Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1. Анализ затрат и выгод при принятии рационального решения.
Условие. У вас есть 3 дня на подготовку к двум зачетам: по Экономической и финансовой грамотности (ЭиФГ) и по Истории.
Если всё время вы потратите на ЭиФГ, то в первый день вы повысите оценку с 60 до 70 баллов, во второй – повысите оценку до 80 баллов, в третий – до 88 баллов. Так же – с Историей: в первый день вы повысите оценку с 55 до 65 баллов, во второй – повысите оценку до 75 баллов, в третий – до 80 баллов.
Задание: определите: сколько времени (в днях) необходимо потратить на Историю, а сколько – на ЭиФГ для максимизации (получение наибольшей) суммы балов по обоим предметам.
Обоснуйте ответ, используя принцип сравнения дополнительных выгод и дополнительных затрат. При этом необходимо использовать график или таблицу для иллюстрации выбора (график – подобно графику в модели «Граница производственных возможностей).
Задание 2. Использование процентов в экономических расчетах.
Условие. Предположим, студент в текущем учебном году сдал 8 экзаменов и получил по ним следующие результаты: 5 оценок «отлично» и 3 оценки «хорошо». В прошлом учебном году студент также сдал 8 экзаменов и получил 4 оценки
«отлично» и 4 оценок «хорошо».
Задание:
1. На сколько процентов студент повысил результат по оценкам «отлично» и на сколько процентов он снизил результат по оценкам «хорошо»? При ответе на задание покажите промежуточные вычисления.
2.
а) какую долю в процентах в общем итоге сдачи экзаменов в текущем году составили оценки «отлично»;
б) на какую величину (обязательно напишите ответ с единицами измерения) эта доля изменилась по сравнению с результатом по доле оценок «отлично» в предыдущем учебном году?
При ответе на задание покажите промежуточные вычисления.
Задание 3. Концепция ценности денег во времени.
Условие. Предположим, знакомый хочет занять у Вас на год сумму, равную 400 000 руб., и обещает отдать в конце срока займа 450 тыс. руб. Вы пока раздумываете о том, как использовать свободные деньги. Банковская ставка по вкладу на один год в среднем составляет 15 %, процентная ставка по надежным облигациям – 16 %.
Задание. Рассчитайте текущую стоимость денег, которые Вы получите от знакомого, если одолжите ему 400 тыс. руб. на один год. В чем будет состоять рациональное решение по возможности заключения со знакомым договора займа?
Фрагмент для ознакомления
2
Указания по выполнению практических заданий
Необходимо прочитать вопросы и представить письменный ответ на задание, используя аргументацию, основой которой могут быть положения экономической теории и теории финансовой грамотности, законодательные акты, источники литературы к теме (см. список основной и дополнительной литературы, материалы по темам) и сделав выводы, представляющие собой краткое обоснование ответа (вашего мнения) на вопросы.
При выполнении заданий при необходимости (требовании задания) следует показать промежуточные вычисления, которые необходимы для анализа данных и ответа на вопрос, требующий количественного анализа.
При выполнении задания см. материалы по теме 1.
Задание 1. Анализ затрат и выгод при принятии рационального решения.
Условие. У вас есть 3 дня на подготовку к двум зачетам: по Экономической и финансовой грамотности (ЭиФГ) и по Истории.
Если всё время вы потратите на ЭиФГ, то в первый день вы повысите оценку с 60 до 70 баллов, во второй – повысите оценку до 80 баллов, в третий – до 88 баллов. Так же – с Историей: в первый день вы повысите оценку с 55 до 65 баллов, во второй – повысите оценку до 75 баллов, в третий – до 80 баллов.
Задание: определите: сколько времени (в днях) необходимо потратить на Историю, а сколько – на ЭиФГ для максимизации (получение наибольшей) суммы балов по обоим предметам.
Обоснуйте ответ, используя принцип сравнения дополнительных выгод и дополнительных затрат. При этом необходимо использовать график или таблицу для иллюстрации выбора (график – подобно графику в модели «Граница производственных возможностей).
Решение:
Независимо от первоначальной величины балла, каждый день подготовки к предмету приносить дополнительную (предельную) полезность, определяемую приращением за один день баллов к уже имеющимся баллам.
Если начать с ЭиФГ подготовку к двум зачетам, то дополнительная полезность, приносимая первым днем, составит 10 баллов.
В то же время, потратив один день, студент сможет готовиться к Истории потенциально только два оставшихся дня. То есть, занимаясь первый день по ЭиФГ, студент теряет полезность третьего дня подготовки к Истории, она же будет альтернативной стоимостью – 5 баллов.
Сравнение выгод и затрат показывает, что сумма баллов (выгода) от первого дня, потраченного на экономику, больше, чем альтернативная ценность (затраты) – потеря баллов по Истории.
Для максимизации баллов по двум предметам имеет значение ограничение по времени и величина предельной полезности.
С учетом трех дней она наибольшая в первые два дня, как по ЭиФГ (по 10 баллов за 1 й и 2-й день), так и по Истории (по 10 баллов за 1 й и 2-й день)