Фрагмент для ознакомления
2
Веб-квест технология как способ повышения качества образования в условиях деятельности малокомплектных школ Севера
В настоящее время в России насчитывается 41 тысяча школ, более половины из которых относятся к сельским. На долю малокомплектных приходится свыше 30%. Есть регионы, «где насчитывается до 60 учеников»; доля таких школ «составляют 20 процентов» [4, с. 3]. Качество образования там значительно уступает городским, на что указывает состав участников всероссийских олимпиад: ребят из сельских школ практически нет. Сказанное всецело относится к Северу. В регионе насчитывается немало малокомплектных школ, функционирование которых является «важнейшими факторами духовного, социокультурного, экономического, этнокультурного возрождения и процветания коренных народов» [6, с. 14]. Одна из задач, стоящих перед системой образования, заключается в повышении его качества. Представляется, что действенным способом может быть использование веб-квест технологии, что вполне приемлемо в условиях деятельности малокомплектных школ Севера.
В психолого-педагогической литературе накоплен достаточный опыт использования технологии веб-квестов. В доказательство сказанного обратимся к ряду публикаций. Так, например, А.Н. Щербина, чья статья посвящена описанию проблемы применения инновационных технологий в системе реализации ФГОС сформулировала определение. Как отмечается в тексте работы, «веб-квест – это образовательная технология, в рамках которой педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, мотивируя к самостоятельному добыванию знаний» [7, с. 28]. В отличие от игр, требующих физического перемещения людей в оговоренном пространстве, веб-квесты обычно проходят в одном месте, допустим, в кабинете. Класс, разбившись на группы, решает общую учебную проблему с помощью информации, представленной в Интернете и указанной педагогом. И хотя школьники работают над решением своей подзадачи, тем не менее все учащиеся действуют «в едином информационном пространстве, не ощущая разрозненности в данных» благодаря гиперссылкам [7, с. 28]. Когда разрозненные факты и сведения объединяются, создается конечный продукт – собственные веб-страницы, творческие проекты. Как видно, обобщает А.Н. Щербина, «технология повышает мотивацию к процессу получения знаний» [7, с. 29].
С выводами, сделанными предыдущим автором, полностью согласна Н.В. Воробьева, в статье которой тоже доказывается, что технология веб-квеста является средством повышения качества образовательного процесса. Популярность применения объясняется, во-первых, востребованностью у школьников игрового содержания обучающегося контента, а во-вторых, тем, что Сетевая среда, где, собственно, и происходит решение задач, является привычным пространством для молодежи. Вместе с тем автор статьи