Фрагмент для ознакомления
2
Семинар № 4-5. Болгария в средневековый период. Первое Болгарское царство.
3. Принятие христианства.
Крещение Болгарии (болг. Покръстване на България) — процесс распространения христианства в Болгарии, который был инициирован в 864 году.
Болгарская держава образовалась в 681 году на северной границе христианской Византийской империи. Основным населением нового государства стали кочевые болгары, вовлечённые в процесс феодализации, и славяне. Для интеграции общества необходима была идеология унификации. Инициатором крещения стал болгарский князь Борис, принявший имя Михаил. Непосредственным поводом крещения стал голод 863 года, за которым последовало вторжение византийской армии Варды. Условием помощи стало крещение знати, которое осуществил патриарх Фотий. Тем не менее, кочевая аристократия подняла антихристианский мятеж, но потерпела поражение. Князь Борис казнил членов 52 семейств. В числе казнённых был его сын. Князь Борис стал всячески способствовать миссии Кирилла и Мефодия по просвещению славян. В Болгарии была введена кириллическая письменность, началось строительство христианских церквей. Одним из первых значительных святых стал Климент Охридский.
Болгария приняла христианство в качестве официальной государственной религии одной из первых среди славянских стран. При этом имело место ярко выраженное хронологическое несоответствие: конституировавшееся на рубеже VII—VIII вв. на землях христианской (Византийской) империи, находившееся с нею в постоянных тесных контактах более полутора столетий, Первое Болгарское царство оставалось языческим дольше, чем любое другое славянское государство. Эта констатация ставит перед исследователем ряд важных вопросов. Известно, что христианство в качестве устойчивого, господствующего в обществе вероисповедания утверждается лишь на определенной стадии его социального и политического развития, когда обострившиеся антагонистические противоречия уже регулируются в пользу эксплуатирующего меньшинства публичной государственной властью. Следовательно, «запоздание» Болгарии с введением христианства можно приписать либо тому обстоятельству, что социальные отношения в стране (по крайней мере до середины IX в.) оставались еще очень незрелыми, а ее политический строй не может быть квалифицирован как государственный, либо же особенностям этносоциальной и этнополитической структуры славяно-протоболгарского общества в конце VII — первой половине IX в.
Второе специфическое именно для Болгарии хронологическое несоответствие состоит в том, что принятое здесь относительно поздно (считая с даты основания государства) христианство упрочилось в качестве государственной религии в течение периода, равного едва двум третям столетия, т. е. быстрее, чем в подавляющем большинстве других славянских государств. Это последнее обстоятельство побуждает искать причины отмеченных хронологических несоответствий скорее в специфике Первого Болгарского царства, чем в незрелости его общественной структуры вплоть до середины IX столетия. Намереваясь в связи с этим уделить ниже серьезное внимание особенностям общественной структуры Болгарии, мы будем рассматривать их, разумеется, лишь в тесной взаимосвязи с наиболее характерными проявлениями духовной жизни населения Болгарского государства дохристианской эпохи.
Вплоть до начала IX в. нет, видимо, достаточных оснований для предположения о сколько-нибудь заметном религиозном влиянии на славян, поселившихся на территории между Балканским хребтом и южными склонами Карпат (т. е. там, где возникло Первое Болгарское царство), со стороны оставшегося на месте немногочисленного автохтонного христианского населения. Нет также никаких достоверных данных и о том, что до начала IX в. в пределах границ Болгарского государства византийскими или западными миссионерами осуществлялась официально в какой-либо форме проповедь христианства. Как было показано в первой главе (О. В. Ивановой), византийские христианские епархии всех рангов, вплоть до местных приходов, были в ходе нашествий и последующего расселения славян (в конце VI — первой четверти VII в.), а затем и протоболгар (в последней четверти VII в.) полностью ликвидированы. Несомненные черты фракийской языческой обрядности, свойственные религиозным обычаям и народным праздненствам славян средневековой Болгарии (например, нестинарство), были восприняты ими, конечно, от автохтонов. Но эти автохтоны были, во-первых, в подавляющем своем большинстве (исключая, может быть, глухие горные районы) уже не фракийцами, а их романизированными и эллинизированными потомками, бывшими «ромеями» (подданными византийского императора), говорившими соответственно на вульгарной латыни и на греческом. Во-вторых, эти автохтоны ко времени расселения славян давно уже были христианами, которые лишь сохранили пережитки фракийского язычества и передали их славянам, оказавшимся пока к ним — как язычники — более восприимчивыми, чем к идеям и обрядам христианского культа.
7. Богомильство.
Богомильство, еретическое движение на Балканах. Возникло в начале 10 в., по-видимому, на территории Македонии под влиянием павликианства (см. Павликиане). Названо, по мнению большинства историков, по имени попа Богомила — предполагаемого основателя Б. Социальная программа Б.: осуждение богатства, отрицание феодальной эксплуатации и государственной власти. Б. отвергало господствующую восточно-христианскую церковь, иерархию, храмы, таинства и обряды, совершаемые священниками (заменив их более простыми молитвами, совместными ритуальными трапезами). Б. не признавало Ветхий завет, поклонение кресту, святым, мощам. В основе религиозно-философского учения Б. лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нём доброго и злого начал. Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданными дьяволом, небесный мир и душу человека — проявлением доброго начала. В богомильских общинах различались «совершенные», которые вели аскетический образ жизни, отрицали брак, и рядовые члены. Возглавляли богомильские общины «дедцы» — епископы.