Фрагмент для ознакомления
1
6. Эволюция представлений о субстанции в истории философии.
7. Гносеология: предмет и эволюция дисциплины. Понятие субъекта и объекта познания.
8. Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактного, формы познания.
9. Истина как цель познания. Ее характерные черты. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в философии.
11. Глобальные проблемы современности, их сущность и классификация. Перспективы развития современной цивилизации.
22. Специфика и основная проблематика западноевропейской средневековой философии. Патристика. Августин Аврелий.
24. Натурфилософия эпохи Возрождения (Д. Бруно).
25. Формирование антропоцентрического типа философствования. Гуманизм и социально-философские воззрения эпохи Возрождения.
26. Общая характеристика философии Нового времени. Проблема метода познания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта.
27. Учение о субстанции в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Лейбниц).
28. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма.
29. Социально философские теории эпохи Нового времени (теории «общественного договора» Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо; географический детерминизм Ш.Л. Монтескье).
32. Схема абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля.
33. Диалектика немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф.Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель).
34. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
35. Предпосылки возникновения и сущность марксисткой философии: диалектический материализм и материалистическое понимание истории.
36. Западноевропейская философия XIX в. Основные направления:
позитивизм, прагматизм, иррационализм (А. Шопенгауэр, «философия жизни», С. Кьеркегор – по выбору).
Фрагмент для ознакомления
2
6. Эволюция представлений о субстанции в истории философии.
С давних времён человек задумывался над вопросом о строении окружающего мира, о той первооснове, которая лежит в основании всего существующего, т.е. существовании субстанции.
Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Бытие есть единство сущности и существования. Субстанция есть самодостаточное, самоопределяющее существование. Она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы проявления объективной реальности. В субстанции нет ничего внешнего, ничего вне её, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует, благодаря только самой себе, самостоятельно.
То или иное понимание субстанции вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична ма¬терия или сознание? Различают метафизическое понимание субстанция, как неизменного начала, и диалектическое - как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм - из двух начал (Декарт), плюрализм из множества начал (Лейбниц).
7. Гносеология: предмет и эволюция дисциплины. Понятие субъекта и объекта познания.
Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.
Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, т.е. учение о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: а) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о "знании вообще", независимо от его конкретных форм и видов; б) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин "эпистемология". Однако в ряде случаев термины "гносеология", "теория познания" и эпистемология" совпадают по содержанию, являются тождественными.
Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология - учение о бытии как таковом, и диалектика - учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания, "центром" всей гносеологии является человек.
Мышление и познание невозможны без человеческого мозга. И естественно, процесс познания не может обойтись без исследования человеческого мозга.
Объект познания – это то, на что направлена познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта. Объекты, на которые направлено обыденное познание, выявляются легко в процессе повседневной практики. Но в научном познании дело обстоит гораздо сложнее. Здесь уже само обнаружение объекта познания, свойства которого подлежат изучению, зачастую представляет собой весьма трудоемкую задачу. Например, электрон стал объектом научного познания лишь после его обнаружения в самом концеXIXвека. Это говорит о том, что широко употребляемые в философии понятия «объект» и «объективная реальность» не являются совпадающими понятиями. Вплоть до концаXIXвека электрон не был объектом познания, но несомненно был частью объективной реальности.
Субъект познания – это носитель познавательной активности. Субъектом познания считается прежде всего человечество в целом – производитель и хранитель всех знаний об окружающем мире и о самом себе. В качестве субъектов познавательной деятельности могут также выступать социальные группы, специальным назначением которых является производство знаний (субъектом научного познания является сообщество ученых), отдельные народы, накапливающие веками в своей культуре разнообразные сведения о явлениях природы, о нравах и обычаях тех или иных социальных общностей и т.д. Но в конечном счете гносеологическим субъектом является все же отдельный человек.
8. Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактного, формы познания.
Чувственное познание, или живое созерцание - это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира.
Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем.
Основные формы чувственной ступени познания - ощущения, восприятия и представления. В ощущениях каждый из органов чувств человека специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость). Восприятие – целостное отражение свойств и признаков предмета. Представление - наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.
Элементарные формы рационального (логического) мышления - понятие, суждение и умозаключение. В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей.
Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковывает увиденное в свете определенных понятий и теорий.
9. Истина как цель познания. Ее характерные черты. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в философии.
Истина– это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.
Проблема истины является одной из основных в гносеологии. В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом.
Истина имеет ряд особенностей:
Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.
Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.(Лист на дереве зеленый. Зеленый цвет листа обусловлен содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света)...