- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Основы государственного и муниципального управления
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "Основы государственного и муниципального управления"?127 страниц
0 источников
Добавлена 26.07.2023 Опубликовано: studservis
956 ₽
1912 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
2. Российские научные школы (теории) государственного управления.
3. Принцип разделения властей.
4. Общая характеристика системы государственного управления в РФ.
5. Государственно-территориальное устройство РФ. Территория как объект управления.
6. Президент РФ: конституционно-правовой статус, полномочия и роль в системе государственного управления.
7. Требования к кандидату на замещение должности Президент РФ и порядок его избрания.
8. Администрация Президента РФ – правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.
9. Институт полномочных представителей Президента РФ.
10. Уполномоченный по правам человека РФ - конституционно-правовой статус, порядок замещения должности и полномочия.
11. Совет Федерации Федерального Собрания РФ – порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.
12. Государственная Дума Федерального Собрания РФ – порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.
13. Правовой статус члена Совета Федерации ФС РФ. Депутатский запрос.
14. Правовой статус депутата Государственной Думы ФС РФ. Депутатский запрос.
15. Правительство РФ – полномочия и роль в государственном управлении.
16. Федеральные органы исполнительной власти, их полномочия и роль в государственном управлении.
17. Федеральное министерство: статус, функции, структура.
18. Федеральные агентства: статус, функции, структура, отличительные признаки.
19. Федеральные службы: статус, функции, структура, отличительные признаки.
20. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: статус, функции, структура.
21. Конституционный Суд РФ - порядок формирования, конституционно-правовой статус, структура, функции.
22. Суды общей юрисдикции в РФ.
23. Верховный Суд РФ – порядок формирования, конституционно-правовой статус, структура, функции.
24. Система арбитражных судов в РФ.
25. Конституционные и уставные суды субъектов РФ - порядок формирования, правовой статус, функции.
26. Институт мировых судей в России.
27. Статус судей в Российской Федерации.
28. Глава субъекта федерации – требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
29. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.
30. Статус депутата органа законодательной власти субъекта РФ.
31. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
32. Основные направления государственной социально-экономической политики РФ.
33. Федеральная, региональная и муниципальная бюджетные системы в РФ.
34. Понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление».
35. Теории местного самоуправления.
36. Российский опыт становления местного самоуправления.
37. Общая характеристика системы муниципального управления в РФ.
38. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
39. Особенности системы управления Санкт-Петербургом и Москвой.
40. Административные районы Санкт-Петербурга – статус, функции, полномочия.
41. Заграничные представительства РФ (дипломатические, торговые, культурные и т.д.).
42. Прокуратура Российской Федерации: правовой основы деятельности, структура, полномочия.
43. Следственный комитет РФ: правовые основы деятельности, структура, полномочия.
44. МВД РФ: правовые основы, структура, полномочия.
45. ФСБ России: правовые основы, структура, полномочия.
46. ФСКН России: правовые основы, структура, полномочия.
47. Проблемы государственного, регионального и муниципального управления в РФ.
48. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства.
49. Прокуратура, правоохранительные органы, органы безопасности и судебная система Российской Федерации.
50. Содержание понятия и сущность государственного и муниципального управления.
51. Конституционные принципы государственной власти. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами в системе государственного управления.
52. Понятие контроля. Объект и субъект контроля в административной системе. Масштаб контроля. Виды контроля. Административный контроль: его особенности и виды в административной системе.
53. Электронное правительство: критерии оценки качества государственного управления.
54. Государство и государственное управление: понятия, содержание, цель и задачи. Конституционные основы государственной службы.
55. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты государственным служащим.
56. Понятие государственной власти. Ветви и уровни государственной власти.
57. Понятие контроля. Контроль как функция управления. Контроль как процесс коррекции. Цель контроля.
58. Конституционные основы государственной службы. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
59. Инициативы международных организаций и зарубежный опыт обеспечения открытости информации о деятельности государственных органов.
60. Федеральные органы управления государственной службой в РФ. Государственная служба и государственный служащий: понятие, значение и правовые источники.
61. Понятие контроля. Судебный контроль. Общественный контроль и его значение для административного управления.
