Фрагмент для ознакомления
2
9). Совместная деятельность классного руководителя с учителями и другими специалистами по воспитанию учащихся.
(Что, зачем (о чём), результат? (вывод)).
Сфера образования и воспитания (институт классного руководства, система обучения классных руководителей и формирования профессиональных компетенций), ставит задачи, которые решает семья, с которой классный руководитель должен научиться выстраивать связи.
1). Классному руководителю необходимо научиться выстраивать системную работу с родителями. Актуальность движения в этом направлении состоит в его работе предметника (его большая занятость по своему предмету).
2). Задача в помощи талантливому учителю, чтобы он стал профессиональным классным руководителем. В наших школах существует методическая работа по обучению классных руководителей педагогическим технологиям.
3). Задача посещения и анализа классных часов (выяснить, умеют ли классные руководители вступать в партнёрство с семьёй).
4). Задача изучения ожидания других участников воспитательного процесса в школе: родителей, учащихся, администрации школы, психологической службы. (О противоречии деятельности классного руководителя их потребностям).
Учащиеся заинтересованы в творческих классных руководителях, которые любят свою работу. Родители хотят доверить детей компетентному педагогу.
Реализация модели совместной деятельности предполагает:
- разработку совместных планов педагогами школы, школ-партнёров с опытом работы по направлению.
- консультирование совместной группы методическим советом управления образования.
- исследование-анкетирование классных руководителей школы, анализ документации классного руководителя по работе с воспитанниками, посещение родительских собраний. (Проводит методическая служба школы, психолого-педагогическая служба).
- диагностика деятельности в её рамках. (Определяет психолого-педагогическая служба).
Ожидаемые результаты: наличие программы работы с классными руководителями, их обучения; создание современной методической и информационной базы для классных руководителей по современным принципам воспитания и нормативно-правовым документам; наличие у классных руководителей сообщества; повышение их педагогической и психологической грамотности; повышение мотивации классного руководителя к деятельности в рамках ФГОС; наличие у классного руководителя умения проектировать работу с детским и родительским коллективом, давать оценку своей деятельности; участие классных руководителей и их учеников в конкурсах, конкурсах педагогического мастерства.
10). Совместная деятельность классного руководителя и родителей.
В условиях современности важным является взаимодействие семьи и школы. Нам важно кто и как влияет на развитие ребёнка. Взаимодействие родителей и учителей не должно быть противоречивым, (в школе и дома педагоги и родители должны стать единомышленниками и друзьями). Ребёнок должен реагировать положительно и активно. Семьи разные, нельзя дать единственно верный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй. Конечно, семья задаёт ориентиры и формирует ценности, но отсутствие у некоторых родителей знаний о воспитании и здорового образа жизни создаёт трудности в установлении контактов с детьми. Педагогу необходимо терпение и узкий поиск решения этой проблемы, чтобы наладить уровень интереса родителей к школьной жизни. В обществе семья очень много значит, потому что в ней формируется личность человека, его отношение к себе, к своему здоровью. Школа в обществе пребывает социальным институтом для обеспечения воспитательного процесса и взаимодействия с семьей и социумом. Вопрос взаимодействия семьи и школы – вопрос равного партнёрства.
Направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
1). Изучение условий воспитания в семье;
2). Родителям о содержании учебно-воспитательного процесса;
3). Психолого-педагогическое просвещение родителей;
4). Общение с родительским комитетом;
5). Совместная деятельность классного руководителя и обучающихся;
6). Информирование родителей о результатах совместной деятельности;
7). Взаимодействие с родителями из общественных организаций по вопросам здоровья.
Нам важно чтение книг с ребёнком, совместное выполнение заданий для детей и родителей, участие в выставках, экскурсиях, днях здоровья; проведение в классе совместных праздников с родителями и их поддержкой в классной и внеклассной работе с детьми.
Существуют групповые и индивидуальные формы работы с семьей. К индивидуальным относятся беседы с родителями, консультации, посещение семьи. При посещении семьи педагог узнаёт о склонностях ребёнка, об отношениях в семье, к школе, сообщает родителям об его успехах, советует правильное выполнение домашней работы, узнаёт, кто из членов семьи больше влияет на ребёнка. Тематические консультации стоит проводить в свободное от занятий время. Психолого-педагогическое просвещение родителей относится к групповым формам работы с семьей (родительское собрание, лекции, встречи с предметниками и администрацией). Общешкольное родительское собрание проводится около 3-х раз в год. (Основные направления, задачи, итоги работы).
