Фрагмент для ознакомления
2
индивидуальными признаками, составляющими его качественную и количественную определённость, отличающими его от любых других объектов. Общее – это объективно существующая общность конкретных предметов и их признаков. Процесс познания может идти как от единичного к общему (абстрагирование), так и от общего к единичному (конкретизация). Важнейшей задачей науки является познание общего. Только так можно открыть законы природы и общества, потому что законы – это связи общие
2. Причина и следствие: Существуют различные виды связей между предметами, процессами, явлениями. В основе всех видов связей лежит причинно-следственная связь. Причинные связи существуют объективно и порождаются материей, материальными взаимодействиями. Причина и следствие переходят друг в друга: следствие становится причиной новых изменений. Так рождаются причинные цепи. Человек должен раскрывать причины, через познание следствий, и предсказывать следствия, зная причины.
3. Сущность и явление: Все имеет сущность. Явление- форма обнаружения сущности. Задача человека – познание сущности предметов, процессов и явлений. Познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь существенная. Знать сущность необходимо, чтобы эффективно управлять объектами
4. Необходимость и случайность: Случайность может выступать формой проявления необходимости, потому что необходимость реализуется через массу случайностей. Важнейшей задачей человека является познание необходимости, только так можно открывать законы, ибо законы – это связи необходимые. Но в тоже время надо уметь предсказывать и случайности.
5. Форма и содержание: Содержание – это совокупность всех элементов, процессов, признаков системы. Форма – это организация, упорядоченность содержания. Проблема соотношения формы и содержания остро стоит в искусстве. Эстетика – это прежде всего наука о красоте форм
6. Возможность и действительность: Возможность – это то, что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. Действительность – это реализованная возможность. Чем больше возможностей открывает человек, тем больший выбор получает и становится более свободным. Человек должен учитывать и реализовывать прежде всего реальные, конкретные возможности
Билет 48. Специфика умозрительного метода научного познания в античности (трансцендентализм Платона и реализм Аристотеля)
Аристотель утверждал, что формы (универсалии) существуют в единичных вещах (партикуляриях). Через партикулярии мы можем с помощью мышления познать универсалии, но сами универсалии не существуют независимо от вещей. Согласно Аристотелю, нет универсалии "справедливость", которая существовала бы независимо от того, существует ли справедливый человек (справедливое общество) или нет. Справедливость не обладает независимым существованием, но существует только в справедливых людях и справедливых обществах.
Эта позиция является формой "реализма", так как ее сторонники утверждают, что универсалии существуют, являются "реальными". Однако они не говорят, что универсалии обладают более высокой формой существования, чем партикулярии, и что универсалии существуют независимо от партикулярии.
Трансцендентализм Платона:
-Теория познания – теория «припоминания». Все знания делятся на подлинно и мнение
-подлинное знание –знание об идеях
-мнение относится к чувственному восприятию мира
-В мире вещей человек сталкивается с отражением идей и может выработать лишь мнение
- до рождения душа прибывала в мире идей
Билет 49. Формально-логические методы построения теоретического знания средневековой схоластики.
Характерные черты схолистики:
1. Преданность учителям ( в роли авторитетов не только священное писание, о и творения отцов церкви, Платоны, Аристотеля)
2. Большая роль традиции (традиционные основы- важнее нетрадиционных. Новое- синтез параллельных или родственных течений)
3. Цель- не изучение и обобщение, а накопление вечных истин
4. Школьный характер (возникают замкнутые школы последователей Ф. Аквинского, И. Дунса Скота и прочие)
5. Гибкая терминология
6. Дедуктивный формально-логический метод исследования (доказательства – формы силлогизмов)
7. Стремление к гармонии (ученые согласовывают истины церкви, со своими представлениями)
Основные законы формальной логики:
1) Закон тождества: каждая мысль имеет строгое содержание
2) Закон противоречия: две противоположные мысли, не могут быть одновременно истинными в одном суждении
3) Закон исключенного третьего: из двух противоположных-одна истина
4) Закон достаточного основания: любая мысль должна быть обоснованная, ранее доказанной истиной
Билет 50. Дискуссия о методах научного познания между эмпиризмом и рационализмом в Новое время.
Дилемма эмпиризма и рациoнализма существoвала на прoтяжении всей истoрии филoсoфии, oднакo в XVII в. дискуссия между представителями этих направлений филoсoфии стала остро.
1) Эмпиризм:
Представителями Нoвoгo времени: Фрэнсис Бэкoн, Джoн Лoкк и Тoмас Гoббс. Сенсуалисты : единственный истoчник пoзнания-oпыт, ведущая пoзнавательная спoсoбнoсть- сенситивную. Представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным метoдoм. При этoм, oсoзнаются прoблемы, связанные с верoятнoстнoй прирoдoй индуктивнoгo знания, ищутся спoсoбы пoвышения егo дoстoвернoсти. Не oтрицают рoли интеллекта в пoзнании, с пoмoщью кoтoрoгo единичные данные oрганoв чувств путем индукции oрганизуются в oбщие знания, выступая, oднакo, прoтив идеи врoжденных истин, из кoтoрых вывoдится все сoдержание знания. Тезис эмпиризма — все из oпыта — был истoлкoван ими в субъективнo-идеалистическoм духе. Все, с чем челoвек сталкивается в oпыте, этo егo сoбственные чувственные впечатления, челoвек не знает ничегo, крoме данных свoегo сoзнания, пoэтoму пoзнаются не oбъективные вещи, а их субъективные oбразы
2) Рационализм.
Представители: Декарт, Спинoза и Лейбниц. Они утверждают: всеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнo пoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание- разум, кoтoрый является главнoй пoзнавательнoй спoсoбнoстью челoвека.Разум есть истина, и лoгическими правилами вывoдится все сoдержание знания. Универсальным метод- дедукция. Рациoналистыне oтрицают вoзмoжнoсти сенситивнoгo пoзнания, не игнoрируют oпыт, нo лишь утверждают, чтo дoстoвернoе знание невoзмoжнo вывести из oпыта.
Дилемма эмпиризма и рациoнализма была разрешена в трансцендентальнoм идеализме И. Канта, кoтoрый прoдемoнстрирoвал вoзмoжнoсти пoстрoения теoретическoй науки и впервые пoднял вoпрoс o границах пoзнающегo разума.
Билет 51. Механистический редукционизм науки Нового времени.
Экстраполяция, или перенесение, понятий, законов и принципов механики на другие, более сложные процессы, является типичной формой редукционизма. Она стала широко применяться после открытия Ньютоном закона универсальной гравитации, или всемирного тяготения. По-видимому, благодаря идее универсальной гравитации Ньютона в электростатике был открыт известный закон Кулона. Однако в отличие от силы гравитации электростатические силы зависят не только от величины, но и знака заряда. Таким образом, аналогия между гравитацией и электрическими и магнитными силами оказалась ограниченной.
Поэтому попытка редукции, или сведения, сложных явлений и процессов к простейшим, механическим, в общем случае оказывается мало продуктивной и необоснованной потому, что механика абстрагируется от целого ряда усложняющих факторов процессов и имеет дело с небольшим числом изучаемых объектов. Тенденция сведения закономерностей более высоких форм движения материи к законам простейшей его формы - механическому движению, составляет характерную особенность механицизма XVIII в., которая оказала влияние и на материалистическую философию того времени.
Такая тенденция со временем натолкнулась на оппозицию и встретила критику со стороны некоторых химиков, биологов, медиков уже в XVIII веке. Специфический недостаток метафизического материализма состоит в том, что он игнорирует диалектическую взаимосвязь и качественное различие между различными формами движения и состояниями материи и, в конце концов, приходит либо к идеализму, либо к материализму, в форме одушевления всей материи..
Билет 52. Трансцендентальный метод анализа науки И. Канта
Главный труд Канта — «Критика чистого разума».
Главный вопрос теоретической философии: как возможно научное познание, как вообще возможна наука?
Метод проверки условий и возможностей познания Кант называет трансцендентальным. Прежде чем можно подойти к познанию предметов, необходимо обосновать закономерности (условия и возможности) познания. Поэтому трансцендентальный метод направлен не на познание предметов, а на само познание.
Это определение служит субъективно-идеалистическим исходным пунктом его философии, в особенности ее теории познания, так как оно предполагает, что познание должно ориентироваться не на предметы, а предметы должны ориентироваться на наше (человеческое) познание, причем всеобщие закономерности познания являются для Канта всеобщими законами природы.
Трансцендентальный метод Канта, не может применяться ко всякому виду познания, но применяется к познанию, которое должно быть возможно априори (т.е . полученное разумом познание, независимое от всякого опыта. Однако в более узком смысле всякое настоящее познание априорно. Оно не вытекает из опыта, но вообще делает возможным познание опыта, придавая ему его необходимый и всеобщий законный характер. Объективно-логически оно предшествует всякому опыту (предваряет всякий опыт, вообще делает возможным настоящий, то есть научный, опыт), с временно-психологической точки зрения, однако, оно следует за ним. )
Билет 53. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля как методология научного знания.
Основная заслугой Гегеля:теория объективного идеализма и всеобщий философский метод - диалектика.
Человек - носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека - частица мирового духа. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух(душа, сознание отдельного человека), объективный дух ( «дух общества в целом».Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство) и абсолютный дух(вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия)
Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует тезис, ему всегда находится антитезис. В результате их взаимодействия получается- новое утверждение, которое, становится тезисом на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия-движущая сила прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно: развиваются идеи, а не предметы и явления, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.
Билет 54. Позитивистская методология научного познания
Позитивизм – направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основная цель позитивизма – борьба с метафизикой. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.Также для позитивизма в целом характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов.Основные черты позитивизма:Наука и научная рациональность признается высшей ценностью; Требование перенесения естественнонаучных методов в гуманитарные науки; Попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом; Вера в прогресс науки.
Первый позитивизм Основоположником (предложил термин) позитивизма является французский философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века), Конт сформулировал закон трех стадий. Человеческое общество в своем развитии проходит через 3 стадии: Теологическая (природа есть бог.; Метафизическая (природа есть абстрактные сущности); Позитивная( человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. Конт ввел также классификацию наук, выделив астрономию, физику, химию, биологию, социологию (социальную физику). Выстроить познание на инвариантах
Второй позитивизм Эмпириокритицизм – философское направление, родоначальником которого является Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является ни мышление или субъект, ни материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познается людьми. В опыте всегда есть единство субъективного и объективного, физического и психического.
Билет 55. Феноменологическая методология науки Э. Гуссерля и ее