62. Принципы разделения властей. Задачи и функции государственной службы, первичность политических целей, понятие «социальный институт».
63. Теории местного самоуправления. Эффективность местного самоуправления. Подходы к определению эффективности. Виды эффектов.
64. Российский опыт становления местного самоуправления. Критерии эффективности функционирования системы административного управления.
65. Государственно-территориальное устройство РФ. Территория как объект управления.
66. Пути совершенствования государственной системы принятия решений в области транспортной политики.
67. Понятие «компетенции». Определение компетенции. Уровень компетенции.
68. Система государственной службы, ее цели, функции и задачи. Основные системы и модели государственной гражданской службы.
69. Система менеджмента качества (СМК) - как один из способов научного управления государственной службой. Внедрение СМК по стандарту ИСО 9001:2008 в государственных и муниципальных органах власти.
70. Структура профессиональной компетентности как фактора эффективности деятельности государственных служащих.
71. Конституционные основы государственной службы. Система государственной службы в России. «Табель о рангах». Государственная служба в СССР. Государственная служба РФ.
72. Понятие «карьеры». Определение карьеры. Типология карьеры. Факторы, влияющие на карьеру. Управление карьерой. Потенциал развития карьеры.
73. Прохождение государственной службы: содержание и основные этапы. Принципы организации процесса прохождения государственной гражданской службы.
74. Конституционные принципы государственной службы.
75. Законодательная и судебная ветвь власти как составные части внешней среды государственной гражданской службы.
76. Бюрократизм как девиация процесса административного управления. Бюрократизм как абсолютизация принципов организации административного управления.
77. Модели государственного служащего. Классификация государственных служащих. Требования к профессиональной квалификации государственного служащего. Состояние кадрового потенциала государственной службы.
78. Основные принципы, цели и задачи реформы государственной службы в России. Проблемы и трудности процесса реализации реформ государственной службы в РФ.
Фрагмент для ознакомления 2
Управление – функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
Сущность государственного управления
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы. Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм. Для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная. Точно также для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно—распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики. Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и др. Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно—розыскную деятельность и др. Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации. Второй признак государственного управления– его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер. Третьим признаком государственного управления является исполнительно—распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.
2. Российские научные школы (теории) государственного управления.
В России до 1917 г. существовала школа административного права, которая исследовала проблемы государственного управления.
После окончания гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. Так как дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями, то возникла потребность в развитии науки управления. Для этого был создан ряд НИО (научно исследовательских организаций): например, Центральный институт труда (Гастев А.К.); Центральная лаборатория по изучению труда (Бехтеров В.М.) и т.д.
После Первой конференции под флагом НОТ (научная организация труда) начался период быстрого развития отечественной теории управления. Вокруг таких ученых как Гастев, Витке, Размирович, Бурдянский, Ерманский стали формироваться первые научные школы.
Отечественные ученые в отличие от западных изучали не только технику, трудовой процесс, но и рабочего, рассматривая его творящим субъектом. В исследованиях определились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.
1) К первой относились концепции "организационного управления"А.А.Богданова, "физиологического оптимума"О. А. Ерманского, "узкой базы"А. К. Гастева, "производственной трактовки"Е. Ф. Розмирович.
2) Ко второй группе - концепцию "организационной деятельности"П. М. Керженцева, "социально-трудовую концепцию управления производством"Н.А.Витке, "торию административной емкости" Ф.Р.Дунаевского. Одной из основных разработок Центрального института труда (ЦИТ) стала концепция трудовых установок, содержащая элементы эргономики, инженерной психологии, организации рабочего места, теории трудовых движений, самоорганизации трудового процессе. Рекомендации ЦИТ в виде плакатов распространялись в производственных коллективах и вывешивались на видных местах.
В начале 1960-х гг. была высказана точка зрения, согласно которой наука государственного управления должна быть комплексной, т.е. охватывать государственно-правовые, социально-экономические, психологические, технико-организационные и естественно-научные аспекты управления. Среди направлений науки об управлении выделились общая теория социального управления; государственное управление; управление производством и в организациях.Советская школа управления ориентировалась на формационную теорию, политическую экономию.
