Фрагмент для ознакомления
2
О своем творческом пути Немирович-Данченко рассказал и в книге мемуаров «Из прошлого». Огромный интерес к наследию Немировича-Данченко, его поистине уникальной личности обусловил также и обращение к вышеназванной книге. В своих мемуарах «Из прошлого» Владимир Немирович-Данченко вспоминал о театре своей юности так: «Знаменитое русское искусство, провозглашённое Гоголем и Щепкиным, всё более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным». И Немирович-Данченко описывает, в каком направлении осуществлялась работа над великой реформой русского театрального искусства.
Постановка спектаклей, разработка репертуара, совершенствование постановочно-сценической техники, создание стройной административно-организационной системы – казалось, что совершенно ничего не ускользало от деятельной натуры Немировича-Данченко. Стремясь к охвату театра в целом, он полагал, что абсолютно все работники театра служат для совершаемого на театральной сцене, спектакль – это торжественный и прекрасный момент, который призван облагородить действительность, влиять на трансформацию мира в лучшую сторону. И именно эта мысль является основой и его книги воспоминаний.
В.И. Немирович-Данченко встречался с А. Н. Островским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым. Был на премьере «Бесприданницы» в Малом театре в 1878 году. Дружил с А. П. Чеховым, сотрудничал с А. М. Горьким, Л. Н. Андреевым, А. А. Блоком. И ставил пьесы А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, Л. М. Леонова. И все это подробно описано в мемуарах. Так создается богатейшая культурная палитра театральной жизни того времени.
Рассматриваемая книга охватывает период жизни Немировича-Данченко до 1917 года, а самый главный акцент здесь – рождение нового Театра, нового театрального Искусства. Познание «жизни человеческого духа» - именно такую цель и ставил себе Немирович-Данченко в процессе создания театра.
В книге воспоминаний Немирович-Данченко описывал и собственный подход к репертуару. Репертуару Немирович-Данченко уделял особое внимание, поскольку театр он не мыслил без великих и идейных пьес, заставляющих человека думать, размышлять, наконец, совершенствоваться. Список режиссерских творений, описанных в его мемуарах, действительно поражает – А.П. Чехов и У. Шекспир, А.С. Пушкин и М. Горький, А.Н. Островский и Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов и т.д.
С особым уважением и признательностью Немирович-Данченко пишет о К.С. Станиславском. Первые постановки создавались Владимиром Ивановичем совместно с К. Станиславским, это творческое взаимодействие было поистине успешным. Станиславский и Немирович-Данченко в книге воспоминаний предстают как единомышленники, обладавшие уникальной способностью полностью вживаться, погружаться в стиль произведения, угадывать все малейшие текстовые изменения и сокращения, произведённые режиссурой.