Фрагмент для ознакомления
2
В рамках англосаксонской модели, получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах с англосаксонской правовой системой, местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Кроме того, для англосаксонской модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений. Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин „местное управление”, а само местное управление является составной частью механизма государства.
Континентальная (французская) модель. Существует в большинстве стран мира (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток). Присуща она Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом и др. странами. Основная ее черта – сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Родоначальницей данной модели является Франция. Континентальная модель напоминает иерархическую пирамиду, где происходит передача различных директив и информации и где на центральные власти активно работает целая серия агентов на местах. Указанная модель характеризуется также определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В рамках французской системы представительные органы порой создаются лишь в административно-территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. В отдельных случаях, таким образом, представительные органы могут вообще отсутствовать.
Германская (смешанная) модель. Органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законом. Местные органы власти в Германии в настоящее время образуются в районах, городах в ранге районов и общин. Вопросы организации общин в федеральных землях Германии решаются по-разному. Местное управление в ряде стран (Австрия, Япония) сходно как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о "смешанных" формах управления на местах.
24.Особенности федеративного устройства современной России.
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.
В основе независимости любого государства лежит целостность его территории. Вместе с тем, одним из важнейших характеристик является и его территориальное устройство. Территориальное устройство включает не просто деление государства, но и правовое положение его частей, а также взаимоотношение их друг с другом и с центральными органами власти. Существует ряд классификаций территориального устройства государства.
Только Конституцией РФ все субъекты РФ были провозглашены равноправными, и присутствие видового признака в их названии определяется только как дань использованию в течение нескольких десятилетий обозначения территориальных образований. Вместе с тем, республики обладают определенной долей самостоятельности и правом иметь свои государственные языки. На территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
25. Моделирование территориального устройства в современной России.
Моделированию в системе регионального управления и территориального планирования должен предшествовать анализ пространственной структуры региона.
С точки зрения пространственной структуры регионы делятся на два основных типа: однородные (гомогенные) и узловые (поляризованные).
Регион является однородным или гомогенным, если он не имеет больших внутренних различий по таким существенным регионообразующим признакам, как природные условия, плотность населения, доходы на душу населения и т.п.
Полностью однородный регион существует только в теории. Понятие однородного региона имеет преимущественно концептуальное значение. Допущение об однородности регионов используется в макроэкономических теориях и моделях регионального развития. Наличие в регионе даже только одного особенного природного объекта (водного источника, месторождения полезных ископаемых) делает регион неоднородным сразу по нескольким признакам.
Для России характерны следующие типы пространственной структуры.
• очаговая и рассеянная (значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог);
• равномерно-узловая (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части);
• агломерационно-узловая (наиболее промышленно развитые части Северо - Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири).
Развитие регионов меняет соотношение указанных типов пространственной структуры: уменьшается территория с преобладанием первого типа, увеличивается распространение третьего типа.
26. Административно-территориального деление России (эволюция).
В России применяется два вида территориального деления:
административно-территориальное — для упорядоченного осуществления функций государственного управления
муниципальное — для организации местного самоуправления.
Административно-территориальное деление Российской Федерации в настоящее время различается по типам и уровням:
федеральные округа
субъекты Российской Федерации
экономические районы
Федеральные округа как административно-территориальные единицы Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов. Указом президента Д. А. Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ и увеличено количество федеральных округов до восьми.
Современное федеративное устройство Российской Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются:
республики
края
области
города федерального значения
автономная область
автономные округа.
Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
27. Особенности современного российского федерализма: укрупнение, дробление, вхождение новых регионов в состав федерации.
В России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:
– смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;
– асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;
– неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);
– экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений