Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы к государственному экзамену по профилю «Литература» 2024-2025 (заочное)
1. Ф.М. Достоевский «Идиот»
Произведение изучается в старшей школе, по большинству программ в 10 классе на уроках внеклассного чтения. Вид учебной деятельности – читательская, тип урока – изучение литературного произведения, вид урока может быть смешанным: урок углубленного изучения с элементами вводно-ориентировочного и обобщающего. Урок возможен в форме обсуждения прочитанного или анализа романа на основе экранизации (сравнение текста и экранизации, например, экранизация И.А. Пырьева).
Проблемные вопросы:
• В чем заключается причина столкновения князя Мышкина с обществом?
• Какой могла бы быть позитивная концовка романа для главного героя?
• Можно ли назвать Мышкина действительно «положительно прекрасным» человеком?
Эвристические вопросы:
• Как ведет себя Мышкин, какие черты делают его необычным?
• Какое отношение высказывает Мышкин по отношению к смертной казни?
• Какими приемами пользуется режиссер кинокартины, чтобы раскрыть для нас характер главного героя?
Творческое задание:
Попробуйте представить себя режиссером фильма, который вы посмотрели, или режиссером, которому нужно переснять картину заново, и расскажите, на какие акценты вы обратили бы свое внимание, какие идеи хотели бы донести до зрителя?
Исследовательское задание:
Обратитесь к фрагменту описания князя Мышкина, что говорит о нем автор, как общается герой с другими персонажами какие выводы мы можем сделать, исходя из отмеченного? (Отмечаем эмоциональность героя, искренность, готовность говорить о своей болезни, неумение лицемерить, откровенность, которая подкупает других героев, не привыкших к подобному общению).
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Произведение изучается в средней школе, в 8 классе. Вид учебной деятельности – читательская, тип урока – изучение литературного произведения, вид урока может быть смешанным. Урок может носить комбинированный характер (урок усвоению новых знаний и работа в малых группах, направленная на анализ текста).
Проблемные вопросы:
• Как вы понимаете эпиграф произведения о том, что честь нужно беречь смолоду? К кому обращает автор эти слова?
• Кто из героев дает нам представление о чести и через какие поступки?
• К каким выводам о морали и чести мы приходим, прочитав это произведение?
Эвристические вопросы:
• О каком историческом периоде рассказывает Пушкин в этом произведении?
• Какие исторические персоналии мы видим здесь?
• Попробуйте дать определение слова «честь», опираясь на представления, характерные для времен Пушкина и для повествования.
Творческое задание:
Поразмышляйте, какой вы сделали бы обложку этого произведения, чтобы отразить его характер и содержание? Кого из героев вы разместили бы на обложке, какую сцену из сюжета или какие предметы?
Исследовательское задание:
Подготовьте в паре вопросы для блиц-опроса своего товарища. Пусть это будут несколько ключевых моментов произведения, которые не потребуют пространного обсуждения, но покажут, что опрашиваемый читал книгу. Например, на какой урок вошел батюшка, поедет ли Петруша в Петербург?
Затем дети озвучивают свои вопросы, отвечают на них, учитель может корректировать ответ.
3. М. Горький «На дне»
Произведение изучается в средней школе, в 9 классе.
Это произведение удобно для изучения темы драматургии Горького и драматургии в более широком смысле. Вид учебной деятельности – читательская, аналитическая, тип урока – изучение литературного произведения. Урок может быть ориентирован на обучение анализу драматургического произведения.
Проблемные вопросы:
• Предположите, в чем причина разобщённости «людей дна»?
• Можно ли прийти к какому-то однозначному ответу в споре о правде и лжи, который произошел у героев?
• Как вам кажется, кто из персонажей сможет вырваться со дна, а кто обречен погибнуть? Какие их черты или поступки, высказывания говорят нам об этом?
Эвристические вопросы:
• Как вы понимаете название произведения? Что оно символизирует в контексте жизни персонажей?
• Какие социальные проблемы поднимает Горький в «На дне»?
• Приведите примеры из текста, как образ Луки влияет на других персонажей.
Творческое задание: