Фрагмент для ознакомления
2
может быть использована как предмет для дискуссии или для того, чтобы поставить перед учащимися вопрос, требующий в качестве ответа рассуждения - объяснения.
Сочинения по картине по степени самостоятельности, по методике подготовки и проведения могут быть коллективными, групповыми, составленными в паре, индивидуальными. При общем содержании, которое определяется особенностями предлагаемого произведения изобразительного искусства, темы могут быть как едиными для всех учащихся данного класса, так и выбранными или составленными индивидуально.
Хочу более подробно остановиться на сочинениях по сюжетным и пейзажным картинам.
В методике обучения сочинению по сюжетным и пейзажным картинам можно выделить несколько основных этапов.
1 этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.
- На этом этапе я определяю основные задачи урока, выделяю те коммуникативно - речевые умения, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
- Выбираю картину в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия моих учеников.
- Анализирую картину, определяю её предметное содержание, подтекст, основной замысел, средства художественной выразительности.
Анализируя картину, я обращаю внимание на формат картины, её содержание, композицию, цвет, свет, движение, основное настроение.
- Изучаю биографию и творчество художника, историю создания картины и её дальнейшую судьбу.
- Составляю плана урока, формулирую вопросы для беседы с учащимися, выявляю последовательность анализа картины, определяю языковые средства.
2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.
- Рассматривание детьми репродукции картины.
- Использование «корреспондентского блокнота» (черновика) для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации от меня и своих одноклассников.
- Подготовительные упражнения на уроках русского языка. Такие упражнения я провожу за несколько дней до написания сочинения. Это могут быть диктанты, творческие изложения, сочинение по опорным словам, лексико - орфографические упражнения по заданной теме и др. На уроках литературного чтения проходим с детьми художественные произведения, близкие к картине по теме или основному настроению.
3 этап. Урок обучающего сочинения по картине.
- Определяю перед учащимися тему урока, ставлю задачи.
- Готовлю детей к восприятию картины. Знакомлю их с определённой эпохой, местом действия, историей создания картины, а также с биографией и творчеством художника.
- Дети молча рассматривают картину.
- Беседа по картине. Коллективный анализ картины под моим руководством.
- Выявление основных микротем.
- Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
- Коллективное составление рассказа или устного описания.
Приведу пример конспекта урока.
Сочинение по наблюдениям «Первые шаги весны». 2-й класс
Тип: интегрированный урок (русский язык и чтение)
Цели:
• Побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться мыслительной деятельности, понимания признаков, присущих весне; учить логическому, последовательному, грамотному оформлению своих мыслей; формировать навык грамотного, орфографического и пунктуационно правильного письма; добиваться самостоятельного разноаспектного анализа.
• Воспитывать самостоятельность, творческую активность. Развивать познавательные психические процессы.
• Воздействуя на чувства и ощущения учащихся, воспитывать понимание красоты русской природы.
Материалы к уроку:
• Репродукции картин.
• Сюжетные картины по развитию речи «Весна».
• Презентация «Весна».
• Музыкальные произведения.
• проектор,
• презентация картин о весне,
• карточки с синонимами,
• книга К. Паустовского “Стальное колечко”,
• стихи поэтов о весне (Тютчева, Пушкина, Акима)
Задачи:
• обучающая: учить раскрывать тему сочинения, связно и последовательно рассказывать о наблюдениях, грамотно строить предложения;
• развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся;
• воспитательная: прививать любовь к окружающей природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.
2. Постановка учебной задачи.
а) Слайд с пословицей. (Презентация. Приложение 1)
Прочитайте.
Наблюдай, да примечай.
Что это? Как понимаете смысл пословицы?
Я предлагаю вашему вниманию несколько слайдов. Вы внимательно посмотрите, понаблюдайте и скажите, что общего между ними.
• Какое настроение вызывают они?
• По каким признакам узнали весну?
б) Послушайте, как о весне пишет писатель Паустовский.
“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”
Константин Паустовский.
в) Кто догадался, что сегодня мы будем делать?
2 презентация
Сегодня на уроке мы побываем в роли писателей.
