Фрагмент для ознакомления
2
В 2019 году на экраны российских кинотеатров вышел военно-драматический художественный фильм «Союз спасения», повествующий о восстании декабристов 1825 года. Фильм получил неоднозначные оценки как среди критиков, так и у зрителей. Попробуем разобраться, в чём причина таких разночтений.
Первое, что бросается в глаза при просмотре картины: её визуальная составляющая. Действительно, визуальный ряд в «Союзе спасения» выглядит крайне достойно и радует глаз. Хочется также отметить и костюмы персонажей, масштабные массовые сцены. Всё это создает впечатление хорошо проработанного и качественно сделанного фильма. Таким образом, в технической части вопросов не возникает, кроме как к музыке – мелодии песни Вячеслава Бутусова крайне странно звучат в фильме про декабристов и в большей степени мешают, чем помогают воспринимать происходящее на экране.
Если в отношении технической составляющей фильм способен называться весьма достойным продуктом, то в контексте сценарной работы, к сожалению, ничем выдающимся он похвастаться не может. Самое важное, что хотелось бы отметить: это очень специфическое представление персонажей на экране через всплывающие титры, написанные мелким шрифтом, которые люди в кинозале с задних рядов не могли даже разобрать. В этом смысле надежды у зрителей оставались только на свои хорошие познания в истории, ведь запутаться в обилии персонажей на экране в первые же десять минут фильма представляется элементарным делом. Понимания происходящего не добавляют и постоянные флешбеки, отсылающего зрителя то в 1809, то в 1825, то в 1820 годы. Действительно, в рамках одной картины проблематично было бы воспроизвести все нюансы развития движения декабристов, но тогда возникает вопрос: зачем делать полнометражный фильм для выпуска в кинотеатры, если можно сделать полноценный мини-сериал, не потеряв качество выпускаемого продукта? К сожалению, этот вопрос так и останется без ответа. Между тем, из-за частой смены действующих лиц, планов, ракурсов и хронологии событий большинство зрителей уже к середине фильма теряли интерес к происходящему на экране.
Перейдем к непосредственному разбору исторической части картины. Зачастую, параллельно с обвинениями любого фильма в отсутствии историзма в контексте показанных событий, звучит распространённый тезис о том, что любой художественный фильм, даже исторический, имеет полное право отклоняться от эпохи, поскольку художественное произведение по своей сути отличается от документалистики. С этим, конечно, можно согласиться, и мы отчасти разделяем этот взгляд. Действительно, зачастую сужение сюжетных линий в угоду зрелищности