Фрагмент для ознакомления
2
деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
2) способен оказывать влияние на других членов группы;
3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
Функции лидера:
1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
2) выработка и поддержание групповых норм;
3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
5) установление и поддержание микроклимата группы.
Виды лидерства по М. Веберу:
1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;
2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;
3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Типы лидерства по реальной управленческой практике:
1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;
2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;
3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;
4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;
5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
25. Социологические проблемы управленческой практики.
Социологическим исследованием системы управления будем называть разновидность исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Целью социологических исследований систем управления могут быть:
• оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;
• отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;
• совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;
• выработка наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;
• изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;
• улучшение социальной ситуации в коллективе;
• снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный, характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Точечное исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными.
26. Понятие групповой сплоченности и методы социологического анализа групповой сплоченности.
Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
И.Вачков выделяет следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
Ø совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;
Ø достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю, нежелательно, например, объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
Ø атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
Ø активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
Ø привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
Ø квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
Ø наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
Ø присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).
В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях Чередниченко И. П., Тельных Н. В. малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее субъектов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем совместной эмоциональной привлекательности субъектов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.
27. Эффективность группы: сущность, критерии, методы повышения эффективности работы группы.
Под эффективностью групповой деятельности подразумевается как производительность труда в группе, так и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.
На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее композиции (состава). Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность – через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.
Критерии эффективности деятельности группы:
1) образовательный – включает знание предмета, общую образованность, культуру поведения;
2) профессиональный – включают профессиональную квалификацию, мастерство, творчество;
3) воспитательный – включают общественно-политическое и нравственное сознание и активную жизненную позицию.
Уровни соответствия деятельности группы предъявляемым к ней требованиям:
1) правовой или нормативный уровень – это соответствие группы, результатов ее работы обязательным требованиям, которые предъявляются к группе законом;
2) моральный, или сверхнормативный уровень – соответствие социальным ожиданиям, выраженным в форме нравственных суждений и общественных идеалов.
Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:
1) величина группы оказывает как положительное влияние (увеличивается количество людей с ярко выраженной индивидуальностью, облегчается распределение обязанностей, увеличивается объем обработки информации за единицу времени, повышается количество талантов и аналитиков), так и отрицательное (может уменьшаться сплоченность, увеличиваться дистанция и расхождение во мнениях между членами группы, что ведет к обострению взаимоотношений в группе, осложняет управление и организацию взаимодействия, вклад каждого участника группы значительно снижается);
2) характер и сложность задачи, стоящей перед группой;
3) композиция или индивидуальный состав группы – неоднородные группы лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами;
4) развитие группы (наличие общих целей, интересов, сплоченности). Так, низко развитая группа, способна решать только легкие задачи, группы среднего развития способны решать трудные задачи лишь при условии их личной значимости для каждого участника. Наиболее сложные задачи способны решать лишь высокоразвитые группы;
5) стиль лидерства связан с уровнем социально-психологического развития группы. Для хорошо развитых групп, способных к самоорганизации больше подходят демократичный и либеральный стили лидерства. К группам среднего уровня развития больше подходит гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности. В слаборазвитых группах, предпочтителен директивный стиль руководства с элементами демократичности;
6) микроклимат в группе, совместимость ее членов и их работоспособность;
7) форма организации ее деятельности:
а) коллективно-кооперативная – тесное взаимодействие и взаимозависимость участников группы в работе;
б) индивидуальная – основана на самостоятельной работе каждого;
в) скоординированная – каждый работает самостоятельно, но соотносительно с деятельностью остальных участников группы.
28. Социотехнический анализ в изучении проблем управления
Общество включает в себя множество социотехнических систем разного уровня, находящихся к тому же в разных отношениях друг к другу.
Цивилизация Нового времени с определенного момента своей истории начала развиваться не просто как человеческое сообщество, а, скорее, как некое гетерогенное образование, построенное из приспособленных (и приспосабливающихся) друг к другу «человеческих» и «технических» компонентов. Если использовать нашу терминологию, оно трансформировалось в социотехническую систему, точнее — в неспроектированную социотехническую систему.
Социотехническая система в качестве целевой функции имеет производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе управленческих, информационных. Эффективность деятельности таких организаций оценивается обычно через степень достижения поставленных целей.
Выделяют два типа социотехнических систем:
1.предприятия, занятые производством и распределением материальных ценностей и услуг;
2.учреждения, функционирующие в сфере умственного труда.
К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму- образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные, проектные
Несомненно, импульсы к созданию своего рода «общества-фабрики» в значительной мере поступали сверху. Что означает, например, знаменитое ленинское «коммунизм есть советская власть + электрификация всей страны»? Это не что иное, как формула своеобразного социотехнического синтеза, где тип политической организации и определенная техноструктура уравниваются в своем значении как паритетные составляющие общества нового типа.
Совершенствование и обновление техники вызывают изменения форм социальной жизнедеятельности, которые закрепляются в разделении труда, системе социальных ролей и статусов, институциональной структуре общества.
Однако развитие техники не только выступает причиной социальных сдвигов, но и само в немалой степени определяется социокультурным «профилем» социума. В частности, в зависимости от социально-исторических условий развитие техники может происходить в разных направлениях и разными темпами.
Начиная с определенного исторического момента отчетливо наблюдается такое встречавшееся ранее разве что в самых зачаточных формах явление, у как социальная адаптация техники, т.е. ее сознательная «подгонка» под особенности тех или иных социальных сред и сообществ, которая осуществляется на основе возрастающей по мере усложнения ' технических устройств потенциальной вариативности технических решений. В процессе такой «подгонки» социальное соотносится с техническим не внешним образом, а как бы входит «внутрь» проектной деятельности, превращаясь в имманентное ей организующее и направляющее начало.
В новых условиях объективно происходит процесс замещения технико – технологических факторов социальными, которые становятся приоритетными. Все более среди факторов социально – экономического и организационно-технического роста начинает доминировать человеческий потенциал (ЧП - способность человека к преобразовательной, творческой деятельности)
Социотехнический анализ представляет собой совокупность методических средств и технических приемов, используемых исследователем для получения нового знания о механизмах управления людьми в управляемых социальных системах.
Поскольку совместная деятельность людей предполагает разделение труда, ее можно представить как технологию по производству конечного продукта, связывающую в единую цепочку людей, занимающих «рабочие места».
Под «рабочим местом» здесь понимается совокупность требований (экспектаций) к качествам людей с позиций успешного выполнения ими определенных функций в технологическом процессе.
Для исследования явлений управления людьми предусматривается следующая процедура социотехнического анализа:
1 разрабатывается матрица конгруэнтности личностных качеств
работников и экспектаций рабочих мест;
2. создается типология рабочих мест;
3. методом опроса изучаются личностные качества;
4. методом экспертных оценок изучаются экспектации рабочих мест и социально-ролевые ожидания;
5. методом анализа документов и методом интервью изучается характер принимаемых решений (управленческих и инициативных) по перемещению людей;
29. Коммуникационный анализ в изучении проблем управления.
Коммуникационный анализ в социологии управления - совокупность методических средств и технических приемов, используемых в социологии управления для получения нового знания о закономерностях решения субъектом управления коммуникационных проблем.
Коммуникационный аудит - это анализ информационных потоков, циркулирующих в системе внутренних и внешних коммуникаций компании в процессе ее бизнес-деятельности.
Грамотно построенные коммуникации позволяют мотивировать сотрудников, формировать общую атмосферу единения, преодолевать конфликты, создавать отношения сотрудничества, ориентированные на решение общих задач.
Репутация - это нематериальный актив компании, который повышает ее стоимость на рынке, обеспечивает благоприятные условия при поиске партнеров и поставщиков, привлекает большее количество клиентов, помогает в диалоге с регулирующими органами, акционерами, другими группами общественности.
Достаточно поверхностного обзора сайтов консалтинговых фирм, РR агентств, предлагающих коммуникационные услуги, чтобы убедиться - среди специалистов по РR нет "строгого единства" в понимании того, что такое "коммуникационный аудит". Толкований, определений данного термина в сети множество. Вот некоторые из них.
Коммуникационный аудит - это анализ информационных потоков, циркулирующих в системе внутренних и внешних коммуникаций компании в процессе ее бизнес-деятельности.
Коммуникационный аудит - это ситуационный анализ, предполагающий полное и системное изучение всего коммуникативного поведения организации (личности) с целью выявления механизмов формирования и качественного уровня коммуникационных связей.
Коммуникационный аудит - это диагностический инструмент, позволяющий оценить существующие диспропорций между предполагаемыми и реальными отношениями между бизнес-структурой и ее целевыми аудиториями.
Многие фирмы под шапкой "Коммуникационный аудит" на деле предлагают своим клиентам экспертизу внутренних коммуникаций организации, оставляя за пределами рассмотрения диагностику внешних взаимодействий (СМИ, партнеры, клиенты, неформальные каналы коммуникации и др.) .
В последнее время, все чаще в предложениях консалтинговых фирм анализ коммуникаций компании также подразумевает диагностику ее репутации в различных целевых нишах, с дальнейшей разработкой стратегии по управлению репутацией (Reрutatiоn management) .
Сегодня большинство успешно работающих на рынке компаний пришли к пониманию того, что дальнейшее повышение конкурентоспособности, сохранение лидерских позиций на рынке возможно лишь при условии слаженной, эффективной работы системы коммуникаций компании - внутренних и внешних.
Самые известные мировые компании достигли своих высот в первую очередь благодаря тому, что они первыми осознали простую истину: хорошая репутация, сильный бренд, следование философии социально ответственного бизнеса конвертируются в капитал. Эффективные коммуникации - важнейший инструмент формирования позитивной деловой репутации компании.
Коммуникационный аудит дает возможность оценить состояние отношений компании со своими сотрудниками или с внешними целевыми аудиториями; позволяет оценить качество, эффективность использования официальных каналов коммуникации, например, ежегодных отчетов, бюллетеней новостей, пресс-релизов и пр.; часто служит своеобразным репером (точкой отсчета) для оценки эффективности последующих конкретных мероприятий в сфере связей с общественностью.
30. Инновационный анализ в изучении проблем управления.
Инновационный анализ - изучение с позиций развития организации.
Анализ инновационной деятельности, или инновационный анализ, изучает инновационные процессы организации (предприятия), ее инновационные потенциал и активность, эффективность инновационных проектов и мероприятий. Инновационная деятельность является одним из составляющих и актуальных в настоящее время видов практической (экономической, хозяйственной) деятельности хозяйствующих субъектов, поэтому положения, заложенные в определении предмета экономического анализа (анализа хозяйственной деятельности), в полной мере распространяются и на инновационный анализ.
В специальных литературных источниках встречаются различные подходы к определению предмета анализа хозяйственной деятельности. Самый простой из них, дошедший до нас со времен социалистической системы хозяйствования, определяет предмет экономического анализа как использование предприятием своих финансовых, материальных и трудовых ресурсов в соответствии с установленным планом. При этом объектом изучения выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия, отраженные в системе экономической информации. Исходя из этого, предметом экономического анализа является изучение совокупности данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ее результатах, отражаемых в системе экономической информации в целях разработки мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.
Однако инновационный анализ имеет специфику, обусловленную особенностями инновационной деятельности, которые в основном сводятся к следующему:
- состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, играют определяющую роль в эффективном инновационном развитии организации, поэтому инновационный анализ не ограничивается только экономическими данными, а