Фрагмент для ознакомления
2
Понятие – это форма мышления, в которой предметы и явления объединяются в один класс на основе их дружественных признаков. Логические операции при образовании понятий: Сравнение – это логический прием, с помощью которого устанавливается сходство или различие между предметами. Анализ – процесс мысленного расчленения предмета на составные части. Синтез – мысленное выделение отдельных свойств предмета и отвлечение от других свойств. Абстрагирование – мысленное выделение отдельных свойств предмета и отвлечение от других свойств. Обобщение – объединение отдельных предметов в однородные группы на основании присущих им одинаковых свойств.
В языке понятие может быть выражено словом или словосочетанием, но понятие и слово не всегда совпадают.
Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".
Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.
В естественном языке понятия выражаются посредством описательных терминов вида "объект из универсума U, обладающий признаком A" (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую - видовым отличием), а в прикладном языке логики предикатов могут быть представлены выражениями типа αA(α),где α - переменная (или кортеж переменных) по объектам из универсума, а A(α)- запись признака, на основе которого производится обобщение объектов. Логическая форма понятия получается замещением в αA(α) каждого нелогического термина параметром соответствующей семантической категории.
Исследования показывают, что такое образование понятий может осуществляться не сколькими путями.
1. Благодаря переходу на другую степень организации, когда ранее самостоятельные совокупности становятся частями более широкого целого, или наоборот. Это совпадает с процессом объединения или обобщения. Обратный процесс – расчленение или конкретизация.
2. В форме изменения принципа организации, когда координация заменяется их субординацией (подчинением) или обратно. Такой процесс называют центрированием, а обратный ему – децентрированием.
3. Посредством перецентрирования, т. е. выдвижения в качестве существенных тех элементов, которые были второстепенными, и обратно. Так, при переходе от понятия «конгруэнтные треугольники» к понятию «подобные треугольники» размер сторон становится второстепенным, а величины соответствующих углов – главным признаком объединения.
13 Основные правила работы с понятиями в научных текстах: определение понятий, деление понятий. Правила построения классификаций. Операционализация понятия.
Далеко не всегда содержание понятия заранее известно. В научной, практической и, в целом, в познавательно-преобразовательной деятельности содержание того или иного понятия требуется раскрыть, уяснить, зафиксировать. Результатом этого процесса является формулировка определения понятия.
Содержание понятия – совокупность основных, существенных и отличительных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Раскрыть содержание понятия – значит выделить и указать признаки, которые присущи реальному объекту, процессу, явлению.
В ходе определения ограничивается класс рассматриваемых объектов, отделяется от всех других объектов, указываются границы применения вводимого понятия, выявляется их специфика (совокупность присущих им существенных и отличительных признаков).
Определение понятия (дефиниция) – логическая операция, раскрывающая содержание понятия либо устанавливающая значение термина; придающая точный смысл языковому выражению предмета.
Структура определения включает:
(A) определяемое понятие (содержание которого надо раскрыть – от лат. defmiendum «Dfd» – дефиниендум);
(Б) логическая связка;
(B) определяющее понятие (посредством которого раскрывается определяемое – от лат. definiens «Dfn» – дефиниенс); последние – и есть совокупность существенных признаков.
Определяемое понятие выражено названием (именем) объекта (единичного или любого из данного класса объектов). Определяющее можно представить, как наиболее точное и лаконичное описание (через указание на существенные и отличительные признаки) сущности определяемого предмета или пределов использования термина, а также (другие возможные варианты) – функций, способа возникновения определяемого объекта, элементов контекста, позволяющих более точно его представить и т. д.; связка зачастую обозначена обычным тире.
Так, в определении «Объект логики – мышление человека – сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира» понятие «объект логики» – определяемое, а «мышление человека…» – определяющее.
Определения бывают реальными и номинальными.
