Фрагмент для ознакомления
2
Туроператорская фирма действует в постоянно меняющихся условиях,
обусловленных многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами.
Деятельность фирмы осуществляется в условиях внутренней и внешней среды (микро- и макросреды). Микросреда туроператорской фирмы - это часть общей среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в
себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать и
выживать в определенном промежутке времени.
Анализ микросреды необходим для выявления сильных и слабых сторон фирмы. Сильные стороны служат базой, на которую фирма опирается в конкурентной борьбе и которую она должна расширять и укреплять. Слабые стороны необходимо выявлять для того, чтобы избавиться от них как можно скорее. Микросреда определяет возможности эффективного функционирования фирмы. Одним из серьезных факторов микросреды является культура
предприятия, которая складывается из множества норм, правил и ценностей, которыми оно руководствуется в своей деятельности. Культура охватывает существующую на предприятии систему отношений между людьми,
распределение власти, стиль управления, кадровые вопросы, определение
перспектив развития.
Макросреда туроператорской фирмы в большинстве случаев не носит специфического характера. К основным факторам макросреды туроператорской фирмы относятся следующие факторы:
* демографического характера,
* экономического,
* природного,
* технического,
* политического,
* культурного .
Своевременный анализ факторов макросреды помогает туроператорской фирме в
проведении анализа окружения, в котором работают фирмы-конкуренты.
Обычно проводится так называемый СТЭП-анализ, исследующий
социальные, технические, экономические и политические факторы.
4. Методика анализа конкурентной среды туристского предприятия.
Для изучения конкурентной среды предприятие проводит Систему маркетинговых исследований конкурентов, которая дает туристскому предприятию возможность:
- полнее оценить перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов;
- легче определять приоритеты;
- быстрее реагировать на действия конкурентов;
- вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов;
- повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом;
О обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем Самым мотивировать их деятельность;
- совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала;
- лучше защищать и расширить позиции предприятия на рынке.
Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схе¬ма исследований, предложенная американским ученым М. Порте¬ром. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характери¬зующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представ¬ления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систе-матическим накоплением соответствующей информации. Всю ин¬формацию можно подразделить на две группы: количественная, или формальная, информация и качественная информация.
Количественная информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает такие аспекты, как: - организационно-правовая форма, численность персонала, активы, доступ к другим источникам средств, объемы продаж. Качественная информация представляет собой область субъек¬тивных оценок, поскольку включает многие неформализуемые па¬раметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специали¬стов, экспертов.
Заключительным этапом анализа конкурентной среды является построение конкурентной карты рынка. Она пред¬ставляет собой классификацию конкурентов по занимаемым ими позициям на рынке. Конкурентная карта рынка может быть построена с использова¬нием двух показателей: занимаемой рыночной доли, динамики рыночной доли. Далее на основе анализа конкурентной карты строится конкурентная стратегия предприятия.
5. Этапы турпроектирования.
Тур-проектирование - это начальная стадия разработки туристской продукции, которая непосредственно основывается и во многом определяется результатами маркетингового исследования потребностей туристического рынка и предложений базовых конкурентов на местном рынке.
Тупроектирование состоит из нескольких этапов:
1. Изучение рынка туруслуг.
2. отбор идей (обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора – найти хорошие идеи и как можно быстрей избавиться от плохих).
3. Описание услуги, построение модели маршрута.
4. Исследование туристских ресурсов по предлагаемому маршруту.
5. Построение трассы маршрута
6. Разработка схемы безопасности на маршруте.
7. Разработка паспорта маршрута.
8. Согласование паспорта с соответствующими службами.
9. Пробная обкатка маршрута без пассажиров.
10. Анализ проекта.
11. Утверждение технологических документов.
12. Внесение изменений в схему маршрута после обкатки.
13. Определение методов контроля качества.
14. Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция).
15. Продвижение тура на рынок
7. Региональные особенности работы туроператоров.
Региональные особенности работы туроператоров заключаются в том, что они предла-гают свои услуги только на определенной географической территории. В зависимости от региона туроператоры могут быть узкоспециализированными (операторские компании, предлагающие большой набор туров, но весь турпродукт ориентирован на одну направленность. Например, туроператор «Водоходъ» предлагает широкий выбор туров, но все они ориентированы на водные виды туризма (круизы, морские и речные прогулки и т.д.) и многопрофильными (операторские компании, одновременно работающие с несколькими направлениями и видами туров. Примером многопрофильного туроператора выступает «Пегас Туристик»).
Туроператоры формируют турпродукт на основании прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, транспортными копаниями и др.) Реализуют туры посредством турагентств или каналам прямого