Фрагмент для ознакомления
2
Становление и развитие прогрессивной системы исполнения наказаний в России
В условиях реализации задач по расширению и дополнению существующей системы исправления осужденных к лишению свободы, углубления дифференцированного и индивидуального воздействия на них, поиска оптимальных путей стимулирования их правопослушного поведения важное значение приобретает изучение проблем применения институтов уголовно-исполнительного права, в числе которых особое место занимает прогрессивная система исполнения наказания.
В современном понимании прогрессивная система – это особый порядок исполнения и отбывания наказания, применяемый ко всем категориям осужденных с возможными (на заключительном этапе) всеми видами досрочного освобождения. Это точно регламентированный порядок исполнения лишения свободы с классификацией и раздельным содержанием осужденных в разных видах исправительных учреждений, ухудшающий или улучшающий статус осужденного в зависимости от его поведения и отношения к отбываемому наказанию. Основными целями прогрессивной системы исполнения наказания являются: стимулирование правопослушного поведения осужденных; индивидуализация и дифференциация наказания; изменение степени правоограничений в зависимости от поведения осужденного.
Рассматривая прогрессивную систему исполнения наказаний как совокупность прогрессивных норм, входящих, как в институт поощрения, так и в институт юридической ответственности, можно сделать вывод о том, что прогрессивная система исполнения наказания является полноценным правовым институтом. В пенитенциарной литературе не раз высказывалось мнение о том, что прогрессивная система – единый институт уголовно-исполнительного права.
В конце XVIII века в Россию стали проникать пенологические идеи, сформировавшиеся в Европе, представителями которых являлись Ч. Беккария, Д. Говард, И. Бентам. Под влиянием этих идей в 1819 г. было образовано Попечительное о тюрьмах общество. Первая статья Устава Попечительного о тюрьмах общества определяла его задачу как нравственное избавление преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей» [6, с. 365].
Определялись 5 средств исправления:
1) ближайший постоянный надзор над заключенными;
2) размещение их по роду преступлений или обвинений;
3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной;
4) занятие их приличными упражнениями;
5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.
Как свидетельствуют материалы инспектирования тюремных учреждений, доклады губернаторов и других лиц, условия и порядок содержания заключенных являлись неудовлетворительными. Тюремные учреждения были переполненными. На одно тюремное место приходилось от трех до пяти осужденных. Многие тюремные камеры были сырыми и затхлыми.
Особенно тяжелыми были условия на Сахалинской каторге, по поводу которой А.Ф. Кони писал: «Сахалинская тюрьма, пропитанная запахом гнили и разложения, переполненная не только людьми, но и отвратительными насекомыми – с разбитыми стеклами в окнах, невыносимой вонью в камерах и традиционной «парашей» – из надзирательской комнаты, где непривычному посетителю ночевать совершенно невозможно» [4, с. 62].
Наиболее жестоким средством воздействия на заключенных, нарушавших режим в тюрьмах, был карцер. Социально-экономические реформы, начавшиеся во второй половине ХIХ века, предопределили начало реформ в области уголовного законодательства, уголовного судопроизводства и тюрьмоведения.
Тюремная реформа осуществлялась в следующих направлениях: создание централизованной системы управления пенитенциарными учреждениями; формирование нормативной базы деятельности пенитенциарной системы; определение и нормативное закрепление средств исправительного воздействия в отношении осужденных; определение правового статуса тюремного персонала; реконструкция и строительство новых тюрем. В 1879 г. было создано Главное тюремное управление в составе Министерства внутренних дел, где сосредоточилось руководство тюрьмами. В тюрьмах стал активнее приниматься труд заключенных, улучшилось их медицинское обслуживание и материальное обеспечение [5, с. 213].
В начале Х1Х века в России стали возникать пенитенциарные учреждения для малолетних преступников, которые предназначались первоначально для содержания нравственно испорченных детей. Эти заведения основывались на частной инициативе и возможностях конкретных лиц воспитывать детей. Основная задача этих исправительных заведений определялось тем, чтобы отделить несовершеннолетних правонарушителей от взрослых преступников, совместное пребывание с которыми отрицательно сказывалось на нравственном и физическом развитии детей, способствовало формированию в них качеств привычного преступника.
Правовое регулирование исполнения наказания в отношении несовершеннолетних было установлено Законом от 5 декабря 1866 г. В соответствии с законом, организация и устройство таких приютов возлагалось на правительство, земства, общества, духовные органы и частных лиц. Колонии и приюты, создаваемые частными лицами, пользовались системой льгот. Недвижимое имущество таких заведений освобождалось от всяких налогов и сборов, им разрешалось разыгрывать благотворительную лотерею на нужды учреждения. Заведениям предоставлялось также право бесплатной пересылки корреспонденции по почте. Государство выделяло средства в расчете, необходимом для содержания каждого содержащегося. Однако количество пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних было ограничено и подавляющее число несовершеннолетних содержалось в общеуголовных пенитенциарных учреждениях (тюрьмах).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.
2. Дубровка В.А. К вопросу применения прогрессивной системы исполнения наказания // В книге: Борьба с преступностью: теория и практика. Тезисы докладов VІII Международной научно-практической конференции. Могилев, 2020. С. 297-300.
3. Пропостин А.А. Понятие и содержание прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. Редакторы: О.И. Андреева, С.А. Елисеев, А.С. Князьков, Л.М. Прозументов, М.К. Свиридов, В.А. Уткин. 2019. С. 73-74.
4. Савинова Е.А. Изменение условий отбывания наказания осужденных к лишению свободы как элемент прогрессивной системы исполнения наказаний // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения: сборник материалов международной научно-практической конференции: в 2 ч. Вологда, 2020. С. 62-68.
5. Скаков А.Б. О некоторых результатах применения прогрессивной системы исполнения лишения свободы // Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. Чебоксары, 2020. С. 213-226.
6. Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения наказаний и пробация требуют дальнейшего совершенствования // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28. № 3. С. 365-370.