Фрагмент для ознакомления
2
Системное восприятие среды позволяет Стратегу увидеть проблему как бы с "балкона" - откуда отчетливо видно, на что он может повлиять, а на что нет. Как капитан корабля в открытом море, Стратег осознает свое несовершенство и ограниченность человеческих возможностей. Парадоксально, именно это осознание создает внутреннее состояние спокойной уверенности в том, что все завершится наилучшим из возможных способом. Эта способность Стратега передается и его коллегам, что позволяет им спокойно и уверенно достигать успеха в непредсказуемых и быстро меняющихся условиях.
Стратегическое мышление представляет собой особенный тип системного мышления, который объединяет рациональный и творческий компоненты, объективный и субъективный аспекты, основывается на определенных принципах, интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности.
3. Понятие и сущность стратегического управления. Модель стратегического управления
Стратегическое управление – процесс разработки, принятия о реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.
Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Классическим подходом к вопросам стратегического менеджмента является рациональная модель. Она основана на анализе и детальной проработке стратегического плана.
В этом случае процесс стратегического управления включает три укрупненные стадии:
1.Стратегический анализ. Осуществляется осознание миссии организации, появляется видение ее развития, на основе которых происходит формирование стратегических целей. Процесс определения стратегических целей является интеграционным и основан на анализе внешней и внутренней среды, а также в сводном анализе позиций организации.
2. Стратегический выбор;
3. Реализация стратегии.
Достоинством рациональной модели является ее ориентация на корпоративные приоритеты, поскольку система целей разрабатывается по принципу «сверху вниз».
Существуют альтернативные модели стратегического управления. Минцберг, Уотерс в своей статье указали на наличие стратегий двух типов:
1. Продуманные стратегии;
2. Неотложные стратегии.
Анализ возможных сочетаний продуманных и неотложных стратегий, а также их выражение в явной и неявной форме позволили Минцбергу выделить 8 стилей стратегического менеджмента:
1. Запланированные стратегии;
2. Предпринимательские стратегии (отражают видение лидера компании, но м.б. выражены в неявной форме);
3. Идеологические стратегии (отражают коллективное видение сотрудников компании, обычно основываются на общих ценностях).
4. Зонтичные стратегии, но способы их достижения не спланированы, а основаны на оперативном реагировании на возникающие ситуации);
5.Процессные стратегии (процессы в деятельности компании формализованы, но глобальные цели четко не определены);
6. Изолированные стратегии (когда подразделения имеют ясные цели, т.е. действия сотрудников сконцентрированы на решении четко поставленных задач, но стратегия компании в целом носит неотложный характер);
7. Согласованные стратегии (основаны на моделях деятельности компании, которые одобрены и приняты всеми сотрудниками);
8. Навязанные стратегии (определяются внешними обстоятельствами).
9.Существуют модели ограниченной рациональности:
1. Инкрементализма.
2. Оппортунизма
Подход, названный ограниченной рациональностью, можно применять в случаях, когда полноценное использование рациональной модели оказывается невозможным из-за нехватки времени, недостаточности информации, компетентности персонала и.т.д. и тогда возникают альтернативы.
4. Процесс стратегического управления, его задачи и основные этапы.
Процесс стратегического менеджмента— это последовательность принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.
Стратегический менеджмент
На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия стратегический менеджмент. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.
5. Истоки стратегического управления. Классические военные стратегии и методы в современном менеджменте.
История развития стратегического управления насчитывает два этапа – концептуальный и практический. В древнем Риме развивалась концепция «благородного» управления, которая сводилась к мысли «Дело не в том, чего заслуживают наши враги, а в том достойна ли нас та реакция, которую они пытаются спровоцировать». В древнем Китае были выработаны 36 «хитростей», обеспечивающих «победу генерала», которые основаны на приоритете государственных интересов.
Современная практика стратегического управления насчитывает несколько хронологических этапов
1. до второй мировой войны развивалось бюджетирование как краткосрочное стратегическое решение по управлению предприятием.
2. в 50-е годы 20 века получило развитие долгосрочное планирование с учетом фактора времени – дисконтированием.
