Фрагмент для ознакомления
2
1. Древнерусская литература (XI - XVII вв.) - начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации.
2. Своеобразие древнерусской литературы.
3. Оригинальные памятники древнерусской литературы - летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература как свидетельство высокого уровня государственной и культурной жизни Руси XI - XII вв.
4. «Повесть временных лет» как литературный памятник: содержание, художественные особенности, связь с фольклором.
5. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Поэтическая образность «Слова о законе и благодати».
6. Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором.
7. «Хождение» как литературный жанр. «Хождение игумена Даниила» в «святую землю».
8. Поэтическая образность «Слова о полку Игореве». Композиция «Слова о полку Игореве», лирические и публицистические отступления.
9. «Моление Даниила Заточника»: своеобразие памятника, его обличительный пафос, антибоярская и антиклерикальная направленность.
10. Повести о татарском нашествии. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.), «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237 г.) - воинские повести.
11. «Слово о погибели Русской земли». Гражданский патриотический пафос памятника. Народнопоэтическая стилистика.
12. «Житие Александра Невского». Идея защиты родины. Образ Александра Невского - полководца и государственного деятеля.
13. Летописные повести о Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», общность идейной направленности повестей.
14. «Житие Сергия Радонежского». Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Лагофета.
15. «Повесть о взятии Царьграда» Нестора - Искандера. Историко-философское осмысление событий в повести.
16. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
17. Памятник Муромо-Рязанской литературы - «Повесть о Петре и Февронии». Поэтичность, демократизм повести. Образ крестьянки Февронии.
18. «Домострой» - книга, утвердившая нормы семейной жизни.
19. Бытовая повесть. «Повесть о Горе и Злочастии».
20. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Автобиография «Жития». Демократизм и публицистичность «Жития». Традиция и новаторство в жанре «Жития».
21. Публицистика петровского времени. «Юности честное зерцало».
22. Екатерина II. «Всякая всячина». Н.И. Новиков, его литературные труды и сатирические журналы. Сатира на лица и на пороки.
23. Классицизм как литературное направление. А.Д. Кантемир, В.К. Тредьяковский, М.В. Ломоносов.
24. Творчество Д.И. Фонвизина. «Недоросль».
25. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
26. Просветительство и сентиментализм конца XVIII века. Н.М. Карамзин. Его проза и поэзия.
27. И.А. Крылов - баснописец. Традиции сатирической литературы XVIII века. Своеобразие авторской позиции, проблема народности басен.
28. Основные течения в романтизме. Элегический романтизм В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.
29. Особенности творческого пути А.С. Грибоедова. История создания и публикации «Горя от ума». Чацкий как герой эпохи 1810 -1820-х годов и «вечный» конфликт «старого и нового». Элементы классицизма, романтизма и реализма в комедии.
30. А.С. Пушкин и начало «золотого века» русской литературы. Периодизация творчества писателя и его структура.
31. Проблема взаимоотношений «Поэт - власть - деньги - народ» в лирике А.С. Пушкина. Образ «властителя наших дум» и его трансформация. Углубление философской тематики в стихотворениях 1830-х годов.
32. Роман в стихах «Евгений Онегин» - центральное произведение А.С. Пушкина.
33. Полемика о творчестве А.С. Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Значимость наследия А.С. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления.
34. Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности.
35. Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830-х - первой половины 1850-х гг.
36. Традиции и новаторство М.Ю. Лермонтова - лирика в разработке темы смысла жизни, назначения поэзии, мотивов свободы и любви к Родине.
37. Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» - квинтэссенция основных философско-этических идей писателя.
38. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя.
39. «Мертвые души» - центральное произведение Н.В. Гоголя. Образ автора и общая концепция поэмы о «возрождении души».
40. Возникновение социального реализма в произведениях раннего Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского (на примере двух произведений разных авторов).
41. «Обломов» - вершина творчества писателя И.А. Гончарова. Двойственность оценки «старой» и «новой» жизни в романе. Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин об «Обломове».
42. И.С. Тургенев как «хроникер» русского общественно-политического движения. Роман «Отцы и дети». Понятие «нигилизма» и его трансформация в XX веке.
43. Основные этапы развития драматургии А.Н. Островского. Новаторство А.Н. Островского. Его традиции в современном театре.
44. Н.А. Некрасов как поэт революционной демократии. Его взгляды на роль художника и назначения искусства («Поэт и гражданин», «Белинский»).
45. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Своеобразие жанра. Теория «разумного эгоизма». Понятия: «новые люди», «особенный человек».
46. Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева.
47. Художественное своеобразие лирики А.А. Фета: «музыкальность» стихов, «лирическая дерзость», эстетизм, черты импрессионизма. А.А. Фет о назначении поэта и поэзии.
48. Путь писателя Ф.М. Достоевского и периодизация его творчества.
49. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Уникальность произведения в мировой литературе нового времени. Философия истории, свободы и необходимости в романе.
50. Периодизация творчества писателя М.Е. Салтыкова - Щедрина. Своеобразие его сатиры. Роман «Господа Головлевы». Основные проблемы и идеи.
51. Творческий путь писателя Н.С. Лескова. Н.С. Лесков - журналист. Лесковский сказ.
52. А.П. Чехов - самый крупный писатель поколения 1880 - 1890-х гг. Проблематика прозы и драматургии.