Фрагмент для ознакомления
2
1. Общая характеристика развития западноевропейской литературы 1820-х – 1870-х гг.: особенности литературного процесса, идеологическое поле. Романтизм и реализм.
Особенности литературного процесса: в первой трети века особым успехом пользовались исторический роман, поэма и ода. В 1830-х — 1860-х годах господствовала реалистическая проза — преимущественно романы, повести и новеллы. 1870-е — 1890-е годы вернули широкий интерес к поэзии и возродили драматургию.
Идеологическое поле: в этот период сложились два художественных метода — романтизм и реализм. Романтизм зародился в конце XVIII столетия как ответ на эпоху Просвещения и реакция на революционные события во Франции. Романтики утверждали, что над человеком властвует не разум, а произвол иррациональных стихий. Реализм стал формироваться в 1830-е годы. Главные принципы направления заключались в стремлении к объективному описанию героев, без романтического флёра и идеализации, глубокий интерес к социальным проблемам общества и повседневному быту.
Среди жанров в первой трети века особым успехом пользовались исторический роман, поэма и ода. В 1830-х — 1860-х годах господствовала реалистическая проза, а 1870-е — 1890-е годы вернули широкий интерес к поэзии и возродили драматургию.
В XIX в. в литературе Западной Европы доминировали два основных художественных стиля: романтизм и реализм. В конце века шли поиски новых изобразительных приемов, которые привели к созданию ряда весьма разных литературных течений, объединяемых общим понятием «модернизм» (от фр. modern - новый, современный).
Ведущим художественным стилем начала XIX в. является романтизм.
Термин романтизм буквально означает подобный романсу – средневековой литературной и музыкальной жанровой формы, в рамках которой трубадуры рассказывали истории о рыцарях, их необычных приключениях и придворной любви. Главное в романтизме XIX в. - протест против рационализма просветителей XVIII в. с его акцентом на разум. Просветители считали, что мир устроен рационально и может быть понят разумом человека. Романтизм сделал акцент на ограниченность разума, на необходимость познавать мир чувством, интуицией. При этом познание не рассматривалось как главное для человека: главное жить, т.е. чувствовать и переживать. Для романтизма важны именно чувства, эмоции. Не разум, а чувства прежде всего отделяют человека от другого человека, делают каждого индивидуальностью. Акцент на индивидуальность - важная черта романтизма.
Романтизм отразил разочарование в идеях Великой Французской революции, в идеологии Просвещения, буржуазном техническом и общественном прогрессе.
Главные представители романтизма в литературе – Теодор Гофман (Германия, 1776—1822 гг.), Вальтер Скотт (Великобритания, 1711—1832 гг.), Джордж Байрон (Великобритания, 1788—1824 гг.), Перси Шелли (Великобритания, 1792—1822 гг.), Виктор Гюго (Франция 1802—1895 гг.), Жорж Санд (1804—1876 гг.), Александр Дюма-отец (1802—1870 гг.).
Немецкий писатель Гофман использовал в своих произведениях сюжеты древних легенд и сказок. Вальтер Скотт и Александр Дюма стали основоположниками исторического приключенческого романа. Виктор Гюго считается одним из первых прозаиков Франции. В своих романах «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» он изображал романтических героев, помещая их в реальную историческую среду.
Жорж Санд в своём творчестве обозначила проблемы женского равноправия и изменений в светском обществе. Байрон и Шелли внесли в европейскую литературу идеи революционной романтики, их герои стали образцами для подражания. Шелли начал разрабатывать в литературе образ борца за счастье человечества в поэме «Освобожденный Прометей».
Меланхоличный Чайльд Гарольд – герой Байрона – отражает неприятие общественных условностей и установок. Великим поэтом Британской империи конца XIX в. стал Редьярд Киплинг (1865-1936 гг.), который родился и долгое время жил в Индии и был самым популярным и читаемым репортером, поэтом и прозаиком.