3. в конце 60-х годов экономическая обстановка изменилась и перешли к стратегическому планированию, которое отличается от долгосрочного учетом фактора изменчивости – динамизма - внешней среды и главного ее элемента - конкурентов.
4. к 90-м годам прошлого века большинство корпораций перешли к стратегическому менеджменту, качественно иному подходу к принятию управленческих решений. Основоположником стратегического менеджмента принято считать И. Ансоффа, который предложил поделить процесс на две части
- анализ ситуации и выбор стратегической позиции
- оперативное управление реализацией стратегии в реальном времени.
5. современное достижение в стратегическом менеджменте связано с именем Р. Аккофа, который определил новый этап развития данного вида управления предприятием, назвав его интерактивный стратегический менеджмент». При интерактивном подходе к формированию стратегической позиции и контролю реализации стратегии в процессе участвует весь персонал предприятия.
Военно-дипломатические стратегии существовали еще в доисторические времена. Ведь одна из задач древних историков и поэтов заключалась в сборе и обобщении стратегий жизни и смерти, успешных и провальных, обращении их в мудрые руководства на будущее.
По мере общественного развития и усложнения конфликтов многие военные и государственные деятели начали изучать, приводить в систему и проверять на практике основные стратегические понятия. За небольшим исключением, обусловленным прогрессом современной техники, основные стратегические принципы были установлены и зафиксированы задолго до наступления нашей эры. Современные институты, как правило, лишь адаптируют и модифицируют их в соответствии с конкретными условиями и задачами.
При ведении военных действий прежде всего необходимо иметь четкое представление об основных задачах и воспринимать стратегию как часть общенациональной политики, выходящую за временные рамки непосредственных военных действий. Он утверждал, что эффективная стратегия сводится к нескольким общим принципам, следование которым позволяет захватить и поддерживать господствующее положение, несмотря на многочисленные трудности и препятствия, неизбежно возникающие в ходе боевых действий.
Многие понятия К. фон Клаузевиц позаимствовал из греческой истории: боевой и моральный дух, неожиданные ходы, военная хитрость, концентрация сил на определенном участке, обеспечение превосходства на решающих направлениях, использование стратегических резервов, временная согласованность действий, напряжение и разрядка и т.д. Он наглядно продемонстрировал, каким образом эти общие принципы проявляются в конкретных ситуациях при атаке и обороне, при обходном маневре или отступлении. Но при этом он не уставал подчеркивать, что руководство должно быть неуловимым, непостижимым для противника. К этим основным принципам следует добавить смелость, настойчивость и смекалку.
6. Классические теории стратегического управления, их роль в становлении современной теории управления.
История зарождения и развития управления, ее стратегической составляющей — это история постановки и формулирования управленческих проблем и целых парадигм, конструирование управленческих инноваций, методов исследования и управленческих воздействий. Она уходит своими корнями глубоко в древность и в первую очередь связана политикой и военным делом, производством и экономикой.
Поэтому основными стратегами были государственные правители, военноначальники и священнослужители, управлявшие большими группами людей и обществом в целом. Стратегия в качестве управленческой мысли и практического метода развивалась одновременно с практикой управления. А позднее — в составе социологического раздела философии и политэкономической науки.
Все многообразие подходов, идей, школ в управленческой практике и теории разного периода времени можно разбить на три этапа — докибернетический, кибернетический и посткибернетический.
Как отмечает А.В. Тихонов, данная классификация развития научной управленческой мысли связана, во-первых, с уникальной ролью кибернетики в создании «общенаучной парадигмы управления» и, во-вторых, все три этапа соответствуют изменениям в методологических подходах.
Первый, докибернетический, иногда в литературе подразделяют на два периода — донаучный и научный. Донаучный — длился примерно с VII века до н.э. по XVIII век. Второй, научный, продолжается до настоящего времени и, как уже отмечалось, подразделяется на кибернетический и посткибернетический.
7.Школа дизайна в теории стратегического управления.
Предписывающие школы стратегического управления.
1. Школа дизайна: формирование стратегии как конструирование и проработка, а также как сознательное моделирование.
