Фрагмент для ознакомления
                                    2
                                
                                    Аннотация: В статье рассматривается целостность педагогического процесса, его закономерности и принципы.
Ключевые слова: обучение, педагогический процесс, целостный педагогический процесс, закономерности целостного педагогического процесса, принципы целостного педагогического процесса.
Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. 
Педагогический процесс целесообразно рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности — образование человека. Общим качеством всех компонентов системы является взаимодействие педагога и учеников, в кото¬ром реализуются задачи обучения, воспитания и развития лич¬ности в их единстве и взаимосвязи.
Достижение позитивных, общественно и личностно значимых результатов образования возможно именно в целостном педагогическом процессе, в котором обнаруживаются определенные закономерности.
Целью нашей работы является изучение закономерностей и принципов целостного педагогического процесса. Для достижения поставленной цели нам необходимо:
1.	изучить понятие «целостный педагогический процесс»;
2.	выделить закономерности целостного педагогического процесса;
3.	выделить принципы целостного педагогического процесса.
Обратившись к истории возникновения педагогики, мы заключили, что впервые о единстве воспитания и обучения заговорили в XIX веке в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные  аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в  педагогических воззрениях И. Ф.  Гербарта,  отмечавшего,  что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование  (или образование характера) без обучения есть цель,  лишенная средства.  Более глубоко идея целостности  педагогического процесса  была выражена К. Д. Ушинским.  Он понимал ее как единство административного,  учебного и воспитательного элементов школьной деятельности.  От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.  
        Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев.  Общеобразовательный курс школы,  по его замыслу,  был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего  совершенствования личности гражданина. 
Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического  процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли  Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич,  С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. 
Исследователи по-разному подходят к определению педагогического процесса. Общим, объединяющим все определения, является рассматривание педагогического процесса, как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности. Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком 
                                
                             
                            
                                Фрагмент для ознакомления
                                    3
                                
                                    1.	Аманов Г.М. Закономерности педагогического процесса / Проблемы педагогики №6 (51). – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «Проблемы науки». – 2020 г.
2.	Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М. А. Данилов, Б. П. Есипов ; Под общ. ред. Б. П. Есипова ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 518 с.
3.	Закономерности целостного педагогического процесса [электронный ресурс]: https://lektsia.com/19x43f8.html (дата обращения 30.03.2022).
4.	Лихачев, Б. Т. Педагогика : Курс лекций : Учеб. пособие для студентов ВУЗов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.- пед. кадров / Б. Лихачев. - 2. изд., испр. и доп. - М. : Прометей : Юрайт, 1998. - 462 с.
5.	Образование как целостный педагогический процесс [электронный ресурс]: https://elib.bspu.by/bitstream/doc (дата обращения 30.03.22).
6.	Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 566  с.