Реальные определения понятий – это описание какого-то объекта или совокупности объектов; они раскрывают содержание понятия или указывают на его объем. Например, «куст – растение с древовидными ветвями, не имеющее главного ствола». Реальные определения могут быть истинными или ложными.
Номинальные определения понятий – уточняют значения используемой терминологии. С помощью номинальных определений вводятся также новые термины, краткие имена взамен более сложных описаний предметов.
Так, номинальным является определение: «Истец – лицо, в защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов которого возбуждено гражданское дело в порядке искового производства в суде общей юрисдикции, арбитражном или третейском суде».
Между реальными и номинальными определениями не всегда можно провести четкую границу. В толковых словарях, например, определения нередко содержат признаки и реальных, и номинальных.
Все определения можно также поделить на явные, раскрывающие существенные признаки предмета, и неявные, в которых указание существенных признаков (когда это сделать невозможно) заменяется контекстом, набором аксиом, ссылкой на противоположность, описанием способа построения объекта и т. д. Примеров явных определений очень много; см., например, в данной главе определения «понятие», «признаки», «объем понятия», «содержание понятия».
Одним из наиболее распространенных считается определение через род и видовое отличие: во-первых, выявляется принадлежность определяемого объекта к более широкому классу, во-вторых, определяются отличия данного (более узкого) подкласса объектов (вида). Например, самолет (определяемое понятие) – это (1, род) летательный аппарат тяжелее воздуха (2, видовое отличие), предназначенный для полетов в атмосфере за счет подъемной силы неподвижного относительно корпуса крыла и тяги силовой установки (определяющее понятие).
В зависимости от выбранного видового отличия определения могут быть: атрибутивными (указывается на свойство предметов; например, «человек – живое земное существо, одаренное разумом, свободной волей, словесною речью, способное трудиться»), генетическими (указывается на происхождение, например, «шар – геометрическое тело, образованное вращением полукруга или круга вокруг своего диаметра»), операциональными (указывается операция, с помощью которой данный предмет устанавливается, например, «сухим можно назвать предмет, на поверхности которого не обнаружена влага»), а также функциональными, структурными, причинными и некоторыми другими.
Деление и классификация понятий
При делении понятий происходит разбиение множества, входящего в объем родового понятия, на подмножества (на виды, а виды, в свою очередь, могут делиться на типы). Сумма объемов полученных подмножеств (видов) равна объему родового понятия, при этом объемы видов не пересекаются.
Деление понятия – логическая операция, в результате которой объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом подмножеств с помощью избранного основания. Деление раскрывает объем понятия путем выделения входящих в него возможных видов элементов.
Структура деления:
• делимое понятие, в объеме которого выделяются возможные виды;
• члены деления, которые представляют собой понятия видов, на которые делится объем делимого понятия;
• основание деления – признак, в соответствии с которым выделяются члены деления.
Объем понятия «безопасность» может быть поделен по разным основаниям. Если взять за основание деления характер опасности, то в объеме понятия «безопасность» можно выделить ряд ее видов – военная, информационная, экономическая и др. Основанием может быть объект защиты (личность, государство, общество). Если основанием деления служит социальный масштаб, то можно выделить глобальную, континентальную, региональную и т. д. безопасность.
В практической деятельности можно встретить несколько видов деления понятий. Иногда обращают внимание на неупорядоченное (по различным основаниям) и упорядоченное (по одному основанию) деление. В других случаях говорят о возможности деления по естественным (за основание берут существеннее признаки делимых понятий) и по искусственным (когда признак в качестве основания деления определяет сам исследователь) основаниям.
Большинство специалистов указывают, прежде всего, на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.
Дихотомическое деление – вид упорядоченного деления на два члена деления, когда объем понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака, на два противоречащие понятия: «А» и «не-А» (например, понятие «здание» делится на два противоречащих понятия: «одноэтажное здание» и «многоэтажное здание»). В свою очередь понятие «не-А» может делиться на два противоречащих: «Б» и «не-Б» а затем «не-Б» может делиться на «С» и «не-С» и т. д.