Своего рода реакцией на романтизм явилось утверждение в середине XIX в. нового художественного стиля - реализма. Принципы эстетики реализма сформулировал французский писатель Ф. Стендаль: правдивость, историчность изображения жизни, типичность характеров и обстоятельств, социальная значимость изображаемого. Очевидно, что этими принципами в той или иной степени руководствовались все большие мастера художественной культуры, начиная: с глубокой древности.
Поэтому в широком плане реализм всегда был основной тенденцией развития мирового искусства. Он являлся своего рода фоном, на котором возникали и исчезали особые художественные стили. В области литературы реалистические тенденции не вытеснялись даже в тех случаях, когда господствующий художественный стиль, казалось бы, прямо противоречил принципам реализма (например, романтизм).
Так, исторические романы В. Скотта воплотили приверженность автора к эстетике романтизма и реализма. Тот же вывод можно сделать и применительно к ряду работ И. Шиллера и В. Гюго.
Более того, первые шедевры реализма были созданы авторами, которые начинали как романтики или испытывали существенное влияние романтизма.
В XIX веке реализм воспринял и развил начатую романтиками критику бездуховного прогресса, буржуазной жизни. Позднее в реализме проявилось стремление к изучению проблем личности и общества (их связанность и их противостояние).
Главные представители реализма в литературе – французские писатели Стендаль (1783—1842 гг.), Оноре де Бальзак (1799—1850 гг.), Густав Флобер (1821—1880 гг.); английские – Чарльз Диккенс (1812—1870 гг.), Уильям Теккерей (1811—1863 гг.); немецкие – Томас Манн (1875—1955 гг.), Генрих Манн (1871—1950 гг.). Герои Стендаля («Красное и черное» (1831 г.), «Пармская обитель» (1839 г.), Бальзака (серия повестей и романов «Человеческая комедия» (1829—1848 г.), Флобера («Госпожа Бовари» (1857 г.), «Воспитание чувств» (1869 г.) имеют многогранные характеристики, противостоят обществу, зависят от общественного мнения или, наоборот, совсем не обращают на него внимания.
Стендаль и Бальзак сыграли ведущую роль в становление западноевропейского критического реализма.
Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей принадлежат к плеяде создателей английского критического романа, изучавших противоречия английского общества в викторианскую эпоху - период правления королевы Виктории (1837—1901 гг.). Диккенс в романе «Приключения Оливера Твиста» (1838 г.) представил биографию типичного нищего мальчишки, который честно, с достоинством отстаивает своё понимание жизни. Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия (Роман без героя» (1847—48 гг.) показал множество образов и сюжетных линий, тщательно проработал характеры героев.
В немецкой литературе реализм получил развитие в творчестве братьев Т.Манна и Г.Манна. В романах «Будденброкки» (Т.Манн,1901 г.), «Верноподданный» (Г.Манн,1918 г.) показаны реальные проблемы в общественной жизни Германской империи на рубеже веков. Писатели реалисты сочетали тонкий анализ психологии героев с правдивым показом социальной среды, увязывали мировые события и историю простой семьи, сумели показать полный срез проблем волновавших их современников.
Калашников В. В. (отв. редактор), Божкова С.Г., Ершова И.Ю., Меньшиков Д.Н., Пученков А.С., Сорокина М.А., Стогов Д. И. Культура Западной Европы в Новое время: Учеб. пособие. СПб.: Издво СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009. 64 с.
2. Французская готическая новелла (Бальзак, Нерваль, Готье и др.) на выбор анализ 2 новелл.
Обострённый интерес к мистическому, который возникает в переломные периоды развития общества, становится реакцией человека на мрачную и гнетущую атмосферу, царящую вокруг него. Во Франции в XIX веке происходило множество событий, сопровождавшихся революционными волнениями и сменой политического строя. Эти факторы оказали большое влияние на литературу этой эпохи. Для литературных произведений этого периода характерны мрачные настроения, которые отразились, прежде всего, в готической прозе. Для подобной литературы использовались следующие названия: «неистовая словесность», «френетическая» литература, «чёрные» рассказы, литература «тайны и ужаса». Во Франции в XIX веке в развитие этого жанра внесли свой вклад П. Мериме, Ш. Нодье, Ж. Санд, Т. Готье, С.-А. Берту, К. Виньон, В. Де Лиль-Адан, Ж.-А. Барбе д’Оревильи и многие др. В их произведениях наблюдаются схожие мотивы, определённый тип сюжета, черты главных героев, столкновение со сверхъестественными силами, явлениями, неподдающимися логическому объяснению.
