Фрагмент для ознакомления
2
Форма гос.-терр. устройства отражает: составные части внутренней структуры государства; положение этих частей и взаимоотношения этих органов; каким образом строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации.
Формы гос.-территориального устройства:
1.Унитарное государство – единое, централизованное государственное образование, представляющее собой совокупность различных административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Признаки: на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, кредитная и налоговая политика; единые для всего государства высшие исполнительные, представительные и судебные органы; не имеет в своем составе других государств или государственных образований; составные части гос. суверенитетом не обладают; состоит из различных адм.-терр. единиц (провинция, округ, область); каждая из частей государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
2) сложные государства – представляют собой союз государств или состоят из обособленных государственных образований, которые имеют ту или иную степень самостоятельности:
– империи – насильственно создаваемые сложные монархические государства, во главе которых стоит правитель.
– Федеративные государства – единые государства, состоящие из нескольких государственных образований, объединяющихся для решения общих задач центральной властью.
Признаки: государственное образование, входящее в состав федеративного государства, является субъектом федерации и имеет собственное административно-территориальное деление; существуют две системы высших органов власти федеральных органов и органы власти членов федерации; как правило, субъекты имеют собственные конституции, уставы, определенный суверенитет и законодательную компетенцию; как правило, наличие общефедерального гражданства и гражданства субъектов федерации; федеральный парламент всегда двухпалатный, одна из палат которого представляет интерес субъекта федерации; компетенция федерального центра и субъекта федерации разделена: исключительное федеральное ведение, исключительное ведение субъекта федерации и совместное ведение.
Принципы образования федерации: национальный; территориальный; смешанный.
– Конфедерация – гос.-правовое объединение, союз суверенных государств. Конфедерации создаются для достижения определенных ограниченных целей в пределах конкретного исторического периода.
Признаки: объединяются на основе договора; субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеют единой армии, единой системы налогов и сборов, единого государственного бюджета; предметом ведения конфедерации является небольшой, четко оговоренный договором круг вопросов; образуются те органы, которые необходимы для достижения поставленных для них целей; субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказ применять акт союзной власти; внутри конфедерации устанавливаются границы, таможни между субъектами, нет союзного гражданства.
22. Организационно-правовые формы межгосударственной интеграции.
Примерами межгосударственных объединений являются Содружество Наций (до 1946 г. - Британское содружество наций), Европейский Союз (до 1993 г. - Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого с 1996 г. является и Российская Федерация, а также Содружество Независимых Государств (СНГ) и Сообщество суверенных государств (ССГ).
Система органов межгосударственного объединения выглядит, примерно, следующим образом:
- высший орган (как правило, Совет глав правительств);
- исполнительный орган;
- административный орган (секретариат);
- комитеты и комиссии по специальным вопросам.
Межгосударственным объединением является СНГ (Содружество Независимых Государств), участником которого является Российская Федерация. СНГ образовано 10 декабря 1991 г. В его состав входят 12 государств - бывших республик Советского Союза. Органами СНГ являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командования пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека, Межпарламентская ассамблея, Межгосударственный экономический комитет. Однако все эти органы наднациональными полномочиями не обладают, а служат координации деятельности стран-участниц.
28. Функции государства: понятие, характеристика.
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Цель государства - то к чему стремится общество, задачи-средства достижения цели, а функции - это решение стоящих перед государством задач.
Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы того или иного государства-участника, объединить ресурсы для решения глобальных задач
Сообщества в силу своих организационных принципов имеют все-таки переходный характер и в зависимости от исторических тенденций могут развиться в более тесный союз или выступить в качестве этапа окончательной дезинтеграции.
Характеризуя последние одновременно как формы государственного устройства и формы соединения государств, Ф. Кистяковский писал, что в соединениях государств — обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собой «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое»,— инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.
Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер».
В то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства «в известных отношениях» власти другого государства.
Функции государства обладают следующими признаками:
1) основные, главные направления государственной деятельности
2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами
3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.
Функции государства можно разделить на следующие виды:
внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:
-обеспечение народовластия;
-экономическую функцию;
-финансовый контроль;
-социально-культурную функцию;
-охрану прав и свобод граждан;
-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;
-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;
-функцию налогообложения и взимания налогов и др.
Внешние - на международной арене. К ним можно отнести:
-обеспечение обороны и безопасности;
-интеграции в мировую экономику;
-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;
-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;
-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);
-участие в охране окружающей природной среды и др.
постоянные и временные.
Постоянные - это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго.
Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.
основные и неосновные.
Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.
Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.
37. Правовые отношения: понятие, виды.
Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.
Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.
Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:
- общерегулятивные;
- регулятивные;
- охранительные.
Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).
Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.
Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.
Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:
- относительные;
- абсолютные.
В относительных конкретно определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).
Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:
- активные;
- пассивные.
В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.
2. Вопросы по учебной дисциплине «Гражданское право»
1. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.
Правоспособность и дееспособность физических лиц
Для вступления в гражданские правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых определяется понятием правосубъектности.
Правосубъектность физического лица – наличие у него правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая в момент рождения и прекращающаяся смертью человека.
Дееспособность – возникающая с наступлением совершеннолетия способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Деликтоспособность – способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за свои действия (бездействие).