• Чем пользуются писатели, чтобы текст был интересным? (средствами выразительности)
• Какие средства выразительности вы знаете? (олицетворение, сравнение, эпитеты)
• Я вам прочитала отрывок Константина Георгиевича Паустовского. Кто вспомнит, какими средствами пользовался писатель? (олицетворение, сравнения) С кем сравнивает Паустовский весну? (молодой хозяйкой)
г) Наблюдения за произведениями поэтов.
О весне писали не только писатели, но и поэты. Послушайте несколько стихов. Постарайтесь найти в них средства выразительности, которыми пользовались поэты.
(дети читают стихи о весне Тютчева, Пушкина, Акима)
3. Подготовка к сочинению.
А вы сами сможете выразить свои чувства? Попробуйте подобрать эпитеты к словам:
Солнце – яркое, весеннее, улыбающееся, ласковое
• Небо – высокое, голубое, ясное, лазурное
• Снег – рыхлый, тёмный осевший
• Проталины – первые, тёмные,
• Капель – звонкая, весёлая,
• Ручьи – говорливые, звонкие
• Грачи – вестники весны, шумные, крикливые
• Цветы – первоцветы, нежные, робкие
4. Составление плана текста.
• Как вы думаете, с чего начинают писатели? (подбирают заголовок)
• Какой вы предлагаете? (Первые шаги весны)
• Запишите заголовок.
• Какой следующий шаг надо сделать? (составить план)
• Сколько будет частей? (3)
• Вступление. (1–2 предложения.) Первые шаги весны.(5–6) Моё отношение к весне.(1–2)
5. Устное составление рассказа.
6. Орфографическая подготовка.
Г.в. рливый руч.ёк, перв.цветы, рад.с.ная в.сна, п. следний сне., пр.буждаться, со.нце, начинает таять, п.являются пр.талины, вес.ники, ро.ко
7. Самостоятельная работа.
8. Чтение сочинений.
9. Рефлексия.
Кому понравилось сочинять?
Задание 6
Формирование языковой компетентности школьников продиктовано быстро изменяющимися условиями современной жизни, возрастанием коммуникативной активности человека. В связи с этим речевое развитие младших школьников становится особенно актуальным. Задачи общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми решаются при опоре на речевые средства и действия. Речевая компетенция выступает как система речевых действий, проявляющихся в умении использовать языковые средства с учётом закономерностей их функционирования для построения устных или письменных высказываний. Условием эффективного усвоения языковых средств служит их активное применение в контексте реальной коммуникативной деятельности учащихся.
Развивать речь детей - это значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить их построению предложений, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Речевые ситуации на уроке по сочинению по наблюдениям и опыту «Как я провел лето». 2 класс.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. А.Н. Матвеева. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Пособие для учителей. М., 1982.
2. В.И. Воробьева., С.К. Тивикова. Сочинения по картинам в начальных классах. М., 2002.
3. Г.С. Щеголева. Уроки развития речи в начальной школе. Спб., 2000.
4. Е.В. Архипова. Основы методики развития речи учащихся. М.,2004.
5. Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
6. Ковальчук Е. Р., Штец А. А. Формирование у младших школьников умений писать сочинения-рассуждения в методике начального обучения русскому языку // Молодой ученый. — 2017. — №34. — С. 99-103. — URL https://moluch.ru/archive/168/45479/ (дата обращения: 11.10.2019).
7. Л.В. Попкова. «Из опыта работы над сочинениями», журнал «Русский язык в школе», 2002, № 2.
8. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
9. М.А. Горлова. «Обучение написанию сочинения», журнал «Начальная школа», 2006, № 8.
10. М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., «Дидакт», 1993.
11. М.С. Соловейчик. Русский язык в начальных классах. Методика развития речи младших школьников. Часть I. М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 1994.
12. Н.В. Нечаева. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. М., 1992.
13. Саломатина Л.С., Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов. - МПГУ, Москва, 2014
14. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
15. Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом “Литера”, 2008 г., 80 с. (Серия “Начальная школа”)
16. Т.Б. Михеева, О.В.Печкурова. Уроки развития речи в 3-4 классах. М., «Русское слово», 2008
17. Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., «Просвещение», 1979.
18. Т.Г. Рамзаева. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 кл. М., «Дрофа», 2000.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.