Фрагмент для ознакомления
2
Под концепцией психологического исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается системный подход, включающий всестороннее исследование семьи с целью создания благоприятной внутрисемейной атмосферы и адекватного отношения близких к ребенку людей. Нарушения развития Включает системный подход к определению целей, задач, принципов и направлений психиатрической диагностики в семьях детей с отклонениями в развитии.
Принципы изучения семей детей с отклонениями в развитии определяют основные критерии, на которые должны опираться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий.
Прежде всего, следует назвать принцип сложности и многоаспектности исследования семейных проблем. На этом этапе только ребенок с отклонениями в развитии уже не может считаться объектом исследования. Комплекс диагностических мероприятий должен включать все факторы, влияющие на развитие личности и ребенка. Выбор психодиагностического инструментария также должен отвечать требованиям
Важнейшим принципом решения семейных проблем на разных этапах является принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и самому ребенку. Исследовательская работа не должна быть направлена на «развал» семьи и порчу отношений между ее членами. Скорее, оно должно включать диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические аспекты.
Этот принцип, в свою очередь, вынуждает следовать другому критерию — принципу единства диагностики и коррекции. Согласно последнему принципу правильное выявление причины нарушения предполагает также возможность его полного устранения. Принципы конфиденциальности и профессиональной этики психолога имеют решающее значение для установления адекватных отношений с семьями. Такая политика позволяет создать необходимые доверительные отношения между членами семьи и психологом. Личная информация, предоставленная психологу родственниками ребенка, не может быть разглашена или использована против семьи и больного ребенка. Это, в свою очередь, положительно влияет как на достоверность результатов психодиагностики, так и на динамику последующих психокоррекционных мероприятий.
Принципы выявления факторов, отрицательно влияющих на семейную среду и развитие ребенка. Этот принцип, представленный во многом, позволяет выявить факторы, препятствующие гармоничному развитию ребенка, оказывающие разрушительное воздействие на членов семьи и внутрисемейные отношения.
Специальная реабилитационная поддержка должна предоставляться семьям с момента установления диагноза у ребенка с отклонениями в развитии. Его реализация не должна ограничиваться детством или подростковым возрастом, а должна продолжаться на протяжении всего подросткового и взрослого возраста. В этом контексте большое значение приобретает принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни детей, подростков и взрослых с психофизическими нарушениями. Среди перечисленных выше критериев одним из приоритетных является учет психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, а также психологических особенностей тех, кто их заменяет. Применение этого принципа позволяет описать способы дегуманизации родительского воспитания, коррекции деструктивных форм общения в семье, нейтрализации конфликтов, смягчения проявления индивидуальных проявлений членов семьи и в целом гармонизации обстановки и отношений в семье. Его здоровые члены больному ребенку
В эту категорию входят основные направления семейной психиатрической диагностики:
- Комплексное психологическое обследование детей с нарушениями развития;
- Психологическое обследование родителей (лиц, их заменяющих) и членов семей детей с нарушениями развития;
- Психологическое исследование социальной среды семьи ребенка с нарушениями развития и его социальной адаптации.
Применение концептуального подхода к психологическому исследованию семей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития, позволяет:
- разработать комплексные и комплексные программы поддержки семей детей с отклонениями в развитии с учетом особенностей каждого отдельного случая;
- обеспечить максимально возможную адаптацию ребенка, а затем молодого человека с психофизическими нарушениями в социальной среде;
- Уменьшить бремя «фрустрации» на членов семьи и повысить их реабилитационный потенциал.
Литература:
1. А.Н. Елизаров «Психологическое консультирование семьи» - М., 2018
2. Объясните, почему необходимо проводить психологическую диагностику семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии?
Тактика психолога в процессе консультирования:
- налаживание коммуникации на уровне «мнения»;
- коррекция понимания родителями проблем ребенка;
- Модификация межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.
При психологическом изучении семьи и ее консультировании важную роль играет тактика, избираемая психологом при общении с каждым из ее членов. Как совокупность средств и приемов достижения намеченной цели приемы психолога в общении с родителями определяются тремя взаимосвязанными задачами:
- налаживание коммуникации на уровне «мнения»;
- коррекция понимания родителями проблем ребенка;
- Модификация межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.
Установление отношений на уровне «мнения»
Основная тактическая задача психолога при налаживании общения на уровне «мнения» — внушить, что семья сможет решить свои проблемы и процесс их преодоления будет конструктивным. Поэтому при необходимости длительная консультация становится важнейшим условием конструктивного диалога психолога и семьи. Оно может длиться столько времени, сколько необходимо семье, т.е. два, три, а иногда и больше сеансов. В особо сложных ситуациях консультирование постепенно переходит к этапу психологической поддержки семьи.
Для достижения наиболее положительных результатов консультирования с родителями формируются доверительные отношения на уровне «мнения». Цель – заставить родителей поверить, что их понимают, сочувствуют и что кто-то пытается им помочь. Достигаемый уровень эмпатии должен быть достаточно высоким, чтобы родители могли испытывать значимую эмоциональную поддержку и взаимопонимание.