Фрагмент для ознакомления
2
12. Тема преступления и наказания в литературе 19 века (Ф.М. Достоевский)
После каторги жизнь преподносит писателю очередные испытания: умирает жена Мария Дмитриевна, затем брат Михаил, долги которого Фёдор Михайлович берёт на себя, поэтому он начинает испытывать материальные трудности, преследовавшие его до конца жизни.
Работу над романом «Преступление и наказание» Достоевский начинает летом 1865 года в условиях постоянного давления со стороны кредиторов и издателя Ф.Т. Стелловского, который поставил писателя в жёсткие временные рамки: он обязал писателя предоставить ему новый роман не позднее ноября 1866 года. Заканчивая роман «Преступление и наказание», который он предложил издать Михаилу Каткову в журнале «Русский вестник», Достоевский пишет роман «Игрок» всего за 26 дней, благодаря стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, ставшей впоследствии женой писателя.
Роман «Преступление и наказание» — это сплав намеченных Достоевским идей. Из незавершённого романа «Пьяненькие» вышла сюжетная линия семьи Мармеладовых. Идея главного героя о разделении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» появилась у писателя только в 1863 году. Личный каторжный опыт писателя должен был реализоваться в жанре романа-исповеди. Эти творческие идеи связываются и объединяются криминальным сюжетом о преступлении студента. Первоначальная задумка романа как «психологический отчёт одного преступления» выросла в сложное художественное целое. Как часто бывает, мысли и размышления гениального писатели, глубоко чувствующего, понимающего, и поэтому обладающего в чём-то даже пророческим даром, вскрывают проблемы, ставят вопросы о процессах, происходящих в душе человека, отражают жизнь общества своего времени и предвосхищают проблемы будущего.
Идейно-политическая основа романа
После отмены крепостного права Россия за короткий промежуток времени претерпевает значительные и резкие изменения: нестабильная и без того экономика испытывает кризис и становится причиной безработицы, а та в свою очередь рождает бесконтрольное пьянство и вынужденную проституцию. Ф.М. Достоевский в своём романе высвечивает эти проблемы, выводит их на авансцену.
В 1862 году Фёдор Михайлович пишет статью «Два лагеря теоретиков», в которой называет раскол «крупным явлением в нашей исторической жизни» в контексте размышлений о теориях западников и славянофилов и о русском человеке вообще. Раскол в русском обществе и в самой личности — социальную диалектику и диалектику души — Достоевский воплотил в образе Родиона Романовича Раскольникова.
В образе Разумихина Достоевский показал типичного представителя демократической молодёжи, собиравшейся вокруг Н.Г. Чернышевского, неслучайно в черновых записях называя героя Рахметовым, по фамилии героя романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Социально-историческая основа романа
Фёдор Михайлович Достоевский героями романа делает типичных представителей различных слоёв общества пореформенной России: почти нищий студент Раскольников, предприимчивый студент Разумихин, помещик Свидригайлов, бедный чиновник Мармеладов, капиталист Лужин, следователь Порфирий Петрович, министерский служащий Лебезятников.
Социальное неравенство обновлённой России приобретает в романе острый характер, ещё более усиливающийся местом — Петербургом, являющимся центром становления капитализма, где расслоение проявляется в высшей степени.
Жанровое своеобразие
Жанровое определение произведения «Преступление и наказание» — роман. Но очень сложный, многослойный, многозадачный, поэтому в привычную систему произведение Ф.М. Достоевского не укладывается. Автор проникает в духовный мир героя, рисует множество оттенков его душевной организации, что позволяет назвать произведение психологическим романом. Противостояние следователя Порфирия Петровича и преступника Раскольникова, расследование убийства, увлекательность сюжета: попадётся ли Раскольников в расставленные ловушки Порфирия Петровича, сознается ли Родион в содеянном преступлении, и, наконец, произойдёт ли раскаяние героя — основа детективного жанра. Поднятые в романе острые социальные проблемы, описание существования и безвыходного положения бедных людей задают произведению социальный характер. Трагическая судьба семьи Мармеладовых напоминает трагедию. Композиция романа, исповеди героев, напряжённые диалоги подчиняются раскрытию глубочайших идей и их столкновению, поэтому роман принято относить к идеологическим. Следование определённым жизненным принципам и размышление героев о человеке и вере в Бога делает «Преступление и наказание» религиозно-философским романом. Современная автору действительность приобретает вневременное звучание.
Роман «Красное и чёрное» вышел после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки, бытовавшие до 1789 года. Именно к Карлу Х г-жа де Реналь соберётся ехать, чтобы просить помилования для возлюбленного. Действие романа происходит в 1820-е годы.