Дихотомия имеет преимущества: в ней не надо перечислять все виды делимого рода. Выделяется один вид, а затем образуются противоречащие понятия. Деление всегда соразмерно и производится по одному основанию. Однако объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным; четким и последовательным является по существу лишь деление на два первых противоречащих друг другу понятия.
Деление по видоизменению признака основано на том, что члены деления образуются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Так, науки на основании изменения их объектно-предметной области можно делить на естественные, технические, общественные, гуманитарные. К основанию предъявляются определенные требования; главное из них – объективность.
Выделяют также таксономическое и мерологическое деление понятий.
Таксономическое (от лат. taxare – оценивать) деление – это выделение в объеме родовых понятия подклассов, являющихся объемами видовых понятий. В свою очередь оно подразделяется на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.
Мерологическое (от греч. meros – часть) деление основано на отношении целого и части, сложного и простого. Такое деление предполагает расчленение целого объема понятия на простые составные части. Так, «здание» состоит из «фундамента», «стен», «перекрытий», «крыши».
Очень часто в исследовательской работе, при решении практических задач, в том числе в правовой деятельности необходимо осуществлять классификацию. Классификацией называют деление родового понятия на виды, подвиды, типы и т. д.
Классификация – распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.
Классификация получается как результат предварительного последовательного многоступенчатого деления понятия. Это своеобразная система взаимосвязанных мерологических и таксономических делений понятий. Создавая классификацию, важно иметь в виду их относительный характер, поскольку классификация часто является огрублением действительного положения дел.
Классификация может быть естественной и вспомогательной.
Естественная классификация производится по признакам, присущим самим классифицируемым объектам: по существенным признакам (считается подлинно научной классификацией), а также по признакам, статус которых – существенные или несущественные – не уточнен, не выяснен.
Вспомогательная классификация производится по несущественным признакам, по признакам, которые выделяет в объекте сам субъект (исследователь), которые важны для него в его деятельности (изысканиях), в решении конкретной задачи.
Так, студентов можно разделить на занимающихся в течение семестра на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и «практически не участвующих в учебном процессе»; это пример естественной классификации, а деление студентов на «никогда не опаздывающих на занятия», «имевших единичные опоздания» и «опаздывающих регулярно» нужно отнести, скорее, к вспомогательной классификации.
Каждая классификация относительна, приблизительна.
Цель классификации – систематизация знаний. Классификация отличается от деления относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах и т. д.
Примерами могут служить классификация типов учебных заведений, химических элементов (периодическая система Д. И. Менделеева), животных в биологии, языков, национальностей.
Классификация дает возможность рассмотреть все реальное многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды и типы и в огрубленной форме раскрыть связи между классифицируемыми предметами. Отличительные свойства классификации:
• выбранные в ней основания делений подчинены решению конкретной теоретической или практической проблемы (задачи, вопроса);
• распределение объектов в результате классификации по строгим классам (группам) позволяет судить об этих объектах по их принадлежности к тому или иному классу;
• результаты классификации могут быть представлены в виде схемы, таблицы или системы схем и таблиц.
Операционализация понятий — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см. Измерение; Индикатор социальный; Интерпретация основных понятий). Операционализация – позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные.
Процедура:
1. Перевод исходного понятия в показатели.
2. Перевод показателей в переменные.
3. Перевод переменных в индикаторы.
4. Определение методов сбора искомых данных.
Эмпирический индикатор позволяет:
- установить как и в какой форме надо подойти к сбору данных;
- правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария;
- определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).
Таким образом, работа с понятиями есть процедура установления связи между понятийным аппаратом и методическим инструментарием исследования.
14 Научное объяснение. Виды объяснений в науке
Объяснение представляет собой одну из важнейших функций научной теории и науки в целом. Понятие объяснения используется и в повседневном языке, в котором объяснить какое–либо явление означает сделать его ясным и понятным для нас. В течение последних столетий функция объяснения окружающего мира постепенно перешла к науке. В настоящее время именно наука делает понятным встречаемые явления, поэтому научное объяснение служит образцом для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность объяснения.
Виды научного объяснения:
1. Дедуктивно–номинологическое объяснение(ДНО) – К. Поппер и К. Гемпель.
Особенности:
• ДНО придает необходимый характер объясняемому событию. ДНО – логическое выведение объясняемого положения из некоторых посылок; если эти посылки истинны, а их истинность – одно из условий корректности объяснения, выведенное положение должно быть истинно. Другими словами, при ДНО события указывается причина или условие этого события; если причина имеет место, то должно существовать следствие.
• Общее утверждение должно быть законом природы, т.е. выражать необходимую связь явлений. В противном случае мы не получим объяснения. Таким образом, ДНО фактов, придавая объясняемым фактам необходимый характер, придает им новое понимание. Следовательно, ДНО является одним из средств достижения понимания природы.
2. Рациональное объяснение. (У. Дрей)
Для объяснения природных событий и фактов используется ДНО, а для общественных наук, имеющих дело с человеческой деятельностью, предлагается рациональное объяснение. В отличии от ДНО, которое обосновывает необходимость объясняемого явления, рациональное объяснение обосновывает лишь возможность объясняемого поступка.
3. Интенциональное объяснение.
Сущность его заключается в указании не на рациональность действия, а просто на цель индивида, осуществляющего действие. Например, мы видим бегущего человека и хотим объяснить, почему он бежит. Объяснение состоит в указании на цель, которую преследует индивид: он хочет успеть на поезд, поэтому и бежит. При этом нет речи об оценке рациональности его поступка и мы не спрашиваем даже, считает ли он сам, что поступает рационально. Для объяснения достаточно отметить, что цель заключается в том-то и том.
Однако люди иногда не совершают тех действий, которые неизбежно обеспечили бы достижение поставленной цели. Именно поэтому встречаются случаи, когда для достижения поставленной цели рационально необходимо употребить некоторое средство, а человек не совершает нужного действия: его удерживают морально-этические установки. Можно стремиться к некоторой цели, но одновременно отвергать средства, имеющиеся для ее достижения.
В.)Понимание – форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.
На всех этапах познавательной деятельности постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о котором отсутствует. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. При этом осуществляются такие процедуры, как:
интерпретация – первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция – объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция – разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия – качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д.
Следовательно, понимание представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию.
Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существоваших ранее.
Виды научного понимания:
• Понимание прошедших эпох (историческое понимание);
• Интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
• Понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей (понимание в социально – антропологических исследованиях);
• Понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествозании).
• Общими чертами всех видов понимания являются: взаимосвязь понимания и самопонимания; обусловленность понимания социально-историческими и культурными предпосылками; необходимость раскрытия смыслового контекста предмета понимания.
15 Понятие научной аргументации. Требования к аргументации в научных текстах
Научные тексты создаются в целях описания предмета, явления, системы знаний. Научный текст представляет собой описание результата научного исследования с присущими ему особенностями. Создание научного текста разбивается на два этапа: первый этап — исследование и второй этап — представление аргументации (изложение результатов и выводов).
Основной этап — этап исследования включает:
• — во-первых, выявление и формулировку проблемы; определение конечных целей и задач исследования; предварительную формулировку темы исследования;
• — во-вторых, изучение и анализ имеющейся литературы по данной теме; выделение на основании проведенного анализа основных концепций и оставшегося проблемного поля (вопросов, оставшихся без ответа), уточнение темы собственного исследования;
• — в-третьих, создание концепции исследования, подбор фактического материала, обоснование собственной точки зрения, собственных решений спорных проблем, критическую проверку и перепроверку своих аргументов, выявление новых