С 70-х годов государственное управление стало развиваться как самостоятельное направление обществознания, соприкасаясь, но не сливаясь, с «соседствующими» научными направлениями. Одно из таких направлений - общая теория социального управления была представлена в трудах В.Г.Афанасьева, К.И. Варламова, Д.М. Гвишиани, А.М. Омарова, Ж.Т. Тощенко, Н.М. Слепенкова, В.Г. Смолькова.
Государственное управление как самостоятельная отрасль науки была представлена работами правоведов Г.В. Атаманчука, В.Г. Вишнякова, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, Б.Н. Курашвили, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова. Ими широко исследованы общие и частные вопросы государственного управления, его принципы, функции, организационные структуры и технологии
Крах в начале 1990-х годов всей государственно-правовой системы страны среди длинного перечня внутренних и внешних причин был обусловлен несоответствием системы управления потребностям развития общества и экономики.
Конституционное утверждение принципа разделения властей и переход к рыночным отношениям в хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности, закрепление различных форм собственности обусловили изменение рода деятельности исполнительной власти. Произошло ограничение сферы использования методов непосредственного директивного управления его объектами (предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.). Наряду с этим получили широкое применение методы регистрации объектов управления, лицензирования, контроля и надзора, кредитования, налогообложения и др.
Однако, сращивание в 90-е годы собственности и власти деформировало публичную природу управленческой системы: она стала корпоративной и перестала работать на общество.
По вопросу о научных основаниях системы административно-государственного управления в нашей стране мнения ученых на сегодня разделились.
Одни подчеркивают своеобразие форм российской государственности и полагают, что опыт западных стран не может служить основой для формирования национальной концепции государственной службы. Они предлагают опираться на исторический опыт России в области административно-государственного управления, использовать преимущественно национальные формы и традиции.
Другая точка зрения абсолютизирует значение зарубежного опыта в области административно-государственного управления. Некоторые ученые полагают, что необходимо использовать уже отработанные эффективные современные общественные формы, сложившиеся в западных странах, и перенести их в нашу жизнь.
Начиная с нулевых годов ХХ века в России реализуется административная реформа, которая предусматривает реализацию мероприятий по шести основным направлениям: управление по результатам; стандартизация и регламентация; оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; обеспечение административной реформы.
3. Принцип разделения властей.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властейправовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
В современных демократических государствах наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10 Конституции РФ: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Также в ст. 11 сказано о Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». Стоит отметить что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Но органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
К органам законодательной власти в РФ относятся:
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав РФ;
- органы власти других субъектов РФ; местные органы государственной власти.
К органам исполнительной власти в РФ относятся:
- Президент РФ; Совет Министров РФ;
- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
- Правительство республик; органы администрации других субъектов РФ.
К органам судебной власти в РФ относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ;
- суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды; суды специальной юрисдикции (например, суд по интеллектуальным правам).
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
4. Общая характеристика системы государственного управления в РФ.
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую системуосуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России, что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (из Конституции РФ)
Под системой государственных органов в Российской Федерациипонимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации.
В Российской Федерации единство системы государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.
К ведению Российской Федерации п. ст. 71 Конституции РФ относит «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти». По сути, в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии. Государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Конституции подчеркивается что существует единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации.
Особенности же правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.
5. Государственно-территориальное устройство РФ. Территория как объект управления.
Государственно-территориальное устройство – это политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Форма государственно-территориального устройства – это внешняя организационно-правовая орнаментация, облик государственного устройства, его конкретное внешнее облачение
По форме государственного устройства государства делят на:
· Унитарные
· Федеративные (у нас такая форма)
· Конфедерации
Статья 5 Конституции РФ:
1. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (то есть право обозначать свой политический статус внутри государства, культурный, социальный курс развития общества, изменять территориальную форму и др.).
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
РФ состоит из 89 субъектов Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округов и 3 города федерального значения. Каждый из них имеет определенную территорию, органы государственной власти и внутреннюю нормативную базу. Несмотря на размеры территории, все субъекты РФ имеют равные, одинаковые права и общий экономический, политический, социальный статус. У субъектов РФ есть своя собственность, государственный язык, но обязателен русский, также своя символика есть, налоги пополняющие региональный бюджет и так далее.