В зависимости от степени ограничения прав и обязанностей гражданина выделяют неполную и ограниченную дееспособность. Неполная дееспособность в свою очередь подразделяется на дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет (малолетних) и дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
От имени и за малолетних совершают сделки только их родители или иные законные представители. Самостоятельно малолетние вправе совершать только мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия их законных представителей. Однако самостоятельно они вправе распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать иные сделки, право на совершение которых предоставлено малолетним.
Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью. Гражданин может быть ограничен в дееспособности судом, если он злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами, ставя свою семью в тяжелое материальное положение.
2. Дееспособность несовершеннолетних граждан.
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).
Обладать дееспособностью – значит иметь способность совершать различные юридические действия (заключать договоры, отвечать за причиненный вред, за неисполнение договорных обязательств и т.п.).
По общему правило дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Что же касается дееспособности несовершеннолетних, то здесь существуют определенные изъятия и исключения.
Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей, за исключением:
- распоряжения своими заработком, стипендией и иными собственными доходами;
- осуществления права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности;
- внесения денежных средств в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжения ими в соответствии с законодательством;
- совершения мелких бытовых сделок и некоторых иных сделок.
Сделка, совершенная несовершеннолетним без письменного согласия законных представителей, будет являться действительной только в случае ее последующего письменного одобрения.
Имущественную ответственность по сделкам несет сам несовершеннолетний, а субсидиарную ответственность - лицо, давшее письменное согласие на совершение соответствующей сделки.
За несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних) сделки могут совершать от их имени только законные представители - родители, усыновители или опекуны.
Необходимо отметить, что законодателем предусмотрена ограничительная мера, направленная на упреждение несовершеннолетнего от неразумного распоряжения своими доходами.
Так, в соответствии с п.4 ст.25 Гражданского кодекса Республики Беларусь при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.
Достаточными основаниями для лишения несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами являются расходование получаемых несовершеннолетним денежных средств не по назначению, неразумную их трату на приобретение спиртных напитков, наркотических веществ, игорные заведения.
Ограничение дееспособности несовершеннолетнего и лишение права самостоятельно получать и распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами может быть установлено только до достижения им совершеннолетнего возраста.
Выступить с инициативой в качестве заявителя могут органы опеки и попечительства, а также законные представители несовершеннолетнего, в некоторых случаях - комиссии по делам несовершеннолетних районных исполнительных и распорядительных органов.
Ограничение дееспособности несовершеннолетнего возможно только по решению суда.
Следует иметь ввиду, что последствие ограничения или лишения несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами выражается в невозможности самостоятельно расходовать свои личные денежные средства (зарплату, стипендию или иные доходы).
3. Гражданско-правовое регулирование опеки и попечительства.
Отношения по опеке и попечительству несовершеннолетнего возникают с момента принятия юридически оформленного документа о назначении опекуна или попечителя.
В научной литературе принято выделять ряд требований к опекунам и попечителям.
Опекунами и попечителями могут быть дееспособные граждане достигшие совершеннолетия, которые не лишались родительских прав, и не имеющие не погашенной судимости за преступления умышленного характера против жизни и здоровья других граждан.
Они должны обладать нравственными и личными качествами, подходящими для осуществления функций по воспитанию детей.
Опекуны и попечители должны проживать по месту жительства подопечного. Назначение этих лиц может быть обжаловано в судебном порядке любыми заинтересованными лицами.
Лица, стоящие на учете в наркодиспансере, ограниченные в родительских правах или в силу состояния здоровья не могущие осуществлять функции по надлежащему воспитанию детей не могут быть признаны опекунами и попечителями. Опекунами или попечителями могут выступать образовательные, медицинские и иные организации определенные законодательно.
Если ребенок помещается в подобное учреждение, то опекуны и попечители освобождаются от своих обязанностей по отношению к данному ребенку. Если ребенку в течении трех месяцев не назначен опекун или попечитель, то его официальными представителями становятся органы опеки и попечительства.
Опекунами и попечителями могут быть иные лица, которые заключили срочный договор с органами опеки и попечительства для осуществления необходимых функций. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми, достигшими возраста четырнадцати лет, которые уже приобрели частичную дееспособность. Следовательно, круг прав попечителя значительно уже объема прав опекуна.
4. Гражданско-правовое положение индивидуальных предпринимателей.
Субъекты коммерческого права принадлежат к числу хозяйствующих субъектов. Это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в коммерческих отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Коммерческие и некоммерческие организации являются юридическими лицами.
Предприниматель – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его особым субъектом гражданского права – предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя.
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе коммерческой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица – одна из самых простых форм организации предпринимательской деятельности.
Для организации предпринимательской деятельности гражданин должен быть полностью дееспособным. Регистрация индивидуальной предпринимательской деятельности производится в соответствии с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 08. 07. 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» – по месту жительства будущего предпринимателя.
К предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами без образования юридического лица, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются правила ГК РФ, которые регулируют предпринимательскую деятельность юридических лиц, являющихся предпринимателями. Кроме того, закон специально регулирует также последствия незаконной деятельности, связанной с ведением предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
В настоящее время принцип общей правоспособности распространяется на всех предпринимателей, в том числе и на индивидуальных, поэтому они вправе совершать любые сделки, за исключением тех, которые специально запрещены законом. Отдельные виды предпринимательской деятельности, кроме того, требуют еще и специального лицензирования.
Особой разновидностью индивидуального предпринимательства является ведение крестьянско-фермерского хозяйства. Легализация подобной деятельности производится без специальной государственной регистрации с момента государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства. Закон распространяет на индивидуальных предпринимателей принцип