Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ 2. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ВВЕДЕНИЯ
Представленный автореферат позволяет судить о том, что диссертантом было проведено серьезное и качественное исследование, хотя и несколько более узкое, чем заявлено в названии работы: автор изучал процесс формирования УУД, основанного на работе обучающихся с текстом. Подобную неточность можно исправить, несколько конкретизировав название диссертационного исследования. Оговорив общие замечания, перейдем к более детальному рассмотрению автореферата. Аргументируя актуальность предложенного исследования, диссертант справедливо замечает о возросшем интересе со стороны специалистов к проблеме универсальных учебных действий в целом и познавательных в том числе. При этом, насколько мы можем судить, диссертант основывается в своих выводах, главным образом, на отечественной педагогической традиции и современной российской ситуации, оставляя зарубежные находки за пределами своего внимания. Диссертант скупо оговаривается об исследовании PISA (Programme for International Student Assessment), заимствуя оттуда показатели читательской грамотности в России за период с 2012 по 2015 гг., и более к зарубежным источникам не обращается. Это в определенной степени объяснимо, ведь образовательные системы разных стран довольно сильно отличаются, однако, на наш взгляд (и это подтверждается теми же исследованиями PISA) формирование УУД
актуально для всего мирового сообщества. Соответственно, степень актуальности подобного исследования можно было бы расширить. Говоря о степени изученности проблемы, диссертант показывают свою прекрасную эрудированность в области отечественной педагогики, при этом, еще раз оговоримся, оставляет зарубежные исследования за пределами своего внимания. Вышеуказанная эрудиция позволяет автору рассмотреть и охарактеризовать существующие находки как в теоретических, так и практических областях, а также определить «болевые» точки изучаемой темы. Исходя из этого, формулируются основная проблема и тема исследования. Однако, на наш взгляд, они обозначены предельно широко (на что мы уже указывали в начале при обсуждении формулировки темы), в то время как реальное исследование имело свою специфику, поскольку автор разрабатывал концепцию УУД «на основе универсальных умений работать с текстовой информацией». Текст имел не меньшее значение для диссертанта, чем урочная и внеурочная деятельность, однако по каким-то причинам это игнорируется при постановки проблемы, а затем и при формулировании предмета исследования. При этом формулируя цель, гипотезу и задачи диссертационного исследования, автор вспоминает и о тексте, что видно, например, из следующей формулировки: «Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования познавательных универсальных учебных действий, основанную на работе обучающихся с текстом, в урочной и внеурочной деятельности