Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.Ответьте на вопросы.
1.В чём состоит отличие натурфилософии от мифологии.
2.Назовите основной вопрос, находившийся в центре поисков натурфилософии.
3.Почему именно Фалес был назван «первым философом» в западноевропейской истории?
4.Какие способы познания реальности могли раскрыть атомистам атомарное строение материи и даже вывести их на представление о мерах?
Задание 2.Заполните таблицу.
Задание 3. Прочтите отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Подумайте и ответьте на вопрос – сторонником материализма или идеализма является этот античный мыслитель (приведите аргументы в пользу Вашего мнения из приведённых строк).
Задание 4. Ответьте на вопросы.
1.Сформулируйте и перечислите признаки схоластической философии.
2.Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».
3. Охарактеризуйте основные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
4.Назовите отличительные особенности механистической картины мира Нового времени и составьте список основных проблем философии Нового времени.
5.Вспомните, что такое «метод», и подумайте, какими методами пользуются для получения эмпирического, а какими – для получения теоретического знания.
Задание 5. Проанализируйте следующее высказывание Р.Декарта.
«Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твёрдые и истинные суждения обо всех вещах, которые ему встречаются. Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши способны достичь достоверного и несомненного знания».
Задание 6. Обратившись к учебной литературе по истории русской философии, рассмотрите следующие черты русской философской мысли:
-этическая ориентированность;
-русский космизм;
-соборность.
Задание 7.Обратившись к учебной литературе по русской философии, рассмотрите основные тезисы и аргументы славянофилов и западников. Составьте сравнительную таблицу их взглядов на исторический процесс, на особенности России, на специфику Европы, на общинность, на народ на централизованное государство.
Задание 7. Раскройте смысл высказываний.
А) «сознание по своей природе имеет общественный характер»;
Б) «человек мыслит при помощи мозга»;
В) «самосознание выступает в разных формах».
Работа с текстом
Работа с текстом: Платон «Апология Сократа»;
Работа со словарём: смысл понятий «логика», «философия».
Алгоритм работы
Прочитать произведение Платона «Апология Сократа», ответить на вопросы:
1.В связи с чем была написана работа?
2.За что обвинили афиняне Сократа?
3.Выписать логические аргументы (3-4), которыми пользуется Сократ, что бы доказать свою невиновность.
4.Может ли этот метод быть применён в образовании. Приведите пример.
5.Выпишите из словаря понятия «логика» и «философия».
Кейс-задание 1. Приведите примеры, иллюстрирующие категории диалектики:
а) качество – количество - мера,
б) содержание – форма,
в) сущность – явление,
г) единичное – особенное – общее,
д) тождество – различие – противоположность.
Например: категории «часть-целое» - долька апельсина (часть), апельсин – целое.
Задание 2. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к движению, а какие к развитию? Аргументируйте свой ответ:
а) Качание маятника; б) старение человека; в) сборка машины на конвейере; г) тренировка спортсмена; д) контрреволюционный переворот; е) течение болезни; ж) «круговорот» воды в природе; з) разрушение природной среды человеком.
Задание 3.Заполните пропуски в схеме.
Задание.1.Ответьте на вопрос.
Какое содержание философы вкладывают в категорию «отражение»? Перечислите основные виды отражения. Задание 2. Закончите заполнение таблицы, отражающей основные признаки эволюционного формирования сознаний в Бытии:
Задание 3. Перечислите общие и различные способы отражения мира человеком и высшими животными на всех уровнях существования живого и на социальном уровне:
7. Задание 4. Ответьте на вопрос.
Объясните мысль В.И. Ленина: «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Задание 5. Проанализируйте на языке философских категорий мысль Ф. Тютчева:
«Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь!
Мысль изречённая есть ложь!» Задание 6. Назовите условия жизни человеческого индивида, вне которых не может сформироваться. Подумайте, почему сын рабыни Нерона, над которым «любознательный» император поставил эксперимент, поместив его сразу после рождения в темницу, в которую под страхом смерти нельзя было входить, и куда даже пищу доставляли на длинной верёвке глухонемые рабы, так никогда и не заговорил, не проявлял даже
проблесков» сознания? А ведь император надеялся выяснять древнейший язык человечества.
Аргументируйте свою позицию. Задание 6.Дайте определения следующих слов:
-понятие;
- образ;
- слово;
- рефлексия. Задание 7.Часто ли человек мыслит? Мыслит ли, например, человек во сне, когда ему, как Д.Менделееву, во вне приходит решение мучавшей его в период бодрствования задачи? Аргументируйте свой ответ.
Задание 1.Соотнесите тип познания и его характерные черты.
Задание 2. Приведите пример понятия и суждения. Кейс-задание 3. Какие методы познания использовались в нижеследующих случаях?
а) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, перевернувшись, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».
б) Обратив внимание на то, что 4 = 1 + 3; 6 = 3 + 3; 8 = 5 + 3; 10 = 5 + 5, математик Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел. Задание 4. Заполните таблицу:
Задание 5.Заполните схему: укажите виды познания и приведите по примеру на каждый из видов познавательной деятельности человека.
Кейс-задание 6. Прочитайте суждение В.Г. Белинского. На какое свойство истины обращает внимание автор?
«Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все времена; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью или злом для другого народа в другой век» (В.Г.Белинский). Задание 7. Прокомментируйте фразу: «Мысль действительна, но действительность ее идеальна» (Спиркин А.Г.). Оформите ваш комментарий в виде эссе (10-15 предложений). Задание 8.Что меняется в процессе познания, если с камнем взаимодействует а) художник, б) усталый путник, в) педагог?
Сформулируйте свои размышления и выводы по этому поводу....