Среди жанровых признаков готической новеллы С. Зенкин выделяет такие, как инопространственность, наличие особых мотивов (мотивы зеркала, двойничества, театра, маски, игры, блуждания, потустороннего брака, дезинтеграции тела), наличие определённых типов персонажа, особая организация композиции произведения.
У Бальзака есть новелла «Неведомый шедевр» – рассказ про художника; старик Френхофер – собирательный образ гения живописи. Такого живописца в реальности не было, Бальзак создал идеального творца, вложил ему в уста манифесты, которые радикальностью превосходят все, сказанное впоследствии в авангардных кружках; Френхофер (то есть сам автор, Бальзак) фактически и придумал новое искусство.
«Неведомый шедевр» — новелла французского писателя Оноре де Бальзака, опубликованная в августе 1831 года в альманахе «Артист» под названием «Мэтр Френхофер, а затем, в том же издании, под названием «Катрин Леско». Опубликованная ещё раз в «Этюдах философии» в 1837 году, новелла в 1846 году была включена в цикл сочинений Бальзака «Человеческая комедия» под заглавием «Неведомый шедевр». Рассказ разделён на две главы: «Жилетт» и «Катрин Леско».
По жанру это сочинение Бальзака соотносится с характерной для литературы романтизма темой рассказов о тайнах творчества и мистических свойствах произведений изобразительного искусства.
Структурный анализ новеллы Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр» показывает, что нарративные структуры текста деформируют искусственный визуальный образ (картину живописца), фигурирующий в рассказе.
Подвижность бальзаковского текста, который существенно меняется при каждой авторской доработке, затемняет важные обстоятельства сюжета и делает двусмысленным заглавный визуальный образ: он расслаивается, обретает толщину вместо глубины, а изображённая на нём фигура выступает из его гладкой поверхности.
Также структурный анализ позволяет выделить временную, синтагматическую развёртку визуальных образов, которая соответствует рассказу о инициации — восхождении по ступеням художественного мастерства. А теоретические речи Френхофера о живописи вводят все эти образы в одну парадигму, это варианты одного образа, судьба которого и развёртывается в новелле, проходя через разные его воплощения.
Структурный анализ новеллы Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр» показывает, что произведение отличается следующими особенностями:
Замкнутость сюжетного мира. Он отделён непроходимой границей от мира, в котором находится читатель.
Изложение рассуждений о живописи. Они излагаются не от лица современного рассказчика, а устами одного из действующих лиц — художника Френхофера.
Временная развёртка визуальных образов. Она соответствует рассказу об инициации — восхождении по ступеням художественного мастерства.
Уподобление героя живописному полотну. Описание героя заканчивается уподоблением живописному полотну — не виртуальному художественному образу, а его материальному носителю, холсту.
Также при анализе новеллы отмечают, что текст её подвижен и существенно меняется при каждой авторской доработке, затемняя важные обстоятельства сюжета и делая двусмысленным заглавный визуальный образ: образ расслаивается, обретает толщину вместо глубины, а изображённая на нём фигура выступает из его гладкой поверхности.
«Любовь мертвой красавицы». Новелла французского писателя и поэта-романтика Теофиля Готье была впервые опубликована в газете «Кроник де Пари» в июне 1836 г. В произведении отчетливо различимы переклички — сюжетные (страстная любовь героя-монаха, мечтающего вырваться из монастыря) и тематические (двойное существование человека) — с романом Гофмана «Эликсиры сатаны» и с повлиявшим на него «готическим» романом «Монах» (1796, фр. пер. 1797 и 1798) английского писателя Метью Грегори Льюиса; кроме того, отдельные мотивы новеллы неявно или очевидно отсылают к гофмановскому рассказу «<Вампиризм>« и повести Жака Казота (1719–1792) «Влюбленный дьявол» (1772).