Российская Федерации построена по смешанному типу, что предполагает деление государства по двум разным принципам:
— административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края);
— национально-территориальное деление (автономные округа, республики).
Управление территорией представляет собой циклически повторяющиеся процессы воздействия органов управления на население, проживающее на территории, государственные, муниципальные, общественные и частные организации с различной формой собственности, расположенные на территории, в интересах достижения целей, определённых в Конституции России, в условиях возможностей и ограничений, обозначенных законодательствами, контроля исполнения и корректировки управляющих воздействий.
В соответствии с Конституцией РФ главными целями управления территориями (объектами государственной и муниципальной власти) являются с одной стороны выявление, эффективное использование и развитие базовых источников повышения качества жизни населения, а с другой стороны защита этих территорий и проживающего на них населения от возможных угроз.
Как определяет теория управления и подтверждает практика, неэффективное управление территориями, не обеспечивающее достижение поставленных целей, характеризуется недостаточной обоснованностью и (или) несвоевременностью формирования и принятия решений, доведения их до исполнителей, низкой исполнительской дисциплиной вследствие отсутствия постоянного и полного контроля исполнения принятых решений и отданных распоряжений.
Регион сегодня следует рассматривать как многофункциональную и многоаспектную систему:
· регион относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики;
· регион это крупный субъект собственности и экономической деятельности;
· регион как рынок, имеющий определенные границы (ареал) и общие условия экономической деятельности;
· регион как социум (общность людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни и развитие системы расселения
6. Президент РФ: конституционно-правовой статус, полномочия и роль в системе государственного управления.
Президент РФ как субъект административного права в сфере исполнительной власти имеет исключительные полномочия. Хотя Президент РФ по Конституции РФ не является главой исполнительной власти, его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.
Как глава государства он являетсягарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.
Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти; руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ (он же его и формирует); имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ; может отменять Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия вышестоящим нормативный актам, законам.
В соответствии с положениями статьи 83 Конституции РФ, Президент РФ:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
б) принимает решение об отставке Правительства РФ;
в) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;
1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
2) назначает и освобождает представителей РФ в Совете Федерации;
е) утверждает военную доктрину РФ;
ж) формирует Администрацию Президента РФ;
з) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
к) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах, Президент вводит в отдельных местностях чрезвычайное положение.
Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
7. Требования к кандидату на замещение должности Президент РФ и порядок его избрания.
Президент РФ избирается на 6 лет путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами и не может быть переизбран более чем на два срока подряд.
Кандидатом на должность Президента РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет (допускается выезд за рубеж общим сроком не более трех месяцев). Не может быть кандидатом лицо, прекратившее исполнение обязанностей в результате отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья выполнять эти обязанности или отрешенное от должности, а также в случае признания судом недееспособным, имеющим иное гражданство.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Если они не назначают то, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.
При подготовке и проведении выборов Президента РФ используется Государственная автоматизированная система РФ "Выборы" и осуществляются открыто и гласно.
Выборы проходят по мажоритарной системе абсолютного большинства: в первом туре голосования президентом избирается кандидат, получивший более половины всех поданных голосов. Если ни один из кандидатов не получит такого большинства, через две недели назначается второй тур голосования (повторное голосование), когда баллотируются только два кандидата, набравшие больше голосов избирателей, чем другие кандидаты. В этом случае для избрания достаточно относительного большинства голосов: кто получил больше голосов из двух кандидатов, тот и избран.
Избранный Президент РФ, (также и глава субъекта Федерации, кстати) вступают в должность с момента принесения присяги. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов парламента, высших должностных лиц, судей органов конституционного контроля, руководителей общественных объединений, деятелей различных конфессий. Эта процедура называется инаугурацией. В отношении Президента РФ уже сложился определенный ритуал этой процедуры, которая проходит в московском Кремле.
Полномочия Президента РФ заканчиваются в день принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Если же Президент временно прекращает исполнение своих полномочий, досрочно уходит в отставку или смещается со своего поста, его полномочия немедленно переходят к главе Правительства РФ, исполняющему обязанности Президента.
