Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
I. Трагедия героического действия. «Сид» Корнеля 3
1) Основной конфликт и его развитие 3
2) Концепция героя в трагедиях Корнеля. Изображение человеческой 4
души в борьбе, столкновении двух начал: чувства и долга 4
3) Отступления от норм классицизма. Как их объясняет сам автор? 7
II. Психологическая трагедия Расина «Андромаха» 9
1)Изменение политических ориентаций и его воздействие на трагедию 9
2) Основной конфликт и его развитие 9
3) Страсть как основная структурная единица персонажа. Появление нового типа героя. Сближение трагического и повседневного 10
Термины 12
Список литературы 13
Фрагмент для ознакомления
2
В трагедиях П. Корнеля конфликты, возникающие на стыке чувств и долга, становятся центральной темой, позволяющей глубже понять его персонажей и их внутренние переживания. В отличие от более простых сюжетообразующих конфликтов, такие противоречия требуют от героев не только физической активности, но и морального выбора, что придаёт их внутреннему миру особую сложность и многослойность.
Одна из основополагающих идей, пронизывающих творческое наследие Корнеля, заключается в том, что чувства, как правило, представляют собой мощные и неумолимые стихийные силы, тогда как долг рассматривается в качестве рационального и общественно обоснованного требования, выражающего моральные и этические нормы. Эта напряжённость между страстями и установленными правилами создает драматическую ситуацию, в которой герои вынуждены принимать трудные решения, зачастую сопряженные с личными жертвами.
Сложность конфликта, как правило, заключается в его многозначности. Чувства, как то любовь или дружба, в трагедиях Корнеля зачастую оказываются внутренними катастрофами, заставляющими героев бороться с собственными эмоциональными импульсами, чувствами и побуждениями сердца.
Долг для Корнеля выступает не только как личное, но и как общественное обязательство. Герои являются «носителями» не только своих частных интересов, но и интересов общества, семьи и даже государства. Это создаёт дополнительное измерение конфликта, делая его более многогранным. Например, как мы можем видеть, в «Сиде» столкновение между любовью и долгом ставит героя в крайне затруднительное положение. Здесь проявляются не только трагедия личного выбора, но и более широкие социальные и политические последствия совершенного героем выбора .
Классическая эстетика в произведениях Корнеля требует, чтобы чувствам не хватило места для хаоса. Героический путь каждого персонажа предполагает этическое осмысление поступков, которое не может быть оставлено без последствий. Таким образом, возникают сложные ситуации, когда единственным способом разрешения конфликта становятся сакральные усилия по удержанию баланса между недопустимым и необходимым. Этот подход проникает глубже в психологию конфликтов и страстей, делая их отражением универсальных истин, хотя и пересекающихся с определенной культурной парадигмой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Театр французского классицизма. Сер. БВЛ. - М., 1970.
2. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма. Сер. БВЛ. - М., 1970. - С.5-18.
3. Виппер Ю. Б. Драматургия Расина // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 183-194
4. Козлова Н.П. Классицизм Корнеля // П. Корнель. Пьесы. М., «Московский рабочий», 1984. С. 5-20. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/kozlova-84.htm
5. Пахсарьян Н. Т. Трагедия и трагическое во французской литературе XVII века // XVII век: между трагедией и утопией. Сборник научных трудов. Выпуск I. — М.: Издательский дом «Таганка». — С. 46 – 53.
6. Преснова Е.М. Жанр классицистической трагедии во французской и русской литературе (Ж.Ж. Расин и А.П. Сумароков). - Белгород, 2018. – 85 с.
7. Французская литература от истоков до начала новейшего периода. XVII век - рубеж XVIII века / Под редакцией Вл. А. Лукова. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v