Сюжет: престарелый монах вспоминает о безумной жизни, которую вёл в молодые годы: днём он был прилежным священником, ночью же мистическим образом превращался в беззаботного щеголя, развратника и прожигателя состояний. А виной всему таинственная красавица Кларимонда, бросившая на героя всего один страстный взгляд.
Герой: священник Ромуальд, влюбившийся в куртизанку-вампиршу. Он ведёт двойную, «сомнамбулическую» жизнь: днём — скромный и набожный кюре, проводящий время в покаянных молитвах и умерщвлении плоти во французской глуши, ночью же — светский щеголь, богатый и знатный любовник обольстительной Кларимонды, живущий в её огромном дворце в Венеции.
Повествовательная неопределённость: в тексте налицо повествовательная неопределённость, которая характерна скорее для рассказов о привидениях, но на которой играют и авторы историй о вампирах, создавая «эффект фантастического». Читатель вслед за рассказчиком колеблется в выборе одной из возможных версий происходящего.
Зенкин, С. Н. Натурщица и шедевр (Бальзак и его продолжатели) / С. Н. Зенкин // Studia Litterarum. – 2018. – Т. 3, № 1. – С. 10-57.
Селюнина, А. В. Готическая новелла во французской литературе XIX века / А. В. Селюнина // Языки, культуры, этносы Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты : Сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Йошкар-Ола, 22 ноября 2019 года / Под редакцией Е.В. Романовой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2020. – С. 181-186.
3. Эстетика и литературная позиция Стендаля. Поэтика романа «Красное и черное».
Стендаль (настоящее имя - Анри-Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 г. В 1800-1802 гг. служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта; в 1805-1812 гг. - интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном, в 1821 г. вернулся во Францию, а в 1831 г. поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья.
Роман «Красное и черное» вырос на творчески обработанной документальной основе: С. Поразила судьба двух молодых людей, приговорённых к смертной казни: один из них, Берте, молодой честолюбец, но личнность крайне ничтожная, стрелял в мать девушки, гувернёром которых он был. Второй, Лаффарг, рабочий-краснодеревщик, увлекающийся философией и литературой, был скоромен и горд. Влюбивашаяся в него и отвергнутая девица обвинила его в попытке насилия. В обоих случаях С. Видел характерное явление времени: общество убивает молодых людей, вышедших из третьего сословия, если они не подчиняются рутине, стремятся реализовать свои внутренние незаурядные возможности. Прототипы этими чертами обладали, однако, напомним, что С. «придавал» своим героям «немного более ума».
В романе он создал типическую картину жизни современного ему общества. В обращении к читателю автор сообщает, что «нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.». К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач. 30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором, хотя и были приписаны Гоббсу, Макиавелли, Канту и др. Действительно подлинны лишь эпиграфы из Шекспира, Байрона и древних авторов. Зачем? Как художественное средство воссоздания колорита подлинности и для того, чтобы авторская мысль, выраженная образами, не всегда однозначно истолковываемыми, получила большую ясность. Иногда же подпись несла в себе и скрытую, революционную направленность: «Правда, горькая правда!», - эпиграф к первой части романа – приписан Дантону, деятелю ВФР. В самом романе о революции не говорится, но имя Дантона поневоле направляет мысль к 1789г. С Дантоном не раз сравнивает Жюльена Матильда, снова соотнося характеры с революционным прошлым и заставляя задуматься о возможном революционном будущем. Эпиграф «из Дантона» сменяется эпиграфом «из Гоббса»: «Соберите вместе тысячи людей - оно как будто и не плохо. Но в клетке им будет не весело». Весь роман – исследование направлен против тирании, тирании государственной власти, религии, привилегий рождения. Творческие задачи диктовали и систему образов: дворянство – де Ренали,