономической стабильности общества и всестороннего развития его национальной экономики, объединяя в себе все элементы финансово-кредитного сектора, с целью дальнейшего противостояния возможным угрозам и рискам любой природы происхождения.
Концептуальный подход к трактовке данного понятия предопределен открытостью экономики государства и отражает связь возможных экономических стратегий в рамках мировой интеграции и глобализации с учетом возможностей конкурентной борьбы. Как и любой другой вид безопасности, ВЭБ представляет собой определенную систему, состоящую из организационного, экономического и правового блоков, взаимодействие которых обеспечивает общая стратегия, выражающая национальные интересы государства с целью выявления и отражения угрозы воздействия на внешнеэкономическую деятельность. В настоящее время существующий организационно-управленческий механизм по реализации мероприятий ВЭБ недостаточно проработан, если сопоставить с национальной безопасностью или экономической, и не затрагивает ключевых целей по социально-экономическому развитию страны. Являясь одним из ключевых элементов экономической безопасности, внешнеэкономическая деятельность отражает качественные и количественные показатели функционирования хозяйственных субъектов в системе мировых экономических отношений, в том числе в рамках анализа уровня международной конкурентоспособности.
Говоря о структурных элементах системы внешнеэкономической безопасности России, необходимо обратиться к содержанию Стратегии национальной безопасности, где в качестве главных рисков обозначены:
· сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;
· снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;
· потеря контроля над национальными ресурсами;
· ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;
· низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;
· сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.
6. Экономическая безопасность предприятия: сущность, основные положения, оценка уровня экономической безопасности
Экономическая безопасность предприятия — это способность предприятия гибко реагировать на внутренние и внешние изменения и угрозы.
Основные параметры оценки уровня экономической безопасности предприятия:
1. Финансовая стабильность. Она определяется расчётом коэффициентов автономности и эффективности предпринимательской деятельности.
2. Платёжеспособность компании. Это способность предприятия отвечать по своим обязательствам перед кредиторами и обеспечивать собственную работу.
3. Ликвидность. Предприятие обязано контролировать свои денежные активы и активы в ценных бумагах.
Забота об экономической безопасности предприятия лежит на руководстве компании. Эффективность работы организации на рынке во многом зависит от комплекса решений, принятых на этапах создания предприятия и в процессе его деятельности.
7. Экономическая преступность и теневая экономика
Отечественные криминологи отмечают, что экономическая преступность – это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Теневая экономика. Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики.
8. Продовольственная безопасность страны и ее обеспечение в Российской Федерации
Продовольственная безопасность Российской Федерации — это состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Основные задачи обеспечения продовольственной безопасности:
1. Устойчивое развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности.
3. Обеспечение физической и экономической доступности продовольственного ассортимента качественной и безопасной пищевой продукции.
4. Обеспечение безопасности пищевой продукции.
5. Производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, соответствующих установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям.
6. Достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
9. Экономические аспекты информационной безопасности.
Экономические аспекты информационной безопасности проявляются:
1. При составлении сметы расходов на обеспечение данного типа безопасности.
2. При возникновении инцидентов в системе информационной безопасности, которые приводят к заметным убыткам на предприятии.
Оптимальным вариантом является учёт всех аспектов при планировании мероприятий в сфере защиты информации.
На современном этапе методы и решения позволяют создать высокий уровень безопасности, при этом затраты на данные мероприятия могут составлять весьма значительную долю от ИТ-бюджета (для крупных компаний это около 20–30 %).
Экономика информационной безопасности на сегодняшний день выделяется в самостоятельную дисциплину, основу которой составляют общие экономические законы и методы анализа.
10. Научно-техническая безопасность и экономический рост.
Наука и техника выступают ситемообразующим фактором всех реальных секторов государства. Научно-технологическая платформа в значительной степени определяет состояние оборонной, политической, экологической, социальной и других составляющих экономической безопасности.
Наукоёмкие отрасли и производства способны и призваны играть стратегическую роль в обеспечении экономического роста страны, укрепляя тем самым её безопасность как от внешних, так и от внутренних угроз.
Основным фактором, который обусловливает повышение эффективности экономических процессов, является научно-технологический прогресс.
СУДЕБНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
1. Основные положения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.
Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.
Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Методы судебной экономической экспертизы: документальные проверки, встречные проверки, методы математического контроля, метод балансовой взаимосвязи.
Встречная проверка – это разновидность сопоставления документов. С помощью данного способа осуществляется сопоставление отдельных экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных организациях (накладная – у покупателя, второй экземпляр накладной – у поставщика и т. д.), а также документов, связанных между собой одной и той же операцией (накладная, путевой лист, пропуск на вывоз груза и т. д.).
Метод балансовой связи. Этот метод используется для взаимного сопоставления ресурсов и нужд в них. Он широко применяется в учете, планировании и статистике. Разновидностью этого метода является товарный баланс. Данный метод используется также при функциональной зависимости результативного показателя и факторов, которые обусловливают его изменение.