Фрагмент для ознакомления
2
Реализация индивидуального подхода к младшим школьникам в деятельности учителя
Аннотация: В статье рассматривается ряд социально-психологических оснований индивидуального подхода в обучении как фактора формирования экологичной образовательной среды. Помимо этого, делается акцент на специфике применения индивидуального подхода в работе с младшим школьным возрастом, где навыки самоорганизации еще невысоки и от учителя требуется больше внимания к организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: индивидуальный подход в обучении, экология взаимодействия, экология образовательного пространства, личностно-ориентированное обучение, младший школьный возраст.
Отечественная система образования на данном этапе ставит перед собой задачу всестороннего личностного развития каждого обучающегося. О такой направленности работы системы образования говорят нам и Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, и Федеральный закон об образовании, и Федеральные целевые программы [5].
Вместе с тем, современное образование становится все более перегружено в плане содержания знаниевого компонента, и для проверки его усвоения вводятся все новые системы, такие как ЕГЭ, ГИА в школьном обучении, межпредметная итоговая аттестация в высших учебных заведениях.
Эта тенденция меньше влияет на учащихся младшего школьного возраста, которые в возрастном спектре далеки от подготовки к аттестации, и, тем не менее, требования образования меняются и по отношению к младшему школьнику. Последние события в мире и ситуация в области здравоохранения показывают нам, что актуальным становится переход на удаленное обучение, в том числе для начальной школы, а это будет обозначать потерю в качестве образовательного процесса и усвоении знаний.
Рост количества учебных материалов и сложности в организации обучения пагубно сказываются на качестве психологической атмосферы в образовательном учреждении, поскольку, педагоги начинают ориентироваться на знаниевый компонент (усвоение которого может быть проверено в ходе экзаменов, и влияет на оценку деятельности самого педагога) в ущерб работе по развитию личности учащегося (для которой не существует стандартизированных проверок).
При такой организации учебного процесса, очевидно, что отечественная система образования не удовлетворяет требованиям стандартов современного общества и современного прогрессивного образования [7, 23]. Поэтому так остро встает вопрос об экологизации образования и разработке твердых принципов индивидуализации подхода к обучению.
Проблемы индивидуального подхода в образовании исследовались Г. С. Смирновым, С. Н. Глазачевым, Н. М. Мамедовым, В. М. Назаренко и другими. Обобщая их мнения, можно так обозначить задачу этого процесса – это сохранение нравственной культуры общества, поддержка созидательной деятельности отдельной детской личности, повышение уровня комфортности психологической среды, внимание к личностным особенностям школьников и индивидуальным различиям.
Эта работа не исчерпывается индивидуальной беседой со школьником по вопросам усвоения учебного материала или воспитательным. Речь идет о создании учебного пространства, которое включает в себя такие перспективные для творчества сферы работы, как создание системы школьного самоуправления, служба медиации, работа по преодолению этнических и культурных различий между учащимися, творческие объединения по запросу и в соответствии с потребностями школьника [3, 134].
Образовательная среда представляет собой систему взаимодействия учащегося с множеством других субъектов (педагог, психолог, соученики), от каждого из которых он заимствует социо-культурные ценности. Потому создание именно образовательной среды (а не только линии отношений учитель-ученик), соответствующей задачам формирования всесторонне развитой личности, опосредованно формирует и саму эту личность.
Каким же образом индивидуальный подход в обучении и воспитании может быть реализован в младшей школе, и с какими сложностями, продиктованными возрастными особенностями, нам приходится сталкиваться?
Рассмотрим мнения разных педагогов об индивидуализации образовательного процесса.
И.М. Осмоловская: «Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика» [4, 135].
А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [6, 67].
Индивидуальный подход обеспечивает:
1. устранение трудностей в учении отдельных школьников,
2. возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое мероприятие, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.
Таким образом, мы можем отметить цели, к которым стремимся, реализуя индивидуальный подход. Это использование природных ресурсов каждой отдельной личности на высшем уровне, раскрытие потенциала личности, минимизацию негативных факторов развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аяпова А.А., Чухина Е.В., Айсина Э.Е. Дидактические условия организации дифференцированного обучения в начальной школе // Педагогическая наука и практика, № 1 (3), 2014, - С. 33-35.
2. Абжанова С.Д., Амирова Г.О. Виды и методы дифференцированной и индивидуальной работы в начальных классах" Вестник науки и образования, № 4-1 (82), 2020. – С. 61-64.
3. Красноруцкая Н.Г. Экология социокультурного образовательного пространства // Известия ВолгГТУ. 2014. №24 (151). - С.131-134.
4. Курдус Е.В. Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка // Гуманизация образования. 2009. №2. - С.133-138.
5. Министерство Образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор. Государственные и Федеральные целевые программы. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/prog/ Дата обращения: 15.02.2020.
6. Петрунева Р. М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. №5. - С.65-70.
7. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в гимназическом обучении. - М.: Владос, 2000. - 264 с.
8. Устинова Е. В. Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении // Казанский педагогический журнал. 2011. №3. - С.74-77