Традиционные формы взаимодействия семьи и школы:
- лекция (о проблемах воспитания), метод общения – непринуждённый разговор, диалог. Темы: «Режим дня школьника», «Искусство в жизни детей», «Ребёнку о живой природе»;
- практикум (форма выработки педагогических умений), учитель предлагает найти выход из конкретной ситуации, объяснить свою позицию;
- открытые уроки (ознакомление с новыми программами, методикой, требованиями). Нужны, чтобы родитель понял специфику учебной деятельности сейчас.
Нетрадиционные:
- педагогическая дискуссия (диспут) – повышение педагогической культуры; все присутствующие обсуждают поставленные проблемы, ведут спор (к спору способны не все родители).
- ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучения уровня сформированности педагогических умений. Темы ролевых игр с родителями: «Семейный совет», «Ребёнок пришёл из школы», «Утро в вашем доме».
Универсальные способы взаимодействия школы и семьи:
- классные родительские собрания (общее повышение компетентности, проблемы, задачи учебно-воспитательной работы), могут быть организационными, итоговыми, тематическими. К классному собранию необходимо готовиться (сценарий).
Классное родительское собрание имеет шесть обязательных компонентов: анализ учебных достижений обучающихся класса (знакомство с результатами учебной деятельности, рекомендации учителей-предметников), знакомство с эмоциональным климатом в классе (взаимоотношения в классе, внешний вид, другие вопросы), психолого-педагогическое просвещение, организационные вопросы (приобретение литературы, проведение классных вечеров, билеты на экскурсии), рефлексия (итог), личные беседы с родителями. Помогает выявить проблемы в семье диагностика в работе с классным коллективом. Одной из форм сотрудничества родителей со школой является классный родительский комитет. В начальной школе классный руководитель знакомит с историей и правилами школы, её учебными достижениями, системой контроля за выполнением домашних заданий, говорит о контроле здоровья обучающихся. Родитель нуждается не только в информации со стороны школы, но должен чувствовать, что нужен школе. Успех сотрудничества семьи и школы возможен благодаря этике взаимоотношений, педагогическому такту, уровню культуры и педагогической подготовленности родителей, умению видеть сложные взаимоотношения в семье, единству требований школы и семьи.
11). Научно-методическая и исследовательская деятельность классного руководителя.
Новые образовательные стандарты требуют разработку программ воспитания и социализации учащихся. Исследователь В. С. Семёнов выделяет основные тенденции развития учащихся: движение человека к самореализации как личности, приоритет духовного в развитии человека, приоритет социального в структуре личности и социально-справедливых отношений между людьми, всестороннее развитие человека во всём богатстве его способностей, развитие свободного человека. В современных условиях принцип гуманизации – основа образования. Профессиональная миссия педагога-классного руководителя – педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления личности школьника. Целью учителя – вызвать к жизни внутренние силы школьников, чтобы всесторонне развивать личность. Педагог не командует, а убеждает, вступая в соуправление собственной деятельностью.
Научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя состоит в определении научных основ, рациональных методах обучения и воспитания, повышения уровня подготовки педагога, изучение актуального опыта. Деятельность классного руководителя относится к принципам, ориентированным на личность ученика. Деятельность ученика, в которой он становится субъектом, деятельность по интересам, даёт возможность саморазвития, самоутверждения, вхождения в мир. Гуманистический принцип в воспитании говорит о праве ребёнка на ошибку, любви к нему, о его правах, терпимости к недостаткам, отказ от насилия. Включение его в деятельность должно быть добровольным. У человека должна быть доступная и осознанная цель, мы должны доверять ему на пути к ней и верить его собственной вере в возможность достижения цели. Принцип свободы выбора, ответственности за него – особенность современного воспитательного процесса. Собственное дело должно быть выбрано на основе своего желания, интересов, способностей, и своя внеклассная работа, характер и способ взаимодействия с окружающими. Разнообразный выбор развивает индивидуальность, человек становится способным к социальному творчеству. Существуют способы и методы обратной связи, чтобы отслеживать настроение учеников, уровень понимания, заинтересованность. Детей классный руководитель побуждает к анализу собственной деятельности, поощряя естественность и самостоятельность. Исходя из всего вышеобозначенного, методическое обеспечение деятельности классного руководителя делится на функции его деятельности (вместе с формами и методами воспитательной работы):
- аналитическая функция изучает индивидуальные особенности, интересы, склонности школьников, взаимоотношения в группе, анализ воспитательных возможностей коллектива, влияний окружающей среды на развитие класса.
