Фрагмент для ознакомления
2
Рецензия на фильм «Ленин в октябре»
«Ленин в октябре» Михаила Ромма является одним из самых известных художественных фильмов, снятых в первой половине XX века в СССР. Феномен данного кинопроизведения заключается не только в его популярности как в Советском Союзе, так и на Западе, но и в истории создания и оригинальных художественных решениях. При этом сама структура фильма и его специфика тесно связана со временем его созданием.
Картина «Ленин в октябре» была приурочена к 20-летнему юбилею Великой Октябрьской Социалистической Революции и вышла в прокат в 1937 году. За год до этого был объявлен конкурс на создание такого знакового фильма, который курировал лично И. В. Сталин. Ответственность для будущих создателей заключалась не только в том, чтобы отразить на экране революционные события. Главной задачей было впервые воплотить в художественном кинематографе звуковой образ В. И. Ленина. До этого единственным фильмом, где фигурировал образ вождя мирового пролетариата, был немой «Октябрь» С. Эйзенштейна. В конечном итоге в качестве студии для создания фильма был выбран «Мосфильм», а реализовывать замысел взялся на тот момент еще неизвестной М. Ромм. На роль Ленина был утвержден актёр Б. Щукин. Несмотря на то, что съёмки картины происходили крайне быстрыми темпами, её режиссёр ещё не имел колоссального опыта создания кино, готовый фильм получил одобрение Сталина. Большая премьера состоялась 7 ноября на торжественном заседании по случаю годовщины революции в Большом театре в Москве. Еще через год состоялась международная премьера фильма в США и Франции. «Ленин в октябре» был принят крайне тепло как и отечественным, так и зарубежным зрителем и отмечен критиками как один из наиболее выдающихся фильмов Советского Союза. В дальнейшем «Ленин в октябре» стал первой частью дилогии, которая продолжилась фильмом «Ленин в 1918 году».
Что обусловило ошеломительный успех этой картины? Безусловно, сказалось то, что она продемонстрировал широкой публике первый звуковой образ вождя мирового пролетариата. Однако самого факта данной репрезентации было бы недостаточно. Популярность «Ленина в октябре» обеспечили несомненные художественные достоинства картины. На протяжении фильма его композиционная структура была выстроена настолько грамотно, что М. Ромма можно смело называть достойным продолжателем делом С. Эйзенштейна, «Броненосец Потемкин» которого по сей день считается одним из наиболее выдающихся пропагандистских фильмов за все время существования мирового кинематографа. Ромм и Щукин смогли создать живой и привлекательный образ вождя, специфический, но узнаваемый, полюбившийся зрителю. Это был центральный образ, вокруг которого выстраивалась вся событийная линия.
Ленин в первом фильме дилогии – это невероятно яркий персонаж. В его фигуре выражено величие, которое подчеркивается с помощью композиции и художественного наполнения кадра [Приложение 1]. Зачастую персонаж расположен в центре кадра, на него падает свет, подчеркивая его значимость и положение. Но экранный Ленин притягателен вовсе не за счёт своей монументальности. Он не представляет собой