Фрагмент для ознакомления
2
Формы организации математической деятельности Помимо основной организационной формы целесообразно использовать и такие формы, как экскурсии и наблюдения, ознакомление с литературными произведениями, а также формы организации самостоятельной деятельности детей — игровые упражнения с сенсорными эталонами, творческие игровые задания, алгоритмические игровые упражнения, конструктивные игры, логические игры и др. на математическом материале.
Классификация методов в математическом образовании Три классификации: по источнику приобретения знаний (словесный, наглядный, практический), по способу приобретения знаний (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемного изложения знаний, исследовательский), по характеру движения мысли от незнания к знанию (традуктивный, дедуктивный, индуктивный).
Современная парадигма математического образования Парадигма образования заключается в механизме развития математической культуры и способностей ребенка и в соответствующей разработке методологии проектирования математического образования периода дошкольного детства, отвечающей современному требованию усиления взаимодействия культурообразующей и рационально-когнитивной составляющих образования.
Основные категории и понятия математического образования дошкольного детства — математическое образование периода дошкольного детства обладает далеко не раскрытым потенциалом реализации своей адаптационной функции к развивающимся в обществе процессам информатизации и технологизации и поэтому является необходимой составляющей процесса формирования культуры растущего человека;
— основополагающими категориями и
понятиями математического образования периода дошкольного детства являются следующие: «математическое
образование периода дошкольного детства», «математическая культура личности», «математическая культура ребенка дошкольного возраста», «формирование математической культуры ре-
бенка дошкольного возраста», «проектирование математического образования периода дошкольного детства». Выделенные категории и понятия создают научный базис для осмысления математического образования периода дошкольного детства в русле взаимодействия рационально-когнитивной и культурообразующей составляющих образования;
— на основе включения в цели, содержание и формы математического образования адаптационного компонента, связанного с необходимостью адаптации ребенка к процессам технологиза-ции и информатизации общества, математическое образование периода дошкольного детства организуется как система, обеспечивающая интеграцию математической деятельности ребенка в его самостоятельную деятельность.
Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):
• освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
• овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
• стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Программные задачи:
1. Первая младшая группа (два-три года):
o обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
o учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
o учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
o развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
o дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
2. Вторая младшая группа (три-четыре года):
o учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
o научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
o познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
o учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
o познакомить с частями суток.
3. Средняя группа (четыре-пять лет):
o изучить цифры и порядковый счёт в пределах пяти;
o познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
o познакомить с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат, шар и куб, конус и цилиндр, овал и круг;
o совершенствовать навыки ориентации на плоскости (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
o развивать временные представления: последовательность годовых сезонов и частей суток.
4. Старшая и подготовительные группы (пять-семь лет):