- развивающая функция создаёт окружающую среду, походящую ребёнку, которая обеспечивает психическое и физическое развитие в процессе разнообразной деятельности; школьников развивают, включая в определённую деятельность, также развивают способности и интересы ребёнка.
- образовательная функция ведёт речь об углублении образования по сферам знания (сверх знаний, полученных на уроке), допрофессиональную подготовку.
- координационная устанавливает связь между всеми участниками воспитательного процесса (учителями, родителями, руководителями кружков, психологами).
- компенсаторная отвечает за решение личных проблем ребёнка (самоутверждение, самоуважение).
- досуговая – реализуется через удовлетворение потребностей учеников в содержательном и развивающем отдыхе без жёсткого распорядка.
Методы работы с современными школьниками: дискуссионные – формирование критического, рационального мышления (что люди думают по-разному – возможность для познания, а не человеческая слабость), цель дискуссионного метода – обучение, тренинг, диагностика, стимуляция творчества (не нужно судить, ученик здесь главное действующее лицо); игровые, состязательные, творческие – в этих методах воспитание переходит в самовоспитание, важна личность, в игре ребёнок измеряет свои силы; задача игрового метода – обеспечение доброжелательного игрового общения, поддержка оригинальности, отсутствие категоричности в оценке; психологические, тренинговые – имеют ввиду работу психологической службы, но классный руководитель осваивает их тоже (помогает ученикам в самостоятельном раскрытии проблем); консультация – метод педагогической поддержки, ученику помогают определить цель, интересы, как к ней подойти, одолеть препятствия к самоорганизации.
Формы деятельности выбирают из условий их многообразия, познавательности, эмоциональной окраски (положительное отношение к интеллектуальному процессу обучения), организации бесконфликтного общения; индивидуального подхода, взаимопроникновения различных предметов с учётом разных интересов большого числа детей. Образование учит не только адаптироваться, но и активно действовать в современности, учит школьников увлекаться интересной перспективой.
12). Формы работы классного руководителя с учащимися в начальных классах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
Классный руководитель отбирает формы работы с учащимися. Формы работы делятся по:
- видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные, художественные...);
- способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;
- времени проведения (кратковременные, минута, час; продолжительные, день, неделя; традиционные, повторяющиеся);
- времени подготовки – учащихся не включают в предварительную подготовку и предусматривается подготовительная работа;
- субъектам организации (организует педагог, родитель, на основе сотрудничества, задумка и реализация детей);
- результату – возможен информационный обмен, вырабатывается общее решение;
- числу участников – индивидуальные, групповые, массовые (несколько классов);
Индивидуальные формы связаны с внеурочной деятельностью, определяют успешность всех других форм (беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (формы общения), совместный поиск решения задачи). Целью индивидуальной работы служат задачи поиска таланта, обнаружение особенностей характера, того, что мешает ему проявиться. Разговор с любимым учителем может оказаться полезнее большого количества коллективных занятий
В групповых формах находятся творческие группы, советы дел, самоуправление, кружки. Классный руководитель может быть как участником, так и организатором. Нужно помочь каждому проявить себя, создать условия в группе для положительного результата. В группе формируются коммуникативные умения.
Коллективными формами работы классного руководителя являются различные дела, конкурсы, спортивные соревнования; классный руководитель может быть участниками, организаторами, подавать пример. В дело годятся уже проверенные способы воспитательной работы; для каждой идеи есть своя форма работы, которая должна родиться в процессе коллективного осмысления и поиска.
Когда учитель выбирает формы работы с учащимися, он должен учитывать воспитательные задачи на данный период работы, потому что форма должна соответствовать их решению;
На основе задач выводят содержание работы, в какие виды деятельности включить детей; составляют набор способов реализации намеченных задач, возможностей родителей и педагогов. Рекомендуется коллективный поиск форм на основе коллективного целеполагания, обогащают опыт детей через другой опыт, знакомство с публикациями.