Роман получил широкую известность в последней трети XIX века как ключевой образчик-предшественник психологического реализма, — направления, которое к тому времени стало преобладающим в европейской литературе.
Замысел «Преступления и наказания» созревал у Достоевского в течение многих лет, однако центральная тема, связанная с идеей главного героя об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, начала формироваться только в 1863 году в Италии.
Романы Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» и Стендаля «Красное и черное» имеют несколько значительных сходств, несмотря на различия в контексте и стиле. Вот некоторые из них:
1. Психологический анализ: Оба романа глубоко исследуют внутренний мир главных героев. Раскольников (Достоевский) и Жюльен Сорель (Стендаль) проходят через сложные психологические процессы, связанные с их амбициями, страстями и моральными дилеммами.
2. Темы преступления и вины: Оба произведения исследуют концепцию преступления и его последствия. Раскольников совершает убийство, оправдывая его высоким идеалом, тогда как Жюльен, хотя и не совершает преступления в уголовном смысле, манипулирует людьми и обманывает, что также вызывает у него внутренние терзания и чувство вины.
3. Социальная критика: Оба романа критикуют общественные нормы и классовые структуры своего времени. Стендаль исследует классовую борьбу во Франции XIX века, а Достоевский рассматривает социальные проблемы России, такие как нищета и моральные кризисы.
4. Поиск смысла жизни: Главные герои обоих романов находятся в поиске своего места в мире и смысла жизни. Раскольников пытается оправдать свои действия и найти свою философию, в то время как Жюльен стремится к успеху и признанию, но сталкивается с внутренними конфликтами.
5. Тема любви: В обоих романах любовь играет важную роль, хотя и представлена по-разному. У Стендаля любовь является страстью, которая может как вдохновлять, так и разрушать, тогда как у Достоевского любовь часто связана с жертвой и поиском моральной искупления.
6. Моральные и философские вопросы: Оба романа поднимают сложные моральные и философские вопросы, связанные с человеческой природой, свободой воли и ответственностью за свои поступки.
Таким образом, «Преступление и наказание» и «Красное и черное» исследуют схожие темы, такие как внутренние конфликты, социальные проблемы и моральные дилеммы, что делает их значимыми произведениями в мировой литературе.
13. Нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». «Легенда о Великом инквизиторе» в романе
Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» включает следующие вопросы:
Вопрос о Боге и бессмертии души. Три брата — Иван, Алексей (Алёша) и Дмитрий (Митя) — заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия. Каждый из них делает свой выбор, по-своему пытаясь ответить на этот вопрос.
Смысл жизни. Братья ведут спор о смысле жизни, о справедливости, о преступлении и наказании. Иван считает, что никакой ценой нельзя оправдать человеческих страданий.
Бунт против божьего мира. Это выражается в «поэме» о Великом Инквизиторе, которую рассказывает Иван. Инквизитор убеждён, что люди не могут вынести свободы выбора, и жизнь человечества можно устроить лишь на принципах «чуда, тайны и авторитета».
Нравственное очищение. По мысли писателя, изменить мир может лишь нравственное очищение, которое происходит лишь через страдания. Именно на этот путь Достоевский направляет Митю Карамазова, видя в нём огромный человеческий потенциал.
Также в романе затрагивается проблема кризиса сословных норм поведения и мышления, распада старых нравственных и религиозных связей и идеалов.
«Легенда о Великом инквизиторе» в романе
«Легенда о Великом инквизиторе» — вставная притча, опубликованная в 1879 году в журнале «Русский вестник» в составе пятой главы пятой книги «Pro и contra» второй части романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы».
Притча представляет собой аллегорический рассказ Ивана Карамазова Алёше Карамазову на тему христианской свободы воли, свободы совести. Она заключает в себе изложение позиции писателя на общество, православие, католицизм.
Сам Достоевский называл притчу «кульминационной точкой» романа.
Действие происходит в XVI веке в Испании, когда в самое страшное время инквизиции Господь Иисус Христос вновь приходит на землю. Великий инквизитор приказывает своим стражникам арестовать Христа и обосновывает свою точку зрения, что Христос провалил Свою миссию и не смог дать людям то, что им больше всего нужно — счастья.
Притча заканчивается словами Инквизитора, обращёнными к Христу: «Сожгу тебя за то, что пришёл нам мешать. Ибо если был, кто всех более заслужил наш костёр, то это ты. Завтра сожгу тебя. Dixi». Старик умолк, а Христос, не проронив ни слова, приблизился к нему и поцеловал в бескровные губы кардинала. Вздрогнувший Инквизитор выпускает Христа из темницы и говорит: «Ступай и не приходи более… не приходи вовсе… никогда, никогда!».