Первоисточники данной школы относятся к концу 1950-х — 1960-м годам. Наиболее интенсивно эта школа начала развиваться после выхода в свет базового учебника «Политика бизнеса», подготовленного группой генерального менеджмента Гарвардского университета.
Школа дизайна (проектирования, конструирования, моделирования) рассматривает стратегию в качестве модели соответствия внутренних и внешних возможностей организации.
Особенностью методологического подхода при этом является концентрация усилий компании на процессе индивидуального моделирования, индивидуальной ответственности за процесс реализации стратегии и за формирование организационной структуры на основе стратегического осмысления сложившейся ситуации.
Согласно воззрениям школы дизайна процедура стратегического управления включает в себя анализ внешней среды с точки зрения возможностей и рисков и внутренней ситуации в компании — ее сильных и слабых сторон.
Внутренняя оценка, проводимая путем анализа таких факторов как маркетинг, исследования и разработки, управленческая информационная система, управленческая команда, технологические операции, финансы, человеческие ресурсы, позволяет определить по отношению к материальным и нематериальным ресурсам компании и основным заинтересованным группам сильные и слабые стороны самой организации, то есть те характеристики организации, которые отличают ее от конкурентов.
Выявленные в результате SWOT-анализа сильные стороны и возможности внешней среды представляют движущие силы организации, в то время как слабые стороны и внешние угрозы являются сигналом о возможных рисках и потерях.
Ключевые факторы успеха и отличительные компетенции используются при разработке стратегии. На создание стратегии существенное влияние оказывают также социальная ответственность менеджеров и основополагающие ценности менеджмента. На заключительном этапе проводится оценка нескольких возможных альтернативных вариантов стратегии и осуществляется окончательный выбор стратегии, наиболее приемлемой в данной ситуации для организации. За выбором стратегии следует ее внедрение и претворение в жизнь.Причем реализация стратегии в случае необходимости предполагает доработку организационной структуры и управленческих процедур.
Таким образом, отличительными особенностями этой методологии, получившей название «школа дизайна», являются прагматизм, ясность и простота с акцентом на формирование стратегии развития организации.
Наиболее известные представители этой школы — Альфред Чандлер, опубликовавший в 1962 г. книгу «Стратегия и структура», и Кеннет Эндрюс, ведущий теоретик упомянутого выше базового учебника Гарвардского университета «Политика бизнеса. Ими декларированы следующие требования, которые явились основными посылками школы дизайна:
1) формирование стратегии должно быть продуманным процессом сознательного мышления, то есть хорошие стратегии создаются в ходе мыслительного процесса;
2) ответственность за контроль над процессом разработки и реализации стратегии, а также за сознательный характер этого процесса возлагается на руководителя, который является стратегом по определению;
3) модель построения стратегии должна изначально быть и оставаться достаточно простой (а значит, четко определенной и неформальной;
4) стратегия, разработанная для конкретной организации, должна быть единственной в своем роде: лучшей, уникальной, полученной в результате индивидуального моделирования и сформированной вне всяких шаблонов и стандартов;
5) процесс моделирования может считаться и считается завершенным, когда стратегия сформулирована как перспектива;
6) чтобы оставаться простой, стратегия должна быть точно сформулирована;
7) только после выполнения всех вышеизложенных требований стратегия может подлежать внедрен, то есть только после того, как уникальная, созревшая, ясная и простая стратегия окончательно сформулирована, начинается процесс ее реализации.
8. Школа планирования в теории стратегического управления
Школа планирования придает стратегическому планированию огромную значимость, популяризирует концепцию. Рассматривает стратегическое планирование как многоэтапный формализованный процесс, занимающий продолжительное время. Значительное место при этом отводится аудиту внешней и внутренней среды, в рамках которого даются прогнозы развития ситуации. При проведении аудита широко используются количественные методы, рассматривается большое число факторов. Школа требует высокой степени детализации, тщательного обоснования и расчетов. Стратегия выступает в виде иерархической системы планов и бюджетов от сводных по корпорации до планов структурных подразделений.