8. Администрация Президента РФ – правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.
Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация.
По своей сущности Администрация представляет собой совокупность различного рода подразделений, цель которых – обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входят организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу; осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов (поскольку их подписывает Президент), указов, распоряжений и поручений Президента и подготовка соответствующих докладов ему о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.
В состав Администрации входят аппараты Совета Безопасности, полномочных представителей Президента в федеральных округах.
В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Государственно-правовое управление осуществляет: правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам; информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации; подготовку по поручению Президента проектов федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента; подготовку предложений о приостановлении или отмене актов органов исполнительной власти и т.п.
Задачами Контрольного управления являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.
Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти – федерального агентства.
Администрация Президента РФ является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.
Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ.
В состав Администрации входят:
– руководитель Администрации Президента РФ;
– два заместителя Руководителя Администрации Президента РФ – помощника Президента РФ;
– помощники Президента РФ;
– пресс-секретарь Президента РФ;
– руководитель протокола Президента РФ;
– полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; советники Президента РФ;
– полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ;
– старшие референты, референты Президента РФ и иные должностные лица Администрации;
– управления Президента РФ;
– иные самостоятельные подразделения Администрации.
Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции:
– организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;
– подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ;
– подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
– обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;
– обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
– осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
– обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;
– обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями и т. д.
9. Институт полномочных представителей Президента РФ.
Полномочные представители Президента РФ – это специально уполномоченные Главой РФ должностные лица, входящие в структуру Администрации Президента РФ, является федеральным госслужащим.
Полномочные представители Президента РФ могут быть:
1) в 9 федеральных округах (их деятельность координирует руководитель Администрации Президента РФ);
2) в Государственной Думе (деятельность этих представителей координирует заместитель руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ);
3) в Совете Федерации (их направляет заместитель руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ);
4) в Конституционном Суде РФ (направления деятельности данных представителей Президента РФ осуществляет также заместитель руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ).
Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде осуществляют наблюдение за деятельностью соответствующих органов, присутствуют на их заседаниях, подготавливают и направляют Президенту РФ отчеты об их работе, осуществляют иные полномочия.
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах контролируют деятельность органов власти субъектов РФ и информируют о ней Президента РФ. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.
Основными задачами полномочного представителя являются:
- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
- представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
Функции полномочного представителя:
· анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;
· организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
· разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
· согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;
· организует контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
· согласовывает материалы о награждении государственными наградами, почетными грамотами Президента, о присвоении почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий - вручает их;
· вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи судьям арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, специализированных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции;
· принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа.
10. Уполномоченный по правам человека РФ - конституционно-правовой статус, порядок замещения должности и полномочия.
В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ.
В соответствии со ст. 103 Конституции назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы.
Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Наличие юридического образования не предусмотрено.
Установленными Федеральным конституционным законом средствами он способствует:
1) восстановлению нарушенных прав;
2) совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3) развитию международного сотрудничества в области прав человека;
4) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Правовой статус Уполномоченного характеризуется следующими чертами:
1. При осуществлении своих функций Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность влечет установленную законодательством ответственность.
2. Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
3. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Не может иметь двойное гражданство.
4. В течение всего пятилетнего срока его полномочий с момента присяги Уполномоченный обладает неприкосновенностью, содержание которой конкретизировано в Федеральном конституционном законе и не отличается от содержания депутатской неприкосновенности.
5. Уполномоченный не наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако Закон устанавливает широкий круг обязанностей названных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, проведение по поручению Уполномоченного определенных действий, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.).
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
6. Уполномоченный и создаваемый для обеспечения его деятельности рабочий аппарат является государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета.
Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой (с 2015 года вроде статья утратила силу).
Основным содержанием компетенции Уполномоченногоявляется рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина. Заявителями жалобы могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.
Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.
Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:
- обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
- беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;
- запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности всем федеральным органам государственной власти. Уполномоченный взаимодействует с неправительственными правозащитными организациями, функционирующими в России, поддерживает широкие связи с международными организациями правозащитного характера.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней