Фрагмент для ознакомления
2
10 Возраст в педагогике. Идея возрастосообразной школы в теории и практике образования
Возраст – временная характеристика индивидуального развития.
Виды возраста: · хронологический (количество прожитых лет) · биологический (функционирующее состояние организма человека на данный момент времени) · психологический (насколько человек адаптировался к требованиям среды, а так же уровень его интеллектуального развития, способность к обучению, его чувства, установки, ценностные ориентации и т.д.)
1) умственный возраст — для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет 1 — интеллектуальный коэффициент
умственный возраст х 100%;
IQ = хронологический возраст;
2) социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает);
3) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностная зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Возрастные ступени (усредненность) 1. от 0 до 10 дней и от 1 до 3 мес. – новорожденный 2. 1-2 мес. до 1 года – младенец 3. 1-3 лет – ранний детский возраст 4. 3 – 6-7 лет – дошкольный 5. 6-7 до 10 – младший школьный возраст 6. от 10-11 до 14-15 – подростковый 7. от 14-15 до 16-17 – ранний юношеский (старший школьный) 8. от 17 до 21 года (или до 18) – юность 9. от 21 до 50 – зрелость 60-75 традиционный пожилой возраст
Ключевые характеристики возраста: 1. социологическая ситуация развития – специфическая особенность каждого возраста, характеризующая отношение ребенка с социальной средой 2. ведущий вид деятельности – вид деятельности, который доминирует и преобладает в данном возрасте и способствует развитию и появлению психологических преобразований новорожденность – младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение с матерью раннее детство (1 – 3 года) – предметно-манипулятивная деятельность дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками старший школьный возраст (16-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность 3. психологическое новообразование – качество или свойство человека, которое появляется благодаря ведущей деятельности, и которого раньше не было новорожденность – младенчество (до 1 года) – потребность в общении со взрослым + дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния + восприятие объектов + автономная речь + начальные формы наглядно-действенного мышления + непроизвольное внимание раннее детство (1 – 3 года) – сознание Я САМ + узнавание и воспроизведение, наглядно-действенное мышление дошкольное детство ( 3-7 лет) – соподчинение мотивов. младший школьный возраст (7-11 лет) – произвольность. Чувство компетентности внутренний план действий, самоконтроль подростковый возраст (11-15 лет) – чувство взрослости. Я-концепция + личная рефлексия + потребность в общении со сверстниками старший школьный возраст (16-17 лет) – самоопределение + ориентация на будущее, мировоззрение. Самосознание.
Возрастосообразная школа -современные школы предметообразны. школа им дать этого не может, поскольку она чрезмерно теоретизирована и ориентирована чаще всего на процесс, а не на результат. Поэтому одна из основных идей модернизации формулируется так: если на каждой ступеньке ребенок решает для себя разные жизненные задачи, то необходимо сделать так, чтобы школа помогала решать эти задачи, то есть шла бы от интересов детей, их возможностей. Это и есть принцип возрастосообразности.
11 Сущность гуманистического воспитания, его специфические особенности, закономерности, принципы. Характеристика основных концепций воспитания школьников
В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.
В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования.
Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях – наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе. Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.
Современная отечественная концепция гуманистического воспитания.
Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).
12 Организация воспитательного процесса в современной школе: цель, содержание, формы, методы, результаты
Воспитательный процесс–это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И.Ф. Харламов).
Воспитательный процесс реализуется через организацию деятельности воспитанников, результат действий педагога выражается в качественных изменениях в сознании и поведении школьника.
По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, задачи, взаимные отношения.
Цель воспитательного процесса в школе – сформировать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.
Задачи воспитательного процесса в школе:
· формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
· приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;
· воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности;
· формирование у детей культуры межличностных отношений;
· развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;
· воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
· профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
· укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
· поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.
Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека, например, между внутренними стремлениями воспитанника и его поведением.
Компоненты воспитательного процесса:
1. Субъект – учитель, воспитатель, классный руководитель.
2. Объект-субъект –ученик, воспитанник, группа воспитанников.
3. Содержание –направления воспитания (нравственное, эстетическое, физическое, умственное).
4. Средства, способы –игра, общение, труд и др.
5. Цель – осознанное предвосхищение будущего результата воспитательной деятельности.
6. Результат –новые качества личности в эмоциональной, интеллектуальнй, духовной сферах.
Педагогическая деятельность в воспитательном процессе включает в себя следующие этапы:
· диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
· проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
· организация педагогического взаимодействия (реализация планов);
· анализ и оценка результатов.
Воспитательный процесс реализуется через воспитательную работу. Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.
Функции воспитательной работы в школе:
1. Диагностическая – всестороннее изучение особенностей развития и поведения учащихся и определение уровня их воспитанности.
2. Организаторско-стимулирующая –оказание помощи в организации досуга.
3. Объединительно-сплачивающая – создание здорового психологического микроклимата в классе, условий для увлекательной совместной деятельности учащихся, товарищеского общения, заботы друг о друге, предотвращение появления в классе группировок с негативной направленностью.
4. Координирующая–согласование педагогических усилий учителей-предметников по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществление единого подхода к детям, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
5. Личностно-развивающая – влияние на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
6. Воспитательная– педагогическое руководство развитием и формированием нравственных качеств, ценностных ориентиров каждого ученика класса и коллектива в целом.
7. Образовательная – расширение кругозора учащихся, помощь в профессиональной самореализации выпускников.
Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной работы в школе:
1. Критерии факта:
· упорядоченность жизни школы;
· состоявшийся единый коллектив;
· спланированность воспитательных воздействий в коллективе.
2. Критерии качества:
· приближенность поставленным целям;
· общий психологический климат;
· духовная воспитанность выпускников.
13 Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС ОО: направления, виды деятельности, требования к программам. Характеристика воспитательных результатов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное; Духовно – нравственное; Общеинтеллектуальное; Общекультурное; Социальное
Виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно – ценностное общение
Досугово – развлекательная деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.