Фрагмент для ознакомления
2
11. Методы управления образовательной организацией
Административно-распорядительные методы управления: приказы, распоряжения, инструкции. Экономические методы управления: оплата труда и стимулирование; эффективный контракт. Социально-психологические методы управления образовательной организацией.
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления
Распорядительное воздействие - это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия есть разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Распорядительные методы реализуются в форме:
- приказа,
- постановления,
- распоряжения,
- инструктажа,
- команды,
- рекомендации.
Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.
Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено на решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления.
Распорядительные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект через приказы и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию работ и контроль исполнения.
Экономический метод управления основан на знании и сознательном использовании объектов экономических законов. Он характеризуются:
1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2)выполнение договорных обязательств.
Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию. В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма хозяйствования:
*методы планирования
*система ценообразования
*система кредитования
*финансирования
*налогообложения
*анализ хозяйственной деятельности
*распределение доходов и прибыли
*оплата труда
*материальное стимулирование.
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят личностный характер (личный пример, авторитет). Главная цель - положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом руководства является взаимоотношения работников. СПМ позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Для того, чтобы эффективно осуществлять соц. методы, используют следующие виды сбора информации
*интервьюирование
*анкетирование
*изучение документов
*самонаблюдение
*эксперимент.
12. Функции управления образовательной организацией.
Функция планирования. Виды планирования в образовательной организации. Мотивация и стимулирование как функция управления. Методы стимулирования . Функция контроля . Функция координации.
Планирование - функция управления, определяющая цели и задачи деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
По содержанию и периоду планы могут быть видов:
• оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее);
• тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет);
• стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет).
ОРГАНИЗАЦИЯ:
ФУНКЦИЯ Организация - обеспечение всем необходимым для нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.
Организация - процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Для успешной реализации функции организации необходимо учитывать требования следующих локальных принципов:
1. Принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
2. Эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
3. Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
4. Непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
5. Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;
объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
6. Безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
7. Соразмерности ответственности данным полномочиям;
8. Исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
9. Приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
10. Комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.
МОТИВАЦИЯ:
Мотивация - побуждение эффективно трудиться для достижения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для проявления творчества.
Это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и (или) личных целей. (Теории мотивации – Маслоу, Макклеланд, Герцберг, Врум, справедливости, Портера-Лоурера).
Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации в нем определенных мотивов.
Прежде, чем приступить к решению этих задач, следует проанализировать:
1. Процесс мотивации в организации;
2. Индивидуальную и групповую мотивации и зависимость между ними;
3. Динамику мотивации деятельности каждого работника;
4. Как мотивация соотносится с результатами деятельности сотрудника.
КОНТРОЛЬ:
Контроль - функция пресса управления, целью которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы. На основании его данных производится корректировка ранее принятых решений и нормативов.
Виды контроля:
1. Предварительный (осуществляют до начала деятельности организации с целью проверки его готовности к предстоящей работе).
2. Текущий (осуществляется непосредственно в ходе производственно - коммерческой деятельности).
3. Заключительный (итоговый) (связан с оценкой выполнения организацией всех разделов бизнес - плана, и поэтому требует всестороннего анализа сильных и слабых аспектов деятельности организации за истекший период - с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования).
Контроль осуществляется путем наблюдения, учёта и анализа всех сторон деятельности организации.
По данным контроля:
1. Устраняются выявленные ошибки;
2. Проводится корректировка ранее принятых решений, норм, нормативов, показателей бизнес-плана.
Координация (от лат. со – совместно, ordinare – упорядочить) – обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование режима работы предприятий (организаций) и обеспечения его бесперебойности и непрерывности.
13. Обеспечение информационной открытости образовательной организации
Как образовательная организация обеспечивает открытость и доступность информации. Какая информация должна быть открыта и доступна для субъектов образования? Копии каких документов должны быть представлены в открытом доступе? (Перечислить). Порядок размещения в открытом доступе отчета о результатах самообследования. Какие документы об оказании платных услуг должны быть открытыми и доступными?
Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:
1) информации:
а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;
в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
д) о языках образования;
е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);
ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);
з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;
м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);
н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
с) о трудоустройстве выпускников;
2) копий:
а) устава образовательной организации;
б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации "порядке", или бюджетной сметы образовательной организации;
д) локальных нормативных актов, предусмотренных "частью 2 статьи 30" настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и "порядок" его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;
6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указанная выше информация подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти дней со дня внесения соответствующих изменений.
Следует учитывать, что образовательное учреждение самостоятельно определяет структуру своего официального сайта в сети Интернет, в том числе количество и наименования разделов, рубрик, статей. Наиболее разумным видится наличие раздела: «Карта сайта», который позволил бы сориентироваться любому пользователю сети Интернет.
В соответствии с ч.4 ст.9 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (законных представителей), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
14. Организация системы внутренней оценки качества в образовательной организации.
Сущность контроля. Виды контроля в образовательной организации. Роль ФГОС в организации внутришкольного контроля. Организация мониторинга Установление нормативных показателей. Измерение фактических результатов. Сравнение результатов с нормативными показателями. Понятие контроля. Сущность оценки фактически достигнутых и планируемых результатов (в соответствии с требованиями ФГОС); самообследование; критерии – признаки, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта; экспертиза; измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМ (контрольных работ, тестов, анкет и др). Общероссийская система оценки качества образования ОКСО. Цели и задачи ОКСО.
Под «контролем» понимают выявление и измерение результатов учебной деятельности обучаемых, а также оценивание их развития, знаний, умений и навыков.
Контроль — это проверка и оценка знаний обучаемых с целью фиксации промежуточных и конечных результатов процесса обучения и констатация достигнутого уровня обученности.
Контроль качества обучения — определение достигнутого уровня знаний и умений или выявление разницы между реальным и запланированным уровнем усвоения учебной программы.
Понятие «педагогический контроль» можно рассматривать как единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности. Применительно к повседневному учебному процессу, проверочная деятельность направлена на выявление и оценку результатов учебной деятельности школьников или студентов.
Педагогический контроль — это система научно-обоснованной проверки результатов образования учащихся. В более узком смысле контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков.
Процедуру контроля можно изобразить в виде следующей формулы:
К=В+Из.+Оц.
Контроль складывается из нескольких шагов - сначала нужно выявить то, что усвоено учащимися, опознать это, затем следует измерить усвоенное, по уровням усвоения, по осознанности, полноте и т.д. и оценить результат по определенной шкале.
Контроль качества подготовки специалистов как конкретная педагогическая система включает пять структурных компонентов: цель; содержание контролируемой информации; средства контроля; контролирующий
и контролируемый (или обучающий и обучаемый как субъекты контроля).
Цель контроля заключается в установлении состояния усвоения знаний на различных временных этапах учебного процесса; выявлении соответствия уровня усвоения целям подготовки; использовании результатов контроля для управления деятельностью обучаемых. Все три составляющие цели присутствуют в «цели контроля»:
целеполагание - в содержании информации, средствах контроля;
целеосуществление - в процессе контроля;
целеутверждение - в управлении деятельностью обучаемых.
Одной из важнейших целей контроля является реализация корректирующих воздействий. Коррекция необходима всегда, она порождается индивидуальными различиями обучаемых. Именно поэтому для эффективного обучения всегда необходим контроль. Только на его основе возможна корректировка процесса обучения.
«Цель контроля» - компонент, который является результатом многоэтапной трансформации общегосударственных целей подготовки, социального заказа общества на обучение в соответствии с требованиями стандартов.
Цель внутренней оценки качества образования в школе и другом учебном заведении – совершенствование системы качества образования на институциональном уровне, а именно в образовательной организации. Это необходимо для того чтобы обеспечить всех участников образовательных отношений (родителей, педагогов, общественности) объективной информацией о состоянии системы образования конкретного образовательного учреждения (образовательной организации), а также – о тенденциях ее развития.
В соответствии с ФГОС выделяют три группы результатов освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные.
1.Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Они должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия