Фрагмент для ознакомления
2
В Америке зреет тоталитарная демократия
Со времен грандиозного путешествия по США французского аристократа Алексиса де Токвиля в XIX веке стране американцы научились прислушиваться к мудрым европейским наблюдателям, которые глядят на США взором любящим, но критическим. Польский философ Збигнев Яновский — последний в долгой веренице интеллектуалов, высказавшихся о судьбе Америки.
При этом, в отличие от Токвиля, его наблюдения возникли не из продолжительного визита — Яновский прожил в Америке четверть века и преподавал в американском вузе.
Что еще важнее — не в пример де Токвилю, Яновский не стал сочинять панегирик США, а, пожив в свое время при коммунистическом тоталитаризме и от него пострадав, предупредил американский народ, что перед ним стоит та же угроза — пусть и в более мягком виде. Это не совсем справедливо по отношению к де Токвилю: при всем своем восхищении новой либеральной демократией в Северной Америке, он заранее высказал опасения, что ее демократия может захиреть, хотя на тот момент ничто этого не предвещало. Збигнев Яновский же утверждает, что это уже свершилось.
Яновский открывает свой труд “Homo Americanus: подъем тотальной демократии в Америке” цитатой большевика Александра Зиновьева (так в оригинале: автор назвал высланного 1978 году из страны и лишенного советского гражданства Зиновьева, давнего критика СССР, большевиком. — Прим. ИноСМИ), который вывел образ Homo Soveticus — Человека Советского, “порождаемого условиями существования общества коммунистического (социалистического) и являющегося носителем принципов жизни этого общества”. Яновский приводит пугающе убедительные доводы в пользу того, что американский демократический характер выродился в нечто рабское, а это, в свою очередь, порождает упадочный тоталитаризм.
Яновский не одиок в этом мнении — его разделяют многие из тех, кто эмигрировал в Америку из бывшего советского блока, спасаясь от советского коммунизма. Сравнивая свои наблюдения с болезненными воспоминаниями о прошлом, они уже некоторое время предупреждают, что так называемый “пробудизм” — не то иное, как мягкий тоталитаризм в другом обличье. Яновского, разумеется, отличает то, что, как человек глубоких знаний, в своей книге он докопался до самых корней нашего деспотического недуга. В этом отношении “Homo Americanus” — достойный продолжатель книги “Дьявол в демократии”, опубликованной другим польским философом — Рышардом Легутко.
Вслед за Легутко Яновский задает вопросы, которые либеральным демократам в лучшем случае покажутся неудобными, а в худшем — крамольными. В нас до сих пор жива привычка времен холодной войны раздражаться, когда кто-то дерзнет усомниться в том, что представители системы привыкли называть “нашей демократией” — подразумевая под этим непререкаемую власть либеральных элит. Но сегодня никто не верит, что модели постсоветской России или даже тоталитарно-капиталистического колосса под названием Китайская Народная Республика представляют реальную угрозу либеральной демократии, предлагая Западу более привлекательные альтернативы. На этот раз главный враг — это мы сами.
“Демократия XXI века как система перестала требовать от своих участников ответственности, интеллектуальной активности и нравственной дисциплины, — пишет Яновский. — Это царство каждому обещает удовлетворить несбыточные детские прихоти”.
Вне всяких сомнений тут сказалось увиденное им в университетских аудиториях, где молодежь самого процветающего общества в истории